Рефераты. Ядерная безопасность в постсоветском Казахстане

Первый источник угрозы, а именно, захват ядерного объекта террористами, представляется наиболее опасным. Террористический акт 11 сентября в США фактически уже явился фактом массового уничтожения мирного населения, правда, без использования оружия массового уничтожения. Однако он сразу же создал картину того, что может быть, если террористы получат доступ к ядерному оружию. К сожалению, существующие агентства, соглашения, клубы и другие институты не рассчитаны на ядерный терроризм и совершенно не эффективны для борьбы с ним. Они рассчитаны на государство, то есть на стабильный политика – правовой институт, который можно проверять через инспекции и к которому можно применить санкции и даже военную силу в случен необходимости. Если государство создает ядерное оружие, оно создает не одну бомбу, оно будет делать их много. Сколько же нужно для этого урана, плутония, можно достаточно легко вычислить. Это важный фактор в контроле над государством. Что касается террористических организаций, то их непредсказуемость и бесконтрольность может привести к масштабной катастрофе, превосходящей все предшествовавшие террористические акты. По природе своей ядерный терроризм отличается от «традиционного» масштабами, количеством возможных жертв и способами осуществления. Существует четыре возможных сценария ядерного терроризма:

1. Рассеивание высокорадиоактивного материала. (Полурадиоактивные взрывчатые вещества, «грязные» взрывные устройства). Опасность создания подобного устройства заключается в относительной простоте сборки и применения, целью которого является дестабилизация общества и создания паники. Проблема заключается в том, что к радиоактивным материалам, применяемым в «грязных» бомбах, относятся не только традиционные уран и плутоний, но и другие материалы, которые широко используются в сельском хозяйстве, промышленности, медицине и научных исследованиях, как, например, кобальт-60, цезий-137 (применяемые в медицине), иридий-192. Следовательно, контроль за распространением подобных материалов, не смотря на создание комитета Цангера и группы ядерных поставщиков, довольно затруднителен. Более того, после взрыва требуются дорогостоящие мероприятия по деактивации, а если взрыв происходит в густонаселенном районе, то подобные мероприятия могут потребовать крайних мер, вплоть до временного выселения. Но сточки зрения боевого использования это средство не такое уж эффективное. В этом смысле химическое оружие может дать больший эффект, и получить доступ к нему значительно легче.

Нападение или диверсия на ядерных энергетических установках и иных ядерных объектах. Согласно данным МАГАТЭ в мире действует 438 энергетических ядерных реакторов, 277 исследовательских реакторов, сотни объектов топливного цикла, такие как заводы по производству уранового концентрата, по конверсии урана, обогатительные предприятия, пункты временного хранения и переработки и т.д. Многие объекты в Азии, в связи с нехваткой средств, не оборудованы и не адаптированы для отражения и локализации последствий ядерной диверсии и не имеют достаточного уровня охраны. Даже в США «проектная угроза» для ядерных объектов не включает в себя защиты от нападений с воздуха. Частично это связано с тем, что угроза данного вида появилась относительно недавно и создание полного комплекса мер по защите ядерных объектов является проблематичным, т.к. просто неизвестен характер угрозы и методы, к которым могут прибегнуть террористы. Только на территории Казахстана находятся четыре уникальных исследовательских реактора, критический стенд, изохронный циклотрон, ускоритель тяжелых ионов и ускорителей электронов. В Росси также большое количество ядерных объектов: 29 ядерных реакторов, огромное количество запасов отработанного ядерного топлива и т.д. Охрана их сейчас улучшается, но далеко не достаточная [15, c.10].

Также одним из источников опасности Центральной Азии могут быть выведенные из строя системы хранения отходов урановой промышленности. В целях экономии времени и финансовых средств хвостохранилища и отвалы располагались вблизи источников сырья, зачастую в поймах и руслах рек Центрально – Азиатского региона. Данное обстоятельство, в свою очередь допускает возможность совершения террористических актов, которые могут привести к разрушению дамб, ограничивающих хвостохранилища, прорыву плотин и высокогорных озер на территории Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. В случае загрязнения водных артерий радиоактивными и токсичными отходами уранового производства поражены будут огромные территории и большое количество жителей регионов, выведены из оборота обширные сельскохозяйственные угодий, которые будут в течение ряда десятилетий содержать радионуклиды и токсичные примеси. Следовательно, объектами террористических актов потенциально являются не только АЭС, но обслуживающие и близлежащие объекты.

Хищение или приобретение делящегося материала с целью создания ядерного взрывного устройства. Основными инструментами регулирования в данной области являются нормативы МАГАТЭ, двусторонние договора о проверке, а так же Конвенция о защите ядерных материалов 1980 года с Приложением. В мире накоплено огромное количество оружейных ядерных материалов. Только в одной России 1200 тонн оружейного урана и 120 тонн плутония, для сравнения, в США 100 тонн плутония, 800 тонн урана, Пакистан обладает примерно 600-ми килограммами оружейного урана. Огромное количество информации доступно через Интернет, где можно получить детальные сведения о том, как создать примитивное ядерное устройство. Существует большое количество безработных специалистов-ядерщиков, которые могут осуществить сборку. Разрушительный эффект может быть большой, и в странах Азиатского региона уровень охраны довольно низкий, следовательно, захват и использование ядерного материала в Азии относительно вероятны. Однако это может не произвести должного впечатления на те государства, которые являются, прежде всего, целью терроризма. А это США и развитые страны Европы и Япония.

Также проблему составляет тот факт, что на территории бывшего СССР существовавшая прежде система контроля и управления объектами урановой промышленности пришла в полный упадок.

Проблема транспортировки ядерного материала, а также безопасное прохождение всего маршрута является составляющей гарантии ядерной безопасности как в Азии, так и во всем мире. Потому что вся система мер, которые обеспечивают перевозку отработанного ядерного топлива (ОЯТ), должны не только полностью совпадать со стандартами МАГАТЭ, но и быть реализованными в жизни. Иными словами, необходимо точно знать:

-что мы перевозим, и это так называемые гарантии безопасности состояния радионуклидного препарата;

-в чем вывозится, а именно – свойства контейнера, который изолирует нуклидное вещество от окружающей среды;

-в каком транспорте производится вывоз;

-по какому маршруту происходит вывоз.

Каждое из этих четырех составляющих при перемещении радионуклидного содержимого от предприятия, где оно наработано, до места доставки контролируется по всей системе гарантий – технических и финансовых.

2. Захват полноценного ядерного оружия. Несмотря на то, что ядерные боезаряды труднодоступны, возможность хищения путем подкупа или обмана все же остается. Стратегические ядерные заряды хранятся совместно с носителями в специальных местах и надежно охраняются, так что достать их оттуда практически невозможно. Кроме того, ядерные заряды создаются таким образом, чтобы они имели двойную, тройную систему защиты.

Большую проблему составляют тактические ядерные боезаряды, которые зачастую содержатся в хранилищах отдельно от носителей. Не все тактические ядерные изделия имеют соответствующую защиту, к ним получить доступ относительно легче. Насчитываются тысячи единиц тактического ядерного оружия (ТЯО), не охваченного формальными процедурами контроля над вооружениями. Они характеризуются:

-небольшим размером;

-большим количеством;

-отсутствием разрешительных процедур применения;

-нахождением за пределами центральных хранилищ.

В тоже время США и Россия, основные держатели ТЯО, не выразили какого – либо намерения провести переговоры по дальнейшему укреплению неформального и хрупкого режима контроля над ТЯО, основывающегося на параллельных односторонних декларациях, сделанных США и СССР/РФ в 1991 и 1992 г [8, с.2].

Захват ТЯО является наиболее опасным источником ядерной угрозы.

Сам факт похищения полноценного ТЯО может служить инструментом политического давления, а обладания ТЯО дает возможность выдвигать любые условия. Также остается вероятной добровольная передача в руки террористов ТЯО, с целью давления на сверхдержавы. Следовательно, проблема его хищения прямо связана с проблемой нераспространения ядерного оружия и появления новых государств с ядерным оружием в Азии. Чем больше количество стран обладают ядерным оружием, чем больше его на планете, тем больше вероятности его хищения и использования. Многие страны Азии, имеющие развитую мирную ядерную промышленность, ядерную энергетику, соответственно, имеют техническую возможность создать ядерное оружие, если они примут такое решение.

Таким образом, будучи не в состоянии эффективно воздействовать на процесс распространения ЯО в Азии, великие державы и международное сообщество не акцентируют внимание на факте распространения. Данный аспект составляет вторую компоненту ядерной безопасности в Азии, которая выражается в появлении новых ядерных государств.

1.2 Основы ядерной безопасности в период холодной войны и Казахстан


В работе рассматриваются вопросы формирования понятия «ядерной безопасности» в годы холодной войны. Отмечается, что ядерное оружие сыграло двоякую роль в мировом политическом альянсе: как средства устрашения и средства сдерживания ядерных амбиций супердержав [7, с.13].

В исследованиях политологов определенное место занимает теоретическое обоснование сохранения и увеличения ядерных арсеналов. Это концепции первого удара, ответно-встречного удара, ядерного сдерживания. Они характеризовали военно-политический аспект ядерной угрозы в годы холодной войны и указывали на состояние напряженности в отношениях двух ядерных держав.

Когда американо-советская гонка ядерных вооружений достигла своего предела, ядерное оружие приобрело функцию сдерживания, предотвращения использования самого этого оружия и военной силы вообще друг против друга. Вместе с тем, ядерные амбиции, сформировавшие огромный запас ядерных арсеналов, дали развитие Движению неприсоединения, формированию безъядерных зон. Хотя ядерная угроза в те годы имела доминирующее значение, достаточно четко определились тенденции ядерной безопасности.

В годы холодной войны Казахстан был одним из элементов в ядерной системе СССР и имел решающую роль. Республика, не имея возможности самостоятельно принимать решения в осуществлении ядерной политики, вместе с тем, явилась базой формирования процессов разрядки ядерной напряженности. К правовой базе процесса разрядки относятся, Указ о закрытии СИП, Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия Республик Беларуси, Украины и России, а также деятельность международного антиядерного движения «Невада-Семей» [17, с.25].

В годы холодной войны, приобретя ядерное оружие и создав его огромные арсеналы, США и СССР вели политику недопущения третьих стран в ядерный клуб и обе страны стремились сохранить за собой исключительное право на обладание ядерным арсеналом. Поэтому единственной сферой реального сотрудничества была сфера нераспространения ядерного оружия в других государствах. Это затрудняло и без того сложную ситуацию холодной войны, которая характеризовалась гонкой ядерных вооружений, конфликтами, балансированием на грани войны. Поэтому благодаря усилиям этих двух сверхдержав в 1968 году был подписан, а в1970 году вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.