Рефераты. Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление

2.3 Система упражнений, направленных на исправление и предупреждение акцентологических ошибок

Чтобы добиться «свободного владения языком», необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас учащихся, который предполагает и овладение акцентологическими нормами. Начинать работу над правильной постановкой ударения необходим уже с первого класса, при знакомстве с понятием «ударение». Специальное знакомство с орфоэпической нормой происходит на уроках русского языка после завершения периода обучения детей грамоте. Орфоэпические упражнения, предназначенные для знакомства с правилами литературного произношения, сосредоточены главным образом в центральных разделах «Звуки и буквы», «Слово».

Приведем примеры такой работы на основе программы «Гармония».

Эффективным средством закрепления литературного произношения и грамотного написания являются загадки. Детей младшего школьного возраста увлекает решение познавательной задачи, заключенной в данном виде заданий. Введение их в уроки не только помогает успешному решению задач образовательного и развивающего характера, но и обеспечивает необходимую смену видов деятельности учащихся.

У: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку. Ответ на нее вы найдете среди картинок, которые вы видите на доске.

Я думал: ног не унесу,

Есть и у храбрости границы!

Сегодня встретилась в лесу

Мне помесь гуся и синицы! (гусеница)

У: Итак, ребята, вы нашли отгадку среди картинок? Правильно, это гусеница. Запомните, как произносится это слово - гусеница.

У: Давайте составим с этим словом предложения.

Работа над нормами ударения может включаться в задания к любому тексту. Например, дан текст в учебнике:

Все гусиное семейство шло к пруду. За гусем-папой шли молодые гусята. Позади всех важно шагала гусыня-мама.

В данном тексте присутствуют два слова, требующие к себе внимание: к пруду и за гусем. Прежде чем приступить к работе над текстом, следует акцентировать внимание ребят на этих словах. Предложить составить с ними словосочетания или предложения и постараться запомнить, как они произносятся. Задания подобного рода можно использовать при любой работе с текстом, так как почти в каждом упражнении встречаются слова, где выбрать правильное ударение детям без помощи учителя трудно.

При работе над изложением и сочинением также можно и, на наш взгляд, необходимо использовать слова, в которых возможна неправильная постановка ударения.

Мы рассмотрели самые распространенные случаи, в которых возможно проведение работ по изучению акцентологии. На наш взгляд, такую работу можно вести на уроках русского языка по любой теме, включая в урок игровые «минутки-запоминалки», дополнительные задания на закрепление правильности постановки ударения, ребусы, кроссворды, загадки. Более подробно данные виды заданий будут рассмотрены далее.

В течении месяца я проходила педагогическую практику в средней школе №61 г. Пензы. Основное внимание в этот период было уделено вопросам развития речевой активности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности школьников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи, как уже говорилось в психолого-педагогической части дипломной работы, теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии уже в старшем дошкольном возрасте самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог и отвечать на вопросы, а также самостоятельно их задавать.

В ходе педагогической практики велось наблюдение за тем, как ученики используют в своей речи слова, трудные в произношении, но составляющие значительную часть от всех произносимых слов.

Основная задача, стоящая перед нами на данном этапе, заключалась в том, чтобы определить, какие именно слова трудны для произношения, как часто ребенок использует их в речи. Конечно, учителем велась работа по предупреждению и исправлению речевых ошибок. Особенно ярко она проявлялась на уроках чтения при работе с художественными текстами. Но на уроках по русскому языку данный вид работы использовался очень редко: если оставалось время на уроке или в учебнике было приведено упражнение по работе с нормами ударения.

В эксперименте принимали участие ученики 3 "А" класса - 21 человек. Констатирующий эксперимент проводился на уроке русского языка. Детям были предложены карточки со словами, в которых необходимо было расставить ударения.

Танцовщица

Гусеница

Звонит

Торты

Завидно

Баловаться

Ниже представлена таблица, в которую помещены результаты ответов учащихся.

Фамилия, Имя

Правильный ответ

Неправильный ответ

Антипенко Дарья

1

5

Артюшина Катя

0

6

Бородин Саша

1

5

Воеводин Андрей

1

5

Вырыпаев Герман

0

6

Даниленко Света

2

4

Дубошина Таня

0

6

Зимина Наташа

1

5

Зуйкова Маша

1

5

Журавлев Вадим

1

5

Ивачева Ольга

0

6

Ирышков Даня

0

6

Каманин Ваня

3

3

Кафтасьев Миша

1

5

Коростелева Ирина

2

4

Машина Ольга

2

4

Чуйков Даня

1

5

Широлапова Маша

1

5

Утин Павел

0

6

Юдина Кристина

2

4

Якушева Даша

1

5

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, данное задание вызвало большие затруднения в ходе выполнения.

Поэтому перед нами теперь стоит задача, чтобы в непринужденной и доступной форме помочь детям усвоить правильную произносительную норму. Для этого на формирующем этапе эксперимента нами были включены в уроки небольшие «минутки-запоминалки», включающие в себя слова, трудные для произношения:

1. Аты-баты, мост горбатый,

под мостом поет цыгaн,

а танцoвщицы сбежали,

напугал их таракан.

Прим.: цыган, танцовщuца -- ошибочное ударение

2. Раз лохматая горилла

крокодилу позвонuла.

Он с гориллой не дружил,

сразу трубку положuл.

Ему лучше не звонuть,

кто звонuт, тому водить.

1) полoжил -- ошибочное ударение;

2) в словах звонuть, звонuт, звонят и т.д. ударение с одного слога на другой не переходит.

3. В яслях дети баловaлись,

воспитатели ругались:

«Не балyйтесь, ремешок

вас посадит на горшок».

Прим.: в яслях, бaловались, не бaлуйся -- ошибочное ударение

4. Восемь гyсениц цепoчкой

поднимались вверх по бочке.

Может быть, там дефицит,

раз народ валoм валuт?

Доползли, глядят тоскливо:

в бочке бoчковое пиво.

Прим.: гусенuца и гусeница, цeпочка, вaлом вaлит, бочковoе -- ошибочное ударение.

5. Кукла Барби в воскресенье

отмечает день рожденья.

Ночью Барби не спалa

тoрты сладкие пекла.

Медвежонку было, видно,

и обидно, и завuдно.

Барби это понялa,

торт медовый отдала.

Прим.: Спaла, торты, зaвидно, пoняла -- ошибочное ударение

6. Абы-кабы в баобабы

лuфты, мусоропровoд,

окна прорубить, тогда бы

можно в них селить народ.

Прим.: Лифты, мусоропрoвод -- ошибочное ударение

7. Бaнты, франты, бьют куранты,

все откyпорить спешат

для детей бутыль с шампанским,

а для взрослых -- лимонад.

Кто сумел всё переврать,

тот и будет нас искать.

Прим.: Банты, откупoрить -- ошибочное ударение

8. Ай-яй-яй! Несчастный слyчай!

Я хотела сделать лучше,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.