Рефераты. Влияния на совершенствование Республики Кубы закона Хелмса-Бертона

На следующий день, 12 декабря 1996 г., на Генеральной Ассамблее ООН состоялось очередное обсуждение вопроса об экономическом эмбарго США против Кубы. И уже шестой год подряд мировое сообщество подавляющим большинством голосов высказалось за его отмену. В мае 1996 г., проходит организованный ООН в Риме Всемирный продовольственный саммит. В этом саммите приняли участие представители 120 стран. Активную роль на нем играли различные международные организации, занимающиеся проблемами продовольствия. Эти дни были насыщены десятками важных встреч с высшими государственными деятелями Италии: президентом республики Луиджи Скальфаро, премьер-министром Романе Проди, представителями деловых кругов. Фидель провел переговоры с руководителями ряда других стран, приехавших на совещание. Однако одним из важных событий во время пребывания Ф. Кастро в Вечном Городе стала его встреча с папой римским Иоанном Павлом II. Папа римский, убежденный противник атеизма, с момента восхождения на Святой престол в Ватикане, с каждым годом все более решительно стал выступать с критикой капитализма. Ему как христианину претит преклонение перед дикими законами рынка, порождающими обман, алчность и стяжательство, коррупцию, моральную и физическую деградацию, ведущими к трагическому расслоению на богатых и нищих, превращающими обездоленное большинство в изгоев общества. Показательно, что выступления Ф. Кастро и папы римского на Всемирном продовольственном форуме были очень близки по духу и содержали обличительную критику неолиберальной модели. Оба, обращаясь к его участникам, подчеркнули недопустимость любых экономических санкций, из-за которых страдают миллионы ни в чем не повинных людей. Фидель Кастро и Папа римский обменялись мнениями по наиболее животрепещущим для обоих вопросам: положению церкви на Кубе и борьбе против экономической блокады острова со стороны США. Папа сказал, что постоянно молится за Кубу[63].

Ответный визит Иоанна Павла II на остров состоялся 21 – 25 января 1998 г. Папа посетил ряд кубинских городов, где выступил перед многочисленной аудиторией. Он встречался и обсуждал проблемы католической церкви на Кубе со священнослужителями и кубинскими государственными руководителями. Состоялся обмен мнениями между понтификом и Фиделем Кастро по актуальным проблемам современности. Они выразили общую озабоченность остротой социально-экономических проблем в мире и силовым диктатом Вашингтона. Папа римский осудил экономическую блокаду Кубы со стороны США и, в частности закон Хелмса-Бертона. Но не только глава католической церкви выступил против американской агрессии на Кубу.

На встрече в верхах в Панаме в сентябре 1998 г. президенты 12 латиноамериканских государств вновь вернулись к теме односторонних санкций и практике экстерриториальности национального законодательства. В "Декларации Панамы" закон Хелмса-Бертона был охарактеризован как "противоречащий общепринятым правовым нормам и принципам международного сосуществования"[64].

Тем не менее практика взаимоотношений современных государств гораздо сложнее самых разумных правовых предписаний. Ведь противостоять США, могущественной державе с огромным военным потенциалом, изощренной в политическом лицемерии и шантаже, непросто.

Вот уже 12 лет подряд Гавана представляет на рассмотрение этого международного форума проект резолюции «О необходимости положить конец экономической, торговой и финансовой блокаде Кубы, установленной Соединенными Штатами Америки». В прошлом году за принятие резолюции проголосовало 173 государства, против же выступили лишь США, Израиль и одно из небольших островных государств (четыре страны – члены ООН воздержались). В ноябре Куба снова представит проект этой резолюции на голосование в ООН.


2.2 Развитие отношений Кубы и России


С нотой протеста выступил и МИД России. Государственная Дума РФ резко осудила принятие США так называемого закона Хелмса-Бертона, предусматривающего ужесточение экономической блокады Кубы.

«Создается опасный прецедент, когда национальное законодательство одного государства, вопреки сложившейся практике международного общения, распространяет свое действие на торгово-экономические связи других стран», – подчеркивается в заявлении Госдумы[65].

Для России, как и для большинства других стран, неприемлемы длящиеся вот уже 40 лет блокада и торгово-экономическое эмбарго США в отношении Кубы. Россия выступает за полную нормализацию обстановки вокруг Кубы – отмену эмбарго и реинтеграцию страны в региональные институты сотрудничества. Уважая политический выбор кубинского народа, Россия верна своему традиционному тезису о том, что права человека должны служить объединению, а не разъединению государств и народов. Особое значение для будущего наших отношений имел состоявшийся 13 – 17 декабря 2000 г. официальный визит президента В.В. Путина на Кубу, ставший этапным событием в российско-кубинском и российско-латиноамериканском сотрудничестве в целом.

Визит продемонстрировал, что у российского и кубинского руководства существует политическая воля к активизации отношений, расчистке завалов, возникших в двусторонних связях в начале 90-х годов, и определению перспектив сотрудничества между двумя государствами в экономической сфере. В ходе переговоров в Гаване была достигнута важная принципиальная договоренность: Россия и Куба намерены и в дальнейшем развивать между собой активное сотрудничество, исходя из высокого уровня отношений и опираясь на чувства дружбы и взаимопонимания, существующие между нашими странами и народами. При этом, разумеется, такие связи должны строиться с учетом реалий обеих стран, базироваться на принципах международного права, взаимной выгоды и правилах международной конкуренции[66].

Немаловажным является визит 27 – 29 сентября 2004 главы МИД РФ Сергея Лаврова на Кубу по приглашению правительства острова Свободы. Эта поездка стала важным вкладом в дальнейшее развитие отношений дружбы, взаимопонимания и сотрудничества между двумя странами. В ходе данного визита были обсуждены вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества между Россией и Кубой. Были отмечены перспективы интенсификации связей в этой сфере и заинтересованность кубинской стороны в целом ряде предложений российских компаний, включая такие сферы, как автомобильный транспорт, медицинское оборудование, разработка минеральных ресурсов, участие в модернизации энергетического сектора Кубы и др. Главы внешнеполитических ведомств высказались против практики применения односторонних мер экономического принуждения, в том числе экстерриториального характера, таких, как закон Хелмса-Бэртона, которые противоречат нормам международного права и Уставу ООН. Они расценили как несправедливую экономическую, торговую и финансовую блокаду Кубы со стороны США, которая была усугублена новыми мерами, принятыми правительством США в последнее время. Кубинская сторона выразила признательность за постоянную поддержку Россией соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Российская сторона вновь заявила о своей принципиальной позиции относительно необходимости полной нормализации обстановки вокруг Кубы[67].

Министр иностранных дел России Сергей Лавров на совместной пресс-конференции с главой МИД Кубы Фелипе Пересом Роке заявил: «Россия в принципе считает политику эмбарго и санкций контрпродуктивной, хотя такие меры предусмотрены в Уставе ООН. И они могут применяться Советом Безопасности, когда нужно предотвратить угрозу миру. Такой угрозы миру со стороны Кубы Россия не видит. Как и не видит ее Совет Безопасности ООН. Исходя из этого, российская сторона всегда поддерживала предложения Кубы в ООН об отмене эмбарго против нее», – отметил Лавров. Он подчеркнул, что Куба не настроена враждебно по отношению к США. «Общаясь с руководством Кубы, я никогда не чувствовал вражды Гаваны по отношению с США. По мнению России, Куба хочет активно участвовать в решении тех проблем, которые угрожают миру», – добавил министр. «Чем скорее будет нормализована ситуация вокруг Кубы, тем лучше будет для всего региона», – сказал он. В подписанном министрами совместном заявлении стороны высказались против практики применения односторонних мер экономического принуждения, в том числе экстерриториального характера, таких как закон Хелмса-Бертона, которые противоречат нормам международного права и Устава ООН. Министры расценили как "несправедливую" экономическую, торговую и финансовую блокаду Кубы со стороны США, которая была усугублена новыми мерами, принятыми правительством США в последнее время. «Кубинская сторона выразила признательность за поддержку Россией соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Российская сторона вновь заявила о своей принципиальной позиции относительно полной нормализации обстановки вокруг Кубы», – говорится в документе[68].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Прямой экономический ущерб, причиненный кубинскому народу в результате применения блокады, по скромным предварительным подсчетам превышает 82 миллиарда долларов – в среднем 1,782 миллиарда долларов в год. Эта цифра не включает ни более 54 миллиардов долларов вследствие прямых убытков на экономических и социальных объектах страны из-за диверсий и террористических акций, которые поощрялись, организовывались и финансировались с территории Соединенных Штатов, ни стоимость продуктов, которые не были произведены, ни ущерба вследствие обременительных условий получения кредитов, навязываемых Кубе. Ущерб, нанесенный блокадой за последний год, превысил 2,764 миллиарда долларов[69].

В ходе второго срока правления администрация Джорджа Буша продолжает эскалацию до беспрецедентного уровня своей агрессивной политики и политики блокады в отношении кубинского народа, открыто нарушая принципы Устава Организации Объединенных Наций и международного права, свободы торговли и мореплавания и пренебрегая почти единодушной волей международного сообщества – положить конец этой геноцидной политике, выраженной в ежегодно принимаемых резолюциях Генеральной Ассамблеи.

Применение блокады не только тяжело сказывается на кубинском народе, но и ущемляет интересы и права американского народа и других народов мира. Последний год характеризовался усилением экстерриториального воздействия блокады, поскольку стали жестче применяться правила, санкции и угрозы, направленные против иностранных граждан и предприятий.

Кубинский народ не откажется от своей независимости, своего суверенитета и своего права на самоопределение. Это решение позволило ему, несмотря на блокаду, строить все более справедливое, равноправное и культурное общество, солидарное с другими народами мира, включая народ Соединенных Штатов.

Куба знает, что может и далее рассчитывать на поддержку международного сообщества в защите своего справедливого требования прекратить экономическую, торговую и финансовую блокаду кубинского народа, установленную правительством Соединенных Штатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1. Источники


1.Доклад Генерального секретаря «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки» // А/57/264. – 2002. – 26 июля.

2.Доклад Кубы Генеральному секретарю по резолюции 57/11 L Генеральной ассамблеи ООН о 40-летней войне десяти правительств США против Кубы // Экономическая газета. – 2004. – № 1. – С. 5 – 6.

3.Заявление министра иностранных дел Республики Куба товарища Фелипе Переса Роке по пункту 29 Повестки дня «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки». – Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Дарусенков О.Т. Республика Куба. – М., 1987. – С. 73.

[2] Вейцев Н.Я. История латиноамериканских стран. – Ростов-на-Дону: РнД-Пресс, 2006. – С. 49.

[3] Батчиков С.А., Кононученко С.Б. Экономические отношения России и Кубы: прошлое, настоящее, сценарии будущего. – М., 1997. – С. 29.

[4] Леонов Н., Бородаев В. Фидель Кастро: Политическая биография. – М., 2003. – С. 62.

[5] Батчиков С.А., Кононученко С.Б. Экономические отношения России и Кубы: прошлое, настоящее, сценарии будущего. – М., 1997. – С. 33.

[6] Медведев В.А. Распад. Как он назревал в “мировой системе социализма”. – М., 1994. – С. 254.

[7] Владимиров В.Х. Куба в межамериканских отношениях. – М.: Международные отношения, 1984. – С. 12.

[8] Давыдов В.М. Россия поворачивается к Латинской Америке // Латинская Америка. – 1998. – № 2. – С. 12.

[9] Helms-Burton Act. – Режим доступа: #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Бородаев В. Политика США на Кубе // Международная жизнь. – 2001. – № 6. – С. 34.

[11] Helms-Burton Act. – Режим доступа: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Helms-Burton Act. – Режим доступа: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] US Coalition urges House rules chair to uphold democratic process by allowing floor vote to ease Cuba embargo. – Режим доступа: #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Мир и Латинская Америка сегодня: Сб. ст. / Под ред. Рыбакова Н.В. – Волгоград: Учитель, 2004. – С. 54.

[15] Cuba embargo opponents cut off at the pass. – Режим доступа: #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Helms-Burton Act. – Режим доступа: #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Мир и Латинская Америка сегодня: Сб. ст. / Под ред. Рыбакова Н.В. – Волгоград: Учитель, 2004. – С. 65.

[18] Helms-Burton Act. – Режим доступа: #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Бородаев В. Политика США на Кубе // Международная жизнь. – 2001. – № 6. – С. 34.

[20] Helms-Burton Act. – Режим доступа: #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] Бастиан Х. Планы Буша насчет Кубы: усилия США по «смене режимов» не ограничиваются. – Режим доступа: #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Вейцев Н.Я. История латиноамериканских стран. – Ростов-на-Дону: РнД-Пресс, 2006. – С. 88.

[23] US Coalition urges House rules chair to uphold democratic process by allowing floor vote to ease Cuba embargo. – Режим доступа: #"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] Americans for humanitarian trade with Cuba. – Режим доступа: #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Колыхаев Н.С. Конституционное право зарубежных стран. – СПб.: Нева, 2003. – С. 184.

[26] The US “Cuban Democracy Act” of 1992 (the Torricelli Act) and the 1996 “Helms-Burton Act” 19 sought to specifically ban any assistance for Cuba’s. – Режим доступа: #"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Prominent Americans join forces to support sales of food and medicines to Cuba. – Режим доступа: #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] America and Cuba after the Cold war, 1989 – 2001 / M. Morley, C. McGillion. – Режим доступа: #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] Современная Куба: Вопросы экономической адаптации и переориентации внешних связей. – М., 2002. – С. 64.

[30] Мир и Латинская Америка сегодня: Сб. ст. / Под ред. Рыбакова Н.В. – Волгоград: Учитель, 2004. – С. 82.

[31] Бастиан Х. Планы Буша насчет Кубы: усилия США по «смене режимов» не ограничиваются. – Режим доступа: #"#_ftnref32" name="_ftn32" title="">[32] Prominent Americans join forces to support sales of food and medicines to Cuba. – Режим доступа: #"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">[33] ейцев Н.Я. История латиноамериканских стран. – Ростов-на-Дону: РнД-Пресс, 2006. – С. 148.

[34] Заявление министра иностранных дел Республики Куба товарища Фелипе Переса Роке по пункту 29 Повестки дня «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки». – Режим доступа: #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] Cuba embargo opponents cut off at the pass. – Режим доступа: #"#_ftnref36" name="_ftn36" title="">[36] Бастиан Х. Планы Буша насчет Кубы: усилия США по «смене режимов» не ограничиваются. – Режим доступа: #"#_ftnref37" name="_ftn37" title="">[37] US Coalition urges House rules chair to uphold democratic process by allowing floor vote to ease Cuba embargo. – Режим доступа: #"#_ftnref38" name="_ftn38" title="">[38] Заявление министра иностранных дел Республики Куба товарища Фелипе Переса Роке по пункту 29 Повестки дня «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки». – Режим доступа: #"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39] Доклад Кубы Генеральному секретарю по резолюции 57/11 L Генеральной ассамблеи ООН о 40-летней войне десяти правительств США против Кубы // Экономическая газета. – 2004. – № 1. – С. 5.

[40] Куба: экономические итоги года // Пульс Планеты. – 2001. – № 26. – С. 29.

[41] Мир и Латинская Америка сегодня: Сб. ст. / Под ред. Рыбакова Н.В. – Волгоград: Учитель, 2004. – С. 72.

[42] Cuba embargo opponents cut off at the pass. – Режим доступа: #"#_ftnref43" name="_ftn43" title="">[43] Проблемы экономического развития России и двусторонние торгово-экономические отношения. – Режим доступа: #"#_ftnref44" name="_ftn44" title="">[44] Современная Куба: Вопросы экономической адаптации и переориентации внешних связей. – М., 2002. – С. 211.

[45] Вейцев Н.Я. История латиноамериканских стран. – Ростов-на-Дону: РнД-Пресс, 2006. – С. 193.

[46] Закон Хелмса-Бертона не мешает инвестициям на Кубе // Финансовые известия. – 1997. – 11 ноября.

[47] Бородаев В. Политика США на Кубе // Международная жизнь. – 2001. – № 6. – С. 34.

[48] Prominent Americans join forces to support sales of food and medicines to Cuba. – Режим доступа: #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">[49] Cuba embargo opponents cut off at the pass. – Режим доступа: #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50] Americans for humanitarian trade with Cuba. – Режим доступа: #"#_ftnref51" name="_ftn51" title="">[51] US Coalition urges House rules chair to uphold democratic process by allowing floor vote to ease Cuba embargo. – Режим доступа: #"#_ftnref52" name="_ftn52" title="">[52] Заявление революционного правительства Кубы от 28 мая 2004 года. – Режим доступа: #"#_ftnref53" name="_ftn53" title="">[53] America and Cuba after the Cold war, 1989 – 2001 / M. Morley, C. McGillion. – Режим доступа: #"#_ftnref54" name="_ftn54" title="">[54] The domestic politics of an American foreign policy / P.J. Haney and W. Vanderbush. – Режим доступа: #"#_ftnref55" name="_ftn55" title="">[55] The US “Cuban Democracy Act” of 1992 (the Torricelli Act) and the 1996 “Helms-Burton Act” 19 sought to specifically ban any assistance for Cuba’s. – Режим доступа: #"#_ftnref56" name="_ftn56" title="">[56] Современная Куба: Вопросы экономической адаптации и переориентации внешних связей. – М., 2002. – С. 102.

[57] America and Cuba after the Cold war, 1989 – 2001 / M. Morley, C. McGillion. – Режим доступа: #"#_ftnref58" name="_ftn58" title="">[58] America and Cuba after the Cold war, 1989 – 2001 / M. Morley, C. McGillion. – Режим доступа: #"#_ftnref59" name="_ftn59" title="">[59] Мир и Латинская Америка сегодня: Сб. ст. / Под ред. Рыбакова Н.В. – Волгоград: Учитель, 2004. – С. 93.

[60] Леонов Н., Бородаев В. Фидель Кастро: Политическая биография. – М., 2003. – С. 80.

[61] Мир и Латинская Америка сегодня: Сб. ст. / Под ред. Рыбакова Н.В. – Волгоград: Учитель, 2004. – С. 126.

[62] Бородаев В. Политика США на Кубе // Международная жизнь. – 2001. – № 6. – С. 34.

[63] Cuba embargo opponents cut off at the pass. – Режим доступа: #"#_ftnref64" name="_ftn64" title="">[64] Доклад Генерального секретаря «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки» // А/57/264. – 2002. – 26 июля.

[65] Латинская Америка и Россия: Экономические связи 1999 г. – М., 1999. – С. 94.

[66] Мир и Латинская Америка сегодня: Сб. ст. / Под ред. Рыбакова Н.В. – Волгоград: Учитель, 2004. – С. 89.

[67] Проблемы экономического развития России и двусторонние торгово-экономические отношения. – Режим доступа: #"#_ftnref68" name="_ftn68" title="">[68] Проблемы экономического развития России и двусторонние торгово-экономические отношения. – Режим доступа: #"#_ftnref69" name="_ftn69" title="">[69] Cuba embargo opponents cut off at the pass. – Режим доступа: http://www.uscuba.org/index.htm.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.