Рефераты. Свободные экономические зоны Китая и России

Заключение


Особые экономические зоны бывают двух типов:

1) промышленно-производственные, где осуществляется деятельность по производству и (или) промышленной обработке товаров (продукции) и их реализация;

2) технико-внедренческие, резиденты которых осваивают высокие технологии, в том числе занимаются созданием и реализацией научно-технической продукции, доведением ее до промышленного применения.

В зависимости от типа особой экономической зоны различается и круг лиц, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на этой территории в качестве резидентов. Резидентами особых экономических зон могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, при соблюдении следующих условий. Коммерческая организация должна быть зарегистрирована на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Она должна заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Индивидуальные предприниматели могут быть резидентами только технико-внедренческих особых экономических зон (ст. 9 Закона об особых экономических зонах).

Коммерческой организацией признается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, созданное в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться.

Иностранные юридические лица не могут быть резидентами особых экономических зон, поскольку в Законе об особых экономических зонах содержится требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством России. Вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны может осуществляться посредством создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т.е. российской коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор.

Требование государственной регистрации юридического лица содержится в ст. 51 ГК РФ, в которой установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54). Таким образом, чтобы стать резидентом особой экономической зоны, коммерческая организация должна иметь место нахождения на территории особой экономической зоны, на которой будет осуществлять деятельность в качестве ее резидента.

Но сможет ли филиал или представительство коммерческой организации, зарегистрированные на территории промышленно-производственной особой экономической зоны, воспользоваться льготами, преимуществами и гарантиями, составляющими особый режим предпринимательской деятельности? Ответ на этот вопрос содержится в самом понятии резидента особой экономической зоны как коммерческой организации. Филиал, представительство являются не юридическим лицом, а обособленными его подразделениями, расположенными вне места его нахождения (ст. 55 ГК РФ), а следовательно, не являются коммерческими организациями и не могут стать резидентами особой экономической зоны.

Во избежание превращения особых экономических зон в офшорные зоны установлен запрет на создание их резидентами филиалов и представительств за пределами территорий особых экономических зон (п. 4 ст. 10 Закона об особых экономических зонах).

Круг хозяйствующих субъектов, которые признаются резидентами технико-внедренческих особых экономических зон, намного шире. Резидентами этих зон могут быть, помимо коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Следовательно, учитывая требование о регистрации резидента на территории особой экономической зоны, индивидуальный предприниматель должен проживать (постоянно или преимущественно) на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, на которой собирается осуществлять предпринимательскую деятельность.

В российской истории начала 1990-х годов в целях обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания благоприятных условий для привлечения иностранного капитала и технологий, совершенствования передовых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике предпринимались попытки создать зоны со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности - свободные экономические зоны. Правовое регулирование создания и функционирования этих зон осуществлялось не законом, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Это привело к тому, что свободные экономические зоны трансформировались в офшоры. Компании регистрировались на территории свободной экономической зоны, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами. В результате цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты.

Чтобы избежать использования особых экономических зон как средства оптимизации налогообложения, Законом об особых экономических зонах установлено требование об обязательном заключении резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В обязанности резидента промышленно-производственной особой экономической зоны согласно соглашению входит ведение на этой территории промышленно-производственной деятельности в течение всего срока действия соглашения и осуществления капитальных вложений в объеме, предусмотренном соглашением, но не менее 10 млн. евро. Капитальные вложения в размере не менее 1 млн. евро должны быть осуществлены резидентом в течение года с момента заключения соглашения. В обязанности органов управления особыми экономическими зонами входит заключение с резидентом договора аренды земельного участка, необходимого для ведения промышленно-производственной деятельности.

По условиям соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в обязанности резидента входит осуществление технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны в течение всего срока действия соглашения, а в обязанности органов управления особыми экономическими зонами - заключение с резидентом договора аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на территории этой зоны. Требований к объему инвестиций, осуществляемых резидентом технико-внедренческих особых экономических зон, закон не предъявляет.

Для приобретения статуса резидента особой экономической зоны хозяйствующим субъектам необходимо пройти регистрацию в реестре резидентов особых экономических зон. Регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов этих зон осуществляют органы управления особыми экономическими зонами. Они регистрируют лицо в течение 3 дней со дня подписания с ним соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В подтверждение произведенной регистрации выдается свидетельство установленного образца.

Регистрация в качестве резидента особой экономической зоны носит формальный характер и не должна требовать от хозяйствующего субъекта совершения каких-либо дополнительных действий или представления дополнительных документов, за исключением тех, которые необходимы для заключения соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Нормы Закона об особых экономических зонах о ведении реестра резидентов особых экономических зон, по-видимому, должны получить продолжение в подзаконных нормативных правовых актах. В них должны быть установлены требования к содержанию реестра, порядок предоставления информации из него, объем сведений, сообщаемых налоговым и таможенным органам, урегулированы другие вопросы.

Статус резидента особой экономической зоны присваивается коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю с момента внесения записи в реестр резидентов особых экономических зон (п. 3 ст. 9 Закона об особых экономических зонах). Это положение Закона имеет принципиальное значение, поскольку именно с момента приобретения статуса резидента особой экономической зоны лицо вправе использовать льготы и преимущества, вытекающие из особого режима ведения предпринимательской деятельности.

Органы управления особыми экономическими зонами в течение дня, следующего за днем регистрации резидента особой экономической зоны, обязаны проинформировать налоговые и таможенные органы о регистрации и представить им копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Таким образом, круг хозяйственных субъектов, которые могут претендовать на звание резидента особой экономической зоны и использование особого режима предпринимательской деятельности, ограничен. Возможно, такие меры позволят значительно сократить опасность злоупотребления благоприятным правовым режимом, создаваемым на территориях особых экономических зон.

Обсуждая проблемы экономического развития России, эксперты нередко обращаются к опыту Китая. При этом упоминается быстрый экономический рост на протяжении 25 лет (8-10% ежегодно) и отдельные факторы, которые ему способствуют. Это:

1. Низкий уровень налогов и государственных расходов (13-15% ВВП).

2. Низкий уровень социальных расходов в бюджете.

3. Открытость экономики вступившего в ВТО Китая.

4. Использование как одного из ключевых инструментов развития особых экономических зон.

Вполне очевидно, что каждый из этих факторов вносит определенный вклад в экономический рост. Относительно величины налогов приведем пример с налогом на прибыль. Так, до последнего времени размер ставки налога на прибыль китайских корпораций составлял около 33%. Однако налог составляет 17%, если речь идет об иностранной корпорации.

Что мы можем использовать из китайского опыта?

1. Снижение налогового бремени. Причем это снижение правильно проводить в двух направлениях:

а) Снижение общероссийских налогов.

б) Предоставление налоговых льгот иностранным инвесторам, делающим инвестиции. Например, в Китае инвестора на 4 года полностью освобождают от всех налогов, а на следующие 2 года - предоставляют частичное освобождение. (Если у нас дать на 4 года освобождение от налогов - мы будем просто завалены инвестициями).

2. Создание особых экономических зон, предоставляющих инвесторам налоговые и таможенные льготы в виде:

- свободных экономических зон;

- зон свободной торговли;

- технопарков;

где проводить эксперименты по либерализации экономики и увеличению инвестиционной привлекательности.

Особые зоны в Китае, расположенные в прибрежных провинциях - это и есть тот Китай, который активно растет, и про который активно пишут. По сути, особые экономические зоны - пример проведения либеральной макроэкономической политики на ограниченной территории в условиях, когда либеральную программу по политическим или экономическим причинам нельзя реализовать в масштабах страны.

3. Введение фиксированных цен на сырье, энергоресурсы, транспорт (особенно железнодорожный).

В Китае первоначально ввели три типа цен:

1) На сырье, на транспорт и связь были установлены фиксированные цены.

2) На ряд продукции и услуг установили плавающие цены, которые могут быть увеличены или уменьшены на 20% от цен, установленных государством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.