красuвее, удoбнее,
а вышло несъедобное.
Прим.: Случaй, красивeе, удобнeе -- ошибочное ударение
При использовании подобных рифмовок запоминание правильного произношения происходит неосознанно и ненавязчиво. Включение подобного рода заданий в урок позволяет детям немного повеселиться и , в то же время, служит для усвоения правильных литературных норм.
Через две недели был проведён повторный тест. Слова для расстановки ударений остались прежние.
Танцовщица
Гусеница
Звонит
Торты
Завидно
Баловаться
Фамилия, Имя
Правильный ответ
Неправильный ответ
Антипенко Дарья
4
2
Артюшина Катя
5
1
Бородин Саша
Воеводин Андрей
Вырыпаев Герман
6
0
Даниленко Света
Дубошина Таня
Зимина Наташа
Зуйкова Маша
Журавлев Вадим
Ивачева Ольга
Ирышков Даня
Каманин Ваня
Кафтасьев Миша
Коростелева Ирина
Машина Ольга
Чуйков Даня
Широлапова Маша
Утин Павел
Юдина Кристина
Якушева Даша
Повторный эксперимент показал, что дети усвоили правильную норму произношения для приведенных выше слов. Причем усвоение материала происходило незаметно для самих детей, в игровой форме. «Минутки-запоминалки» - один из видов заданий, которые помогли нам в обучении детей нормам произношения. Далее мы провели еще один тест, который включал слова, содержащиеся в стихах, но не разбираемые детьми.
Результат теста показал, что 75% детей верно расставили ударения в словах (красивее, мусоропровод, цыган, валом валит), что позволяет сделать вывод о том, что дети запомнили правильное произношение слов на неосознанном уровне.
Также нами использовались загадки, ответ на которые содержал слова, трудные для произношения.
По стране в поход идем --
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг .(Компас)
Буквы-значки, как бойцы - на парад,
В строгом порядке построились в ряд.(Алфавит)
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома - на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.(Портфель)
Подобные игровые задания использовались нами в начале урока, позволяя, с одной стороны, не нарушать плана урока по изучению материала, а с другой - за пару минут помочь усвоить детям правильное произношение слова.
Как мы уже говорили, работу над постановкой ударения можно ввести на любом уроке по русскому языку. Особенно это характерно работы над текстом. Приведем пример включения работы по предупреждению акцентологических ошибок при анализе рассказа К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна».
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.
У: Ребята, почему рассказ так назван?
У: Как автор описывает лису?
У: Обратите внимание на слово остры. Запомните, как оно произносится.
У: А что есть в лисьей норе?
У: Запомните, как произносится слово кладовые.
Особо необходимо отметить необходимость включение слов со сложностью в постановке ударения в тексты для пересказа, изложения. Первоначальная работа со словами перед написанием изложения, составлением пересказа способствует запоминанию правильного произношения. Особенно стоит обратить внимание на формы прошедшего времени многих глаголов, ударение в которых падает на основу во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание:
замдал, задалам, замдало, замдали;
намчал, началам, намчало, намчали.
Перед окончанием практики мы провели контрольный эксперимент, где предложили учащимся задание расставить ударения в словах:
Газированный
Гренки
Кухонный
Большого гуся
Жалюзи
Красивее
Баловать
Портфель
Компас
Занятой.
ФИ
Газиро
ванный
Гуся
Занятой
+
-
Как мы можем видеть из таблицы, слова, над которыми была проведена работа, ни у кого не вызвали затруднений при постановке в них ударения. Особую трудность вызвало слово гренки. Правильный ответ был отмечен лишь у двоих учащихся, но, вероятнее всего, он определен тем, что один ребенок поставил ударение «наобум», а второй просто списал у него ответ.
Таким образом, гипотеза о том, что при систематической работе над правильностью постановки ударения с использованием всех достижений методической мысли мы добьемся более осознанного результата в умении учащихся начальной школы соблюдать орфоэпические нормы в области ударения, подтвердилась.
Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее
эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия:
1.Систематичность - задания на усвоение правильных норм ударения текста проводить на каждом уроке русского языка.
2. Предлагать детям не более двух слов для акцентологической работы на уроке.
Заключение
Акцентология (от лат. accentus - ударение, акцент и греч. logos -- слово, учение) - раздел языкознания, изучающий природу и функцию ударения. Ударение - один из важнейших элементов устной речи, обладающее рядом особенностей: динамикой, разноместностью и подвижностью. В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму.
Процессы демократизации и либерализации, происходящие в нашем обществе, находят отражение в языке. Для использования русского языка в последние годы характерна установка на раскованность и свободу, которая чаще всего сопрягается с отрицанием «унифицированного» и «мумифицированного» русского языка эпохи тоталитаризма. Разгул свободомыслия выразился в тезисе: было бы что сказать, а как сказать - дело десятое. С одной стороны, это привело к ухудшению качества речи большинства носителей русского языка. С другой стороны, экстралингвистические особенности языкового бытования создали благоприятные условия для расширения границ литературного языка, изменения его состава, его норм.
В речи младших школьников встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения. Все отступления от орфоэпических норм целесообразно классифицировать по вызывающим их причинам. Для русских учащихся главными источниками возникновения произносительных ошибок являются письмо, просторечие и диалект. В соответствии с этим выделяются три типа наиболее частотных орфоэпических ошибок в речи детей младшего школьного возраста: орфоэпические ошибки, вызываемые влиянием написания слова; орфоэпические ошибки просторечного характера; орфоэпические ошибки диалектного происхождения.
Чтобы добиться «свободного владения языком», необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас учащихся, который предполагает и овладение акцентологическими нормами. Начинать работу над правильной постановкой ударения необходим уже с первого класса, при знакомстве с понятием «ударение».
Сделав сравнительный анализ учебников по русскому языку для начальной школы по двум программам, можно сделать вывод, что, несмотря на разнообразие форм работы над усвоением правильности произношения слов, авторами учебников предлагаются либо достаточно однотипные задания, либо не предлагаются вовсе. А ведь данный материал дает огромные возможности для речевого развития ребенка, для формирования красивой грамотной речи.
Библиографический список
1. Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти
профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. - 1997. - №6;
2 Бахмутова Е.А. Культура речи. Издание 2 испр. и доп. - Казань, изд.-во Казанского ун.-та, 1964;
3 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001;
4 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Междунар. Отношения, 1993;
5. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. - Л.:
Просвещение, 1971;
6. Егармина Т. Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников// Начальная школа. - 1979. - №6
7. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 1 кл. трехлет. нач.
шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский - М.: Просвещение, 1990;
8. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М.:
Просвещение, 1985;
9. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.:
Просвещение, 1975;
10. Львов М. Р. Основы развития младших школьников// Начальная школа. -1981. - №7;
11. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. - 2002. - №1;
12. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для
родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997;
13. Педагогическая энциклопедия. - М., 1968 - Т.4.
14. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.:
Просвещение, 1984;
15. Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. Черняк В.Д. М.2002;
16. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 2003;
17. Сиротинина О. Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 1983;
18. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1990;
16. Соловейчик М. С. О содержании работы по культуре речи// Начальная школа. - 1979. - №3;
17. Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами// Русский язык в школе. - 1995. - №3;
18. Фомичева Г. А. Речевое развитие младших школьников. - М.: Просвещение, 1993;
19. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982;
20. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9