Рефераты. Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление

Степень развития слухового сосредоточения у детей младшего школьного возраста достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать твердые орфоэпические навыки в правильной постановке ударения. Эта работа трудна для ребенка, поскольку он должен перейти от привычного произношения слов к нормативному путем образования слухоречевых дифференцировок. Часто обычное исправление ошибок не приводит к желаемым результатам -- ребенок продолжает ставить ударение неправильно, хотя его много раз поправляли, побуждали произносить слово правильно.

Какова причина этого явления? Когда ребенок о чем-нибудь живо рассказывает, он захвачен содержанием разговора и не сосредоточивает свое внимание на звучании слова. Кроме того, поправка, которую делает в этот момент учитель, касается лишь единичного случая произнесения слова, что приводит к разрыву между анализирующей и синтезирующей деятельностью ребенка. Необходимо показать ребенку правильное произношение на разных формах одного и того же слова. Следует при этом использовать начальные формы произвольного внимания, запоминания, лишь тогда у ребенка возможно качественно новое отношение к своей речи и появляются условия для анализирования и синтезирования слуховых восприятий.

Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ (из трех-четырех фраз), в который нужно вставить недостающие слова, например: мальчик гонит к пруду ... (гуся); гусята идут вперевалочку за ...(гусем) и т. д.

Для повышения интереса детей к этим упражнениям необходимо использовать картинки, инсценировки, игровые действия.

В целом, орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых. В устной речи имеются два разновидности произносительного стиля: стиль разговорный, иди неполный, и стиль публичной речи, полный. Разговорный стиль -- обычная речь, в которой отсутствует тщательная артикуляция и существуют отдельные отступления от орфоэпических норм. Полный стиль характеризуется безупречным произношением, несколько замедленным темпом речи и четкой дикцией.

Речь учителя в силу педагогической направленности является по характеру публичной речью, которую дети без затруднений воспринимают и на которой они учатся, поэтому она должна быть всегда орфоэпически выдержанной. Действительно, учитель начальных классов по сравнению с учителем-словесником среднего звена школы обладает большими преимуществами в деле совершенствования звуковой стороны речи детей. Это объясняется, на наш взгляд, двумя причинами. Первая - это огромный, непререкаемый авторитет учителя в глазах младших школьников, особенно первоклассников. Авторитет педагога подчас превышает авторитет окружающих ребенка членов семьи, а это означает, что образцы произношения, предъявляемые учителем, будут усваиваться детьми особенно тщательно, даже ревностно. Любопытен в этом отношении случай, изображенный писателем Л. В. Успенским: «В эвакуации на Урале русский язык моему сыну стала преподавать опытная и с сильной волей, очень симпатичная учительница тамошней школы. Ее русский язык в значительной мере был «народным говором среднего Урала», как теперь значится в одном из областных словарей, И приехав к семье на побывку, я столкнулся с недоумением жены. Сын говорит: «Мам, пошто ты мне хлеба не дала?» Мать замечает, что это не по-русски, а он с сознанием своей правоты возражает: «А Полина Сергеевна всегда говорит: «Пошто ты стиха-то не выучил?»

( Успенский Л. В. Культура речи.- М., 1976.-стр. 23.)

Второе обстоятельство, объясняющее огромные возможности учителя младших классов в повышении произносительной культуры учащихся - сама специфика процесса начального обучения. Почти все предметы (русский язык, математику, природоведение, труд) ведет один преподаватель, следовательно, в начальных классах легко осуществим орфоэпический режим при условии владения учителем нормами русского литературного языка.

Чтение и письмо, являясь ядерным эвеном воспитания произносительной культуры учащихся, включается в цепь всех речевых процессов таким образом: аудирование (слушание) - чтение и письмо - говорение. Первое место занимает аудирование, так как именно от восприятия образцового произношения, предъявляемом в основном учителем, начинается овладевание произносительными нормами. Далее, овладевая грамотным чтением, дети приучаются в своей речи следовать известным им правилам произношения. Следовательно, путь к достижению орфоэпически грамотной устной речи младших школьников лежит через организацию правильного чтения.

Первым критерием является значимость материала для процесса коммуникации. Следование названному критерию, с одной стороны, предполагает отбор наиболее употребительного, частотного и продуктивного для речевого общения произносительного материала. С другой стороны, важно отобрать не просто коммуникативно значимые языковые явления, а именно те, которые характерны для данного типа обучаемых и для определенного этапа обучения.

Отсюда второй критерий - специфичность объема языкового материала и форм его предъявления в процессе повышения культуры речи детей. В соответствии со вторым критерием произносительный минимум должен быть доступным для усвоения детьми младшего школьного возраста и включать в себя случаи, представляющие наибольшую трудность в самостоятельном практическом овладении. Произносительный минимум кроме орфоэпических правил включает в себя перечень конкретных слов, правильное произношение и ударение которых является предметом усвоения на начальном этапе обучения прежде всего это слова и грамматические формы, подчиняющиеся выделенным орфоэпическим правилам. Учет разного рода произносительных ошибок младших школьников заставляет ввести в минимум слова, не связанные с отобранными правилами, однако широко употребляемые детьми и вызывающие множество отклонений от нормы в их устной речи. При отборе слов учтена лексика учебного комплекса для начальных классов (букваря и азбуки, учебников русского языка и книг для чтения), а также частотность употребления слов в русском языке. Во время подготовки к работе над культурой живого слова, а также при ее проведении важно обеспечить условия, способствующие эффективному обучению, детей русскому литературному произношению и ударению. Успех в развитии звуковой стороны речи младших школьников зависит, главным образом, от двух обстоятельств: от речи учителя и от определенного уровня сформированности произносительно-слуховой культуры учащихся (Егармина Т. Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников// Начальная школа. - 1979. - №6. - с 13.)

Для успешного овладения учащимися литературным произношением необходимо становление и закрепление целого комплекса умений:

-- умение слушать звучащую речь;

-- умение слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи;

-- умение правильно воспроизводить услышанное на основе образца;

-- умение дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи;

-- умение соотносить слышимое и произносимое слово с видимым: определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова;

-- умение самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы в собственной устной речи и при чтении.

Формирование и развитие у младших школьников перечисленных умений и определяет содержание орфоэпической работы в начальных классах, того минимума, который является обязательным для усвоения младшими школьниками русского языка. Он включает орфоэпические правила современного русского литературного языка, а также слова и грамматические формы, значимые с точки зрения литературного произношения и ударения.

Таким образом, орфоэпическая правильность детской речи формируется, главным образом, путем подражания речи взрослых. Далее, овладевая грамотным чтением, дети приучаются в своей речи следовать известным им правилам произношения. На основе этого у младших школьников формируется тот минимум, который является обязательным для усвоения ими русского языка. Он включает орфоэпические правила современного русского литературного языка, а также слова и грамматические формы, значимые с точки зрения литературного произношения и ударения.

Глава 2. Методика работы над акцентологическими ошибками в речи

2.1 Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и исправления акцентологических ошибок

Соблюдение орфоэпических норм в речи является показателем уровня владения родным языком. Современные программы обучения побуждают учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Это можно увидеть, проанализировав учебники по русскому языку разных авторов. Подробнее мы остановимся на анализе учебников по программам «Гармония» - авторы Соловейчик М.С. и «Школа 2100» - авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Р.Е.

Проанализируем на предмет предупреждения и исправления акцентологических ошибок учебники по русскому языку по программе «Гармония». В учебнике для первого класса с первых же страниц акцентируется внимание детей на признаках хорошей речи (стр.5). Литературный материал на страницах учебника многообразен, в нем встречаются и слова, трудные для ребят с точки зрения правильной постановки ударения. Однако конкретная работа для усвоение орфоэпической нормы не предлагается, то есть система работы с акцентологическими нормами в отдельный вид работы не выделяется.

Однако учитель может использовать данный вид работы на основе литературного материала, представленного в учебнике. Например, упр. 21 на стр.15 (Пришел дед ко своей землянке,

А землянки нет уж и слЕда,

Перед ним изба.

В данном случае над словом, трудным в произношении, проставлено ударения. Но учителю, на наш взгляд, необходимо обращать внимание учащихся на подобные слова, проводить работу по их запоминанию.

Целенаправленно на усвоение орфоэпической нормы в области ударения дано упражнение на стр.62-63 учебника.

(банты, шарф, торты, кран, брала, дала, клала)

Задания:

· Найди слова в словаре;

· Поставь в словах ударения;

· На какие группы можно разделить слова по месту ударения.

Данное упражнение не только акцентирует внимание детей на словах, трудных для произношения, но и учит их пользоваться словарем.

Неоспоримым достоинством данного учебника является и наличие в конце учебника словарика «Как правильно говорит», в котором помещены встречающиеся на страницах сложные в плане постановки ударения слова.

Перейдем к рассмотрению на предмет работы над акцентологическими ошибками учебник по программе «Школа 2100».

На страницах данного учебника работа над усвоением правильных орфоэпических норм не предусматривается. Хотя литературный материал позволяет вести работу подобного вида, включая в работу над упражнением дополнительные задания на правильность постановки ударения. Например, упр. 45 на стр. 39 (гусята любят бывать у пруда, гусята шли за папой-гусем).

Таким образом, проанализировав учебники для первого класса по двум программам, мы пришли к выводу, что целенаправленная работа по предупреждению и исправлению акцентологических ошибок не ведется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.