Рефераты. Военно-политическое сотрудничество стран Ближнего Востока со странами Западной Европы и США

Это сделал его преемник А.Садат, который в мае 1971 г. подписал договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. Однако он же вскоре пошел на резкое изменение внешнеполитической ориентации АРЕ, взяв курс на установление партнерских отношений с США. В 1976 г. Садат расторг договор с Советским Союзом.

Со второй половины 70-х годов, особенно после заключения в 1979 г. мирного договора между АРЕ и Израилем, происходит все более тесное политическое и военное сближение Египта и Соединенных Штатов. Каир становится одним из главных стратегических партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке. Курс на развитие военно-политического сотрудничества с США продолжает и нынешний глава египетского государства X.Мубарак, хотя он и стремится сделать внешнюю политику АРЕ более сбалансированной.

Ориентация на США на современном этапе обосновывается правящими кругами страны тем, что Египет по-прежнему сильно нуждается в американской военной и экономической помощи, без которой политическая и экономическая стабильность в АРЕ может нарушиться или даже рухнуть (аналогичной точки зрения придерживаются и многие американские политики). Следовательно, необходимо всячески укреплять двустороннее сотрудничество. В Каире также полагают, что упрочение Египтом своего лидирующего места в арабском мире будет способствовать усилению позиций АРЕ как одного из наиболее значимых союзников США. Попытки же демонстративного оппонирования американской политике в регионе неизбежно окажутся неудачными и поэтому будут негативно отражаться на национальной мощи.

Поддержание и развитие египетско-американского военно-политического партнерства обусловлено в немалой степени общностью интересов двух государств по таким проблемам, как поддержание стабильности на Ближнем Востоке, сдерживание исламского радикализма и терроризма, успешное решение вопросов, связанных с арабо-израильским урегулированием.

Вашингтон, учитывая сохраняющуюся значимость Египта для продвижения американских интересов на Ближнем Востоке, заинтересован в дальнейшем укреплении отношений с Каиром и рассматривает Египет в качестве одного из ведущих партнеров в арабском мире. В 1988 г. АРЕ получила статус «союзника США вне НАТО», что означает возможность приобретения египтянами той же военной техники, на какую имеют право страны-члены альянса. Американская администрация не отказывается от предоставления ежегодной безвозмездной помощи АРЕ в размере 1,3 млрд. долл. на военные нужды, а также значительных сумм на экономические цели. На сегодняшний день Египет является крупнейшим получателем американской помощи среди арабских стран.

Основными официальными целями военно-политического курса США в отношении Египта являются: повышение возможностей вооруженных сил АРЕ противодействовать внешним угрозам, обеспечение доступа США к Суэцкому каналу и другим объектам египетской инфраструктуры, поощрение руководства АРЕ к поиску конструктивного диалога с внутренними оппозиционными силами.

Соединенные Штаты считают, что оказание содействия в реорганизации вооруженных сил АРЕ позволит улучшить их боевую сочетаемость с американскими войсками и армиями других стран НАТО, а также облегчит египтянам участие в коалиционных военных действиях, подобных операции «Буря в пустыне», и акциях по поддержанию мира. В Вашингтоне также полагают, что сильная зависимость египетской военной машины от американских поставок и материально-технического обеспечения служит своего рода страховкой от возможного возврата АРЕ к конфронтации с Израилем. При этом американцы считают, что «сила египетских военных, их связи с Соединенными Штатами являются лучшей гарантией стабильности Египта и его прозападного курса».

Со своей стороны египтяне предоставили ОЦК ВС США значительные льготы по использованию территории, воздушного пространства и портов АРЕ вплоть до складирования имущества СБР. Имеется соглашение о передаче в оперативное пользование 6-го флота ВМС США главной базы египетских ВМС Александрии на Средиземном море, пункта базирования Рас-Банас и порта Шарм-эш-Шейх на Красном море. ОЦК ВС США обладает возможностью (по предварительному согласованию) использовать аэродромы Вади-Кена, Каир (Международный), Каир (Западный), Рас-Банас, Эль-Ариш, Рас-Кусрани.

Есть все основания полагать, что Египет, учитывая стратегическую значимость для него американской помощи, продолжит курс на приоритетное развитие военно-политического сотрудничества с США.

Мавритания. В июле 1961 г. республика подписала соглашение об обороне и военной помощи с Францией, по которому французы брали на себя обязательство обучать и вооружать мавританскую армию, а также получили право размещать на территории страны свои военные базы. С середины 60-х годов прошлого века по мере укрепления внутри- и внешнеполитического положения мавританского государства масштабы военного сотрудничества с Францией сокращаются. Утрачивает свою силу соглашение об обороне. В 1966 г. французские войска покинули территорию страны. Ситуация изменилась в конце 1977 г., когда Франция оказала военную помощь Мавритании в войне против западносахарского Фронта ПОЛИСАРИО. С 1999 г. после прекращения военных связей с Францией отмечается расширение военных связей Мавритании с США.

Марокко. С первых лет независимости руководство Марокко в вопросах внешней политики и обеспечения национальной безопасности отдавало приоритет развитию военно-политических связей с государствами Запада. Особенно активно они стали развиваться во время войны в Западной Сахаре (1975–1991 гг.), когда страны НАТО, используя трудности, испытываемые Рабатом, сумели еще прочнее привязать к себе королевство, вынудив его идти в русле западной политики по многим важным международным вопросам. Однако утверждать, что марокканцы полностью следуют этой линии, было бы неверным. С другой стороны, Рабат никогда не получал от западных партнеров официальных гарантий своей безопасности.

Важное стратегическое положение Марокко во многом объясняет внимание Вашингтона к этой стране. США неоднократно заявляли о своей непосредственной заинтересованности в укреплении безопасности королевства. В 1982 г. создан и регулярно проводит свои заседания совместный комитет по вопросам военного и военно-технического сотрудничества. Оно развивается по следующим основным направлениям: участие США в подготовке марокканских военных кадров, продажа или передача королевской армии на безвозмездной основе (ежегодно на сумму до 50 млн. долл.) оружия и военной техники, проведение совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке штабов и войск, обмен военными делегациями и визитами военных кораблей. Важным элементом сотрудничества является предоставление американцам права на использование целого ряда объектов военной инфраструктуры Марокко. Так, по соглашению 1982 г. США получили возможность использовать ВВБ в Кенитре, Сиди-Слимане и Бен-Герире «в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на Ближнем Востоке и в Африке». С 1987 г. США могут использовать ВВБ Бен-Герир и в качестве запасного аэродрома для аварийной посадки космических кораблей многоразового использования.

Следует отметить, что военная помощь США носит дозированный характер и не имеет тенденции к существенному расширению. Как правило, американцы стараются направлять свои усилия преимущественно на развитие необходимых им элементов марокканской инфраструктуры, что не всегда отвечает интересам страны. Кроме того, в Рабате не скрывают своего недовольства американо-французской договоренностью о том, что объемы военной помощи и поставок оружия королевству не должны нарушать баланса сил между Марокко и Алжиром даже в случае обострения отношений между соседними государствами.

Давние традиции имеет военно-политическое партнерство Марокко с Францией. С Парижем заключено несколько соглашений о сотрудничестве в военной области. Проводятся совместные учения. Франция сохраняет за собой позиции одного из ведущих поставщиков военной техники для марокканских вооруженных сил.

Прочные военно-политические связи поддерживает Марокко с Испанией. В 1989 г. страны заключили договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Ранее, в 1984 г., было подписано соглашение о военном сотрудничестве. Мадрид оказывал Рабату помощь в войне против Фронта ПОЛИСАРИО. На регулярной основе проводятся совместные учения. В целом сотрудничество с Испанией рассматривается марокканским руководством как важный фактор стабильности в Западном Средиземноморье.

Есть в мароккано-испанских отношениях и ряд серьезных нерешенных проблем. Главная из них – вопрос о принадлежности анклавов Сеута и Мелилья, которые Марокко стремится вернуть под свой контроль. Однако Испания категорически отказывается сделать это. Оба города включены в единое оборонное пространство НАТО.

В июле 2002 г. обострился мароккано-испанский спор из-за принадлежности маленького острова Лейла (Перехиль). Кроме того, спорными территориями считается и ряд других прибрежных островов. В последнее время обостряется конфликт из-за линии прохождения морской границы между Канарскими островами и марокканским регионом Тарфия. Причем в спорном районе возможно залегание крупных запасов нефти.

Между двумя государствами имеются также противоречия по вопросам разграничения зон рыболовства в Средиземном море и в Атлантическом океане. Мадрид и Рабат выступают с взаимными обвинениями в содействии пограничной мафии в деле нелегальной иммиграции и наркоторговле. Вместе с тем спецслужбы двух стран наладили сотрудничество в деле борьбы с терроризмом.

Марокко развивает активное военное сотрудничество и с другими странами НАТО, с которыми заключены двусторонние договоры и соглашения о совместных мероприятиях по боевой подготовке, военно-техническому сотрудничеству, о предоставлении марокканской территории для проведения учений подразделениями иностранных армий. Так, с Великобританией имеются соглашения о военном сотрудничестве и использовании марокканской территории для учений британских ВВС. С Италией в 1991 г. заключен договор о дружбе и сотрудничестве, а ранее, в 1977 г., подписано соглашение о военном сотрудничестве. С Португалией в 1994 г. заключен договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Имеется соглашение с Бельгией о предоставлении марокканской территории для проведения мероприятий по боевой подготовке бельгийской армии. В то же время следует отметить, что с окончанием холодной войны внимание к Марокко со стороны западных партнеров ослабевает.

Тунис. Важную роль в политике республики играла и продолжает играть в целом прозападная ориентация Туниса, его тесные связи с США и Францией, в т.ч. по вопросам обороны и обеспечения безопасности. Тем не менее тунисское руководство не идет на заключение специальных договоров со странами Запада, которые бы официально закрепили и регулировали фактически существующие союзнические отношения с ними.

В 1957 г. Тунис был одной из немногих арабских стран, одобривших «доктрину Эйзенхауэра», предусматривавшую усиление американского влияния на Ближнем и Среднем Востоке, после чего Вашингтон начал оказывать республике экономическую, финансовую, а вскоре и военную помощь. На сегодняшний день Тунис наряду с Марокко является основным военно-политическим партнером Вашингтона в Арабском Магрибе.

В конце 60-х годов нормализуются отношения с Францией. Более того, по целому ряду вопросов Тунис начинает координировать свою внешнюю политику с Парижем. Получает развитие двустороннее сотрудничество в военной сфере.

В 1980 г. резко ухудшились отношения между Тунисом и Ливией. По обе стороны границы началась концентрация войск. Руководство республики обратилось к Западу за поддержкой для отражения возможной ливийской агрессии. В ответ Франция и США заявили о готовности оказать военную помощь Тунису и направили свои боевые корабли к ливийскому побережью, что охладило пыл М. Каддафи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.