В ближайшее время, в Китае можно ожидать дальнейшего поступательного роста зарубежных инвестиций при сохранении социально-политической стабильности, улучшении инвестиционного климата в стране, предоставлении действующим на его территории совместным предприятиям национального режима, широкого допуска их продукции на внутренний рынок, либерализации валютного регулирования, связанного со свободной куплей-продажей инвалюты. В Китае понимают, что этап фискального стимулирования инвестиций прошел.
Проблемы и трудности, сопутствующие Китаю в привлечении иностранного капитала, - неизбежное следствие перехода к новой экономической системе. В настоящее время Китай, отстаивая свои национальные экономические интересы, стал проводить более избирательную политику регулирования притока иностранных капиталовложений как в отраслевом и территориальном аспектах, так и с точки зрения технологического уровня и валютной отдачи.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что если в 1990-х годах привлечение иностранного предпринимательского капитала рассматривалось как вспомогательное звено внешнеэкономической стратегии КНР на ее важнейших направлениях - расширении товарного экспорта и валютных поступлений по неторговым статьям, ввозе передовой технологии, - то уже к началу XXI века иностранный капитал, во многом адаптировавшись к условиям Китая, стал важным долговременным фактором экономического развития страны.
Немаловажную роль среди основных форм привлечения иностранных инвестиций в КНР играет ссудный капитал, положивший начало инвестиционному сотрудничеству Китая с зарубежными странами.
За период с 1979 по 2000 годы Китаем было заключено более 2 тыс. кредитных соглашений на сумму около 300 млрд. долл., из которой использовано более 280 млрд. долл., что составило около 40% общего объема освоенных иностранных инвестиций. Достаточно разнообразна структура займов: наибольшая кредитная масса за эти годы приходится на банковские коммерческие кредиты (33% общего объема освоенного ссудного капитала). Далее идут межправительственные кредиты (26%), на кредиты международных финансовых организаций приходится 18%. Доля экспортных кредитов под государственные гарантии составляет 13%, а стоимости облигационных займов, акций и облигаций за рубежом - 10%.
Приоритетным направлением внешнего заимствования является промышленность, куда направляется свыше половины кредитов, а также транспорт, связь, сельское хозяйство, что в целом соответствует государственной отраслевой политике. Географически ссудный капитал концентрируется в наиболее развитых приморских районах Юго-восточного и Восточного Китая.
Взвешенная и осторожная политика, проводимая китайским руководством в отношении регулирования внешнего заимствования, обеспечивалась во многом за счет четкого разграничения компетенции ведомств по использованию иностранных кредитов. Так, на Госплан КНР были возложены функции определения общего годового лимита привлекаемых внешних займов и участия в распределении квот по коммерческим банкам. Практическую работу по распределению квот и контроль за их соблюдением осуществляет НБК, который также распоряжается кредитами МВФ и АзБР. Министерству финансов КНР поручено управление кредитами МБРР, а МВТЭС - межправительственными кредитами, а также сотрудничество с ПРООН через подведомственный ему Центр международных экономических и технических обменов.
Право самостоятельного привлечения зарубежных займов в рамках установленных квот, при условии погашения за счет собственных ресурсов, имеют специализированные и коммерческие банки. Зарубежные кредиты регистрируются в ГУВК, следящим за выполнением государственной политики использования иностранных займов. Регионам запрещено самостоятельно привлекать внешние займы (на первоначальном этапе такое право имели СЭЗ и некоторые приморские провинции).
Начало кредитного сотрудничества КНР с зарубежными странами относится к 1978 г., когда Китай признал необходимость и возможность получения внешней помощи, и Банк Китая приступил к заключению соответствующих соглашений с банковскими учреждениями западных стран. Вступление Китая весной 1980 г. в МВФ и Всемирный Банк укрепило его позиции на мировом рынке ссудных капиталов. С 1986 г. Китай также стал членом АзБР, а с 1984 г. - членом Банка международных расчетов в Базеле (Швейцария).
Первый опыт КНР в области привлечения ссудных капиталов оказался не слишком успешным. В 1978-1979 гг. Китай поспешно заключил крупные контракты на импорт комплектного оборудования без конкретной увязки с реальными потребностями и возможностями национальной экономики, что дало толчок искусственному форсированию внешнего заимствования. Эффективное использование иностранных кредитов затруднялось крайней технологической отсталостью, неразвитостью инфраструктуры, нехваткой сырья, энергии, дефицитом квалифицированных кадров, освоение новейшего импортного оборудования столкнулось с непропорционально высокими валютными затратами. Ситуация усугублялась тем, что подавляющая часть займов приходилась на несвязанные, но дорогие краткосрочные банковские коммерческие кредиты, предоставляемые по плавающей процентной ставке (около 15-18% годовых) на срок от полугода до пяти лет, а также на экспортные кредиты под государственные гарантии (5-10 лет из расчета около 7% годовых). Широкое использование экспортных кредитов сдерживалось их связанным характером: импорт ограничивался поставками товаров страны-кредитора по строго определенной номенклатуре.
В условиях повышения процентных ставок по кредитам на мировом рынке китайскому руководству пришлось прибегнуть к замораживанию капиталоемких проектов и скорректировать свою кредитную политику, ужесточив внешнее заимствование. В итоге к середине 1980-х годов, снизив интерес к экспортным и коммерческим займам, Китай активизировал поиск более эффективных льготных долгосрочных кредитов по межправительственной линии и международных финансовых организаций. Осуществлению изменений в структуре привлеченных средств способствовал ряд практических шагов китайского руководства. Так, в 1983 г. были вдвое (с 20 до 10%) сокращены размеры налога, взимаемого в стране с доходов иностранных кредиторов от предоставления заемщикам в КНР кредитов на льготных условиях . Активизировались контакты Китая с потенциальными кредиторами по предоставлению государственной помощи на двусторонней основе (с ФРГ, Данией, Италией, Швейцарией, Францией, Кувейтом и др.). В результате улучшились условия предоставления кредитов, увеличилось число кредитов в области транспорта, связи, в топливно-энергетическом и аграрном комплексах, металлургии, химии.
Следует, однако, заметить, что средства, поступавшие в Китай по каналам финансовой помощи промышленно развитых стран, направлялись прежде всего в те отрасли и районы, которые как бы дополняли экономику государств-кредиторов. Так, Япония предоставляла государственные и фирменные кредиты под развитие инфраструктуры, техническую реконструкцию базовых отраслей китайской промышленности, руководствуясь главным образом интересами и потребностями собственного экономического комплекса.
Во второй половине 1980-х гг. благоприятное положение в области привлечения займов позволило Китаю вновь резко расширить рамки использования коммерческих кредитов. Июньские события 1989 г. в Китае вызвали резкое сокращение привлечения иностранного ссудного капитала, были заморожены программы предоставления льготных правительственных займов, резко повышены процентные ставки по кредитам коммерческих банков, прекратили выдачу новых займов Всемирный Банк и АзБР. Однако экономические интересы заставили западные правительственные и финансовые организации восстановить деловые связи с Китаем. В частности, во время визита в Пекин премьер-министра Японии Т.Кайфу в августе 1991 г. было принято решение о размораживании иеновых займов Китаю. Фактически же санкции утратили силу уже к концу 1990 г., по освоенным кредитам в 1991 г. был зарегистрирован рекордный показатель 6,9 млрд. долл. При этом к началу 1990-х годов стало ясно, что возможности использования внешних источников ссудного капитала преимущественно для покрытия торгового дефицита практически исчерпались. В этих условиях китайское руководство сделало акцент на привлечение предпринимательского капитала из-за рубежа, который, начиная с 1992 г. занял основное место в структуре освоенных инвестиций в КНР.
Несмотря на относительно меньшую долю в общем объеме ссудного капитала, особый интерес с точки зрения анализа внешнеэкономической политики Китая представляет его сотрудничество с международными финансовыми организациями, а также привлечение межправительственных кредитов, создающих благоприятную инвестиционную среду для коммерческого кредитования.
На учреждения Всемирного Банка приходится до 80% предоставляемых Китаю кредитов по линии международных финансовых организаций и до 25% общего объема займов. Начиная с 1992 г. КНР стала первым заемщиком Банка, ей ежегодно предоставляются 15-16 кредитов объемом около 3 млрд. долл., что составляет примерно 15% всех кредитов Банка. Всего же к середине 1997 г. Китай подписал с Банком 184 кредитных соглашения общей стоимостью 28 млрд. долл., из которых освоено свыше 15 млрд. долл.
Кредиты МБРР, с которым сотрудничество в 1990-х гг. стало достаточно тесным и взаимозависимым, привлекают Китай своим долгосрочным характером (в среднем 20 лет) и умеренным процентом (плавающая процентная ставка - около 7% годовых, льготный период - пять лет). До середины 1980-х годов МБРР давал займы под конкретные проекты строительства, техническую реконструкцию промышленных предприятий, позже стал предоставлять комплексные отраслевые кредиты, которые использовались КНР на развитие специализированных экспортных производств легкой промышленности в Шанхае, Тяньцзине и др. Показательно, что хотя Китай в борьбе за кредиты международных финансовых организаций всячески акцентирует проблемы бедности и отсталости, основной поток займов в 1980-е и в начале 1990-х гг. направлял в наиболее развитые районы и в конкурентоспособные экспортные отрасли промышленности.
Во второй половине 1990-х годов Всемирный Банк ежегодно ссужает Китаю около 3 млрд. долл, на финансирование 15-17 проектов, связанных со строительством инфраструктурных и высокотехнологичных объектов, в том числе в базовых отраслях промышленности, оказание помощи отсталым районам, на защиту окружающей среды, подготовку кадров, управление в целях содействия экономическому развитию . Такая отраслевая политика Банка, по мнению китайских специалистов, выгодно отличается от интересов зарубежных коммерческих банков.
В середине 1990-х годов по мере укрепления совместного предпринимательства и частного сектора в КНР активизировалось сотрудничество Китая с Международной финансовой корпорацией. Если во второй половине 1980-х годов ею финансировалось лишь пять проектов на 40 млн. долл., в том числе китайско-французское автомобильное предприятие "Гуанчжоу-Пежо", китайско-японская компания электронной промышленности в Шэньчжэне и др., то к середине 1995 г. МФК инвестировала 486 млн.долл. в 22 китайских проекта средней стоимостью более 1,6 млрд.долл. на развитие частного сектора в автомобилестроении, стройматериалах, агробизнесе, инфраструктуре.
В структуре Всемирного Банка Китай активно использует и "мягкие" займы Международной ассоциации разбития сроком до 35 лет, их льготный период составляет 10 лет, за пользование кредитом уплачивается только комиссионный сбор 0,75% годовых. Право доступа к кредитам MAP было представлено Китаю наряду с другими развивающимися странами с низким уровнем развития, учитывались прежде всего страны с годовыми показателями ВНП и НД на душу населения, по расчетам специалистов Всемирного Банка и МВФ, не превышающими 500 долл. К середине 1997 г. КНР получила по этой линии около 9 млрд. долл. Кредиты MAP направляются на жизненно важные сферы экономики и социальные программы: сельское хозяйство, борьбу с бедностью, ирригацию и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19