- 2 -
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы алгоритмизации процесса обучения младших школьников
1.1. Сущность программированного обучения
1.2. Алгоритмизация обучения
1.3. Алгоритм и его основные виды
Выводы по I главе
Литература
Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.
Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы учебной работы, названной программированным обучением, одной из составляющих которого является алгоритмизация.
В настоящее время наука и техника развиваются настолько быстро, что своевременное обобщение потока научной информации без применения кибернетических средств представляет значительную трудность.
Не менее сложным является сообщение учащимся знаний, так как их объем из года в год увеличивается, тогда как сроки и методы обучения остаются неизменными. В связи с этим все большее число преподавателей приходит к выводу о недостаточности традиционных способов обучения и необходимости их совершенствования на основе новейших достижений науки и техники.
В школах уже появились компьютеры, но этого недостаточно. Самый лучший вариант оснастить подобным оборудованием каждый кабинет и включить элементы работы на компьютере в учебные программы по всем предметам. Но для этого необходима техническая ба-за. В настоящее время в начальных классах возможно использовать только элементы программированного и алгоритмизированного обучения. Поэтому тема данной работы является актуальной сегодня.
Разработкой программирования и алгоритмизации в обучении занимались такие ученые, как П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, Н. Ф. Талызина. В своих работах и исследованиях они доказывали эффективность программированного обучения и алгоритмизации.
Цель курсовой работы - теоретическое обоснование необходимости алгоритмизации процесса обучения младших школьников.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- определить сущность понятия «программированное обучение» и «алгоритмизация»;
- выявить основные виды алгоритмов;
- определить особенности работы с различными видами алгоритмов.
В психолого-педагогических исследованиях обычное, или тра-диционное обучение считается плохо управляемым. По мнению большинства отечественных ученых и педагогов, основными не-достатками традиционного обучения выступают следующие:
1. Усредненный общий темп изучения материала.
2. Единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися.
3. Непомерно большой удельный вес знаний, получаемых уча-щимися в готовом виде через учителя без опоры на самостоятель-ную работу по приобретению этих знаний.
4. Почти полное незнание учителем хода усвоения учащимися сообщаемых знаний (нет внутренней обратной связи и слабая внеш-няя обратная связь).
5. Недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся, опора в основном на учителя.
6. Преобладание словесных методов изложения знания, создаю-щих объективные предпосылки рассеивания внимания.
7. Затрудненность самостоятельной работы учащихся с учебни-ком из-за недостаточной расчлененности учебного материала, су-хости языка, почти полного отсутствия эмоционального воздей-ствия.
Возникновение программированного обучения связано с попыт-кой устранить эти и другие недостатки обычного обучения.
Программированное обучение - это система последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату.[6,37].
Значительную роль в формировании программированного обуче-ния сыграл известный психолог Б.Ф.Скиннер, который в 1954 г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления процессом обучения, построе-ния его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем.
Основным постулатом теории Б.Ф.Скиннера служит тезис о том, что ре-зультат предшествующего действия (вернее -- его психологичес-кий эффект) влияет на последующее поведение [6,87]. Следовательно, самим поведением можно управлять путем подбора определенных вознаграждений (подкреплений) верных действий, стимулируя, таким образом, дальнейшее поведение в ожидаемом русле.
В качестве центрального понятия для построения программи-рованного обучения выступает категория управления. Как отмечает Н.Ф.Талызина, «истинная проблема заключается в том, чтобы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управле-нием, включая и начальную школу и даже дошкольные учрежде-ния» [8, с. 54].
Б.Ф.Скиннер и его последователи выявили законы, по кото-рым формируется поведение, и на их основе сформулировали за-коны научения:
1. Закон эффекта подкрепления: если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то проч-ность связей нарастает, и наоборот. Отсюда вывод: в процессе обу-чения нужно больше положительных эмоций.
2. Закон упражнений: чем чаще проявляется связь между стиму-лом и реакцией, тем она прочнее (все данные получены экспери-ментальным путем).
3. Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реак-цией лежит отпечаток нервной системы в ее индивидуальном, специфическом состоянии.[6,45].
В основу технологии программированного обучения Б. Ф. Скиннер положил два требования:
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести педагогическую систему на самообучение уча-щихся.
В основе концепции программированного обучения лежат об-щие и частные дидактические принципы последовательности, до-ступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программиро-ванного обучения -- обучающей программы, представляющей со-бой упорядоченную последовательность задач. Для программиро-ванного обучения существенно наличие «дидактической маши-ны» (или программированного учебника). В этом обучении в опре-деленной мере реализуется индивидуальный подход как учет ха-рактера освоения обучающимся программы. Однако главным ос-тается то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.
Программированное обучение в конце 60-х -- начале 70-х гг. получило новое развитие в работах Л.Н. Ланды, который предло-жил алгоритмизировать этот процесс.
Алгоритм есть правило (обратное утверждение неправомер-но), предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу их простоты однозначно понимают-ся, исполняются всеми; это система указаний (предписаний) об этих действиях, о том, какие из них и как надо производить Алгоритмический процесс -- это система действий (операции с объектом, он есть не что иное, как последовательное и упоря-доченное выделение в том или ином объекте определенных его элементов. Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации и модельного представлении этого процесса.
Преимущества управления, программирования в образователь-ном процессе наиболее полно и теоретически обоснованно пред-ставлены в обучении, основанном на психологической теорю поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.[4,65].
В теории П. Я. Гальперина процесс формирования умственные действий проходит 5 этапов:
1. Предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения.
2. Формирование действия в материальном виде с развертыва-нием всех входящих в него операций.
3. Формирование действия во внешней речи.
4. Формирование действия во внутренней речи.
5. Переход действия в глубокие свернутые процессы мышле-ния[4,76].
Совместно с Н.Ф.Талызиной П.Я.Гальперин реализовал эту теорию на практике в процессе обучения. Исходными теоретиче-скими постулатами послужили следующие положения, разрабо-танные в отечественной психологии Л. С. Выготским, С. Л. Рубин-штейном, А.Н.Леонтьевым:
-- всякое внутреннее психическое есть превращенное, интерио-ризированное внешнее; сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая;
-- психика (сознание) и деятельность суть единство, а не тож-дество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом);
-- психическая, внутренняя деятельность имеет ту же структу-ру, что и внешняя, предметная;
-- психическое развитие имеет социальную природу: развитие человеческих индивидов пошло не путем развертывания внутрен-него, наследственно заложенного видовым опытом, а путем усвое-ния внешнего общественного опыта, закрепленного в средствах производства, в языке;
-- деятельностная природа психического образа позволяет рас-сматривать в качестве его единицы действие. Отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посред-ство тех действий, с помощью которых они формируются[4,65].
П. Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально но-вые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью фор-мирования действия и избегания ошибок. П.Я.Гальперин разгра-ничил две части осваиваемого предметного действия: его пони-мание и умение выполнить. Первая часть играет роль ориентиров-ки и названа ориентировочной, вторая -- исполнительной. П.Я.Галь-перин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее и «управляющей инстанцией»; позднее он назовет ее «штур-манской картой».[4,123]
В результате проведенных П.Я.Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что:
а) вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, об-разов и понятий составляет разные стороны одного и того же про-цесса. Более того, схемы действий и схемы предметов могут в зна-чительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать определенные способы действия, а за каждым звеном действия предполагаются опреде-ленные свойства его предмета;
б) умственный план составляет только один из идеальных пла-нов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека яв-ляется план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия;
в) действие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполнительная часть действия остается в материальном плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в конечном счете пре-вращается в двигательный навык;
Страницы: 1, 2, 3, 4