В конце 70-х годов в результате начатой экономической системы в Китае отказались от волюнтаризма в управлении национальной экономикой, административные методы управления были резко сокращены и заменены экономическими. Было заявлено о создании впервые в мире свободных экономических зон в стране с социалистической ориентацией. Было признано, что руководство могло использовать опыт создания СЭЗ как экспериментальную базу в реорганизации национальной экономики в ходе проведения реформы экономической системы в Китае. Если эксперименты, которые практически реализовались в СЭЗ, закончатся положительно, то их в случае необходимости можно будет распространить на другие регионы страны. А если будет отрицательный результат, то он ограничится только пределами зон и не получит дальнейшего распространения, и поэтому существенно не повлияет на экономическую ситуацию в КНР. Согласно теоретическим разработкам китайских ученых, СЭЗ создавались в малоосвоенном приморском поясе страны; процесс их формирования предусматривал три этапа общей продолжительностью 20-25 лет. Мотивация создания СЭЗ в приморских районах Китая базировалась на следующих основных принципах:
В каждой зоне должен находиться и может быть создан крупный порт, обеспечивающий самостоятельный выход СЭЗ на внешние рынки.
Зона должна быть максимально удобно расположена по отношению к крупнейшим финансово-экономическим мировым центрам данного региона, т.е. городам Японии, а также Сингапуру и Гонконгу.
Зона должна располагаться на относительно свободных территориях с невысокой плотностью населения (для осуществления новых объектов промышленного строительства и размещения большого числа новых работающих) и в наиболее развитых районах имеющих достаточную сырьевую и энергетическую базу и трудовые ресурсы.
Основные этапы, которые должны были пройти СЭЗ в своем развитии следующие:
1-й этап (до 10 лет). В течение его осуществления формируется первичная инфраструктура, начинается привлечение иностранного капитала (особенно через механизм создания совместных предприятий), создается правовая основа для сотрудничества с зарубежными компаниями.
2-й этап (до 8 лет). СЭЗ, преимущественно опирающиеся на иностранные инвестиции, переходят к сбыту своей продукции на внешнем рынке. В структуре экономики зон происходит трансформация: доля местной торговли, мелкого сельскохозяйственного и промышленного производства сужается, а доля крупной промышленности в сочетании с внешней торговлей растет. При этом 50-60% инвестиций предполагается иметь за счет иностранного капитала и на экспорт направлять не менее 70% производственной продукции.
3-й этап. Осуществить переход от трудоемких производств к техническим производствам, базирующимся на передовой технологии. По оценкам западных и китайских экономистов, зона Шеньчжень к 90-му году в основном решила задачи первого этапа формирования.
Формирование механизма свободных экономических зон в Китае осуществлялось для реализации следующих основных целей.
Привлечение иностранного капитала. Китай, как и многие развивающиеся страны, для развития своей экономики испытывает нехватку капитала. Предоставляя льготы для иностранных инвесторов, можно компенсировать эту нехватку капитала. Заимствование передовых технологий и мирового опыта менеджмента.
Создание эффективных рабочих мест, что обеспечивает занятость населения, что приводит к стабилизации социальной обстановки в стране.
Увеличение валютных поступлений через увеличение доли экспорта.
Особенно важно подчеркнуть регулирующую роль руководства страны в процессе практического создания СЭЗ в Китае (была создана специальная канцелярия по делам СЭЗ при Госсовете КНР). В то же время согласно ''Положению о специальных экономических зонах провинции Гуандун'', принято в августе 1980г. XV сессией Всекитайского совета народных представителей (ВСНП) пятого созыва, местным органам власти было предоставлено право осуществлять регулирование хозяйственной деятельности иностранных предприятий в своих зонах.
Большая работа была проделана по ''строительству правого фундамента'' СЭЗ. Ряд аспектов деятельности свободных зон было решено регулировать на основе общекитайских законов, принятых ВСНП соответственно в июле 1979 г. и апреле 1986 г., - о совместных предприятиях и об иностранных предприятиях на территории КНР.
Местным законодательным органам, лучше знающим специфику своего региона, предоставлялось право рассматривать и утверждать: положение о труде и заработной плате, порядок регистрации предприятий, использования земельных участков и их оплаты, заключения контрактов; правила выезда и въезда.
Август 1980 года принято считать официальной датой рождения свободных зон в Китае. При этом заслуживает более пристального рассмотрения исторический ракурс формирования СЭЗ в Китае, который можно рассмотреть поэтапно.
До августа 1980 года не были обозначены конкретные территории для создания СЭЗ и особенности их функционирования, поэтому 1-й этап характеризуется неопределенностью.
После 26 августа 1980 года (ВСНП утвердил положение о СЭЗ в провинции Гуандун) наступил 2-й этап, который характеризуется четким определением отдельных территорий, отводимых под СЭЗ. Положением были определены отдельные районы в трех городах Китая (Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу) провинции Гуандун. СЭЗ ''Шеньчжень'' распологалась в южной части города Шеньчжень в непосредственной близости от Гонконга. СЭЗ ''Чжухай'' в городе Чжухай в районе рядом с Ломынем (Макао). СЭЗ ''Шаньтоу'' в городе Шаньтоу на территории района обрабатывающей промышленности Лунху.
В то же время в провинции Фунзянь создавалась СЭЗ ''Сямынь'' в городе Сямынь (Амой) в районе обрабатывающей промышленности Лунху.
В последствии территория ряда зон была увеличена.
Корме того, в апреле 1988 года было решено сделать ''открытыми'' 14 приморских городов, составивших так называемые зоны технико-экономического развития (ЗТЭР). В этот список вошли практически все крупные города Китая, а именно: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзынь, Янтай (Чифу), Циньдао и др.
Число совместных предприятий исчисляется здесь тысячами, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких десятков миллионов долларов США.
В апреле 1988 года официально было объявлено о преобразовании острова Хайнань в провинцию и о создании на этой территории самой крупной СЭЗ в стране, где должна проводиться еще ''более открытая'' политика, чем в уже созданных СЭЗ на территории Китая, по отношению к иностранному бизнесу.
Прослеживая исторические этапы создания СЭЗ в Китае, можно отметить постоянную тенденцию предоставления все большей территории страны под СЭЗ и всевозрастающую ''открытость'' СЭЗ для иностранного капитала. Первые созданные в Китае свободные зоны впоследствии превратились в особые экономические районы (ОЭР), которых в Юго-Восточной части Китая насчитывалось уже пять: Шеньчжень площадью 327,5 кв. км. В провинции Гуандун; Чжухай – 52,6 кв. км. В провинции Гуандун; Шаньтоу – 121 кв. км. в провинции Фуцзянь; остров Хайнань 3400 кв. км. в провинции Хайнань.
Параллельно с вышеназванными зонами (с 1985 года) стали создаваться и другие свободные зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян.
С 1990 года были открыты для освоения иностранным капиталом новые территории Китая – район Пудун, город Шанхай и ряд городов, расположенных вдоль реки Янцзы, что привело к формированию целой территории для создания головной зоны. Этот процесс способствовал превращению Шанхая в один из центров мирового бизнеса, финансов и торговли, так как иностранным инвесторам разрешалось создавать в районе финансовые компании, супермаркеты, открывать фондовые биржи и выпускать акции. Кроме того, с 1990 года в Китае стали создаваться беспошлинные зоны, которые представляют собой изолированную территорию, где действует особая (льготная) таможенная политика и применяются особые правила таможенного управления и надзора. Было создано 13 беспошлинных зон.
Начиная с 1992 года, 13 приграничных городов Китая получили статус ''открытых'' для внешнего мира, это означает, что они имеют право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества,где применяется та же льготная политика, которая была разработана для приморских зон (зоны технико-экономического развития).
Географическое положение приграничных городов способствует развитию сотрудничества с соседними странами, включая Россию, которая имеет наиболее протяженную границу с Китаем. В настоящее время правительство Китая оказывает поддержку приграничной торговле, и в приграничных городах Китая интенсивно развивается необходимая инфраструктура, что способствует росту приграничной торговли.
В Китае используются практически любые формы привлечения иностранного капитала: создание совместных предприятий, имеющих 100%-ный иностранный капитал; кооперация; обработка давальческого сырья; торговля; сборка готовой продукции из полуфабрикатов; предоставление займов, приобретение облигаций и акций, включая акции государственных предприятий (но не во всех зонах). Например, в СЭЗ ''Сямынь''(1987 год) иностранцам разрешено приобретать китайские предприятия через покупку акций этих предприятий, причем минимальная доля иностранного инвестора должна быть 25% а максимальная не ограничивается.
Оформление инвестиций обычно осуществляется через администрацию СЭЗ или созданные в этих администрациях отраслевые компании. Зарубежный инвестор должен подать заявление о намерениях, в котором указывает цель инвестирования, размер инвестиций, требования к ''инфраструктурному'' обеспечению объекта инвестирования и т.п. Администрация СЭЗ имеет право самостоятельно принимать решения по иностранным инвесторам за исключением особо крупных объектов. В случае положительного решения с инвестором заключается контракт, согласно которому он получает соответствующий сертификат и лицензию.
Система льгот для инвесторов в китайских СЭЗ достаточно эффективна.
Подоходный налог с предпринимателей составляет 15%, тогда как внутри республики он равен 55%.
Если срок контракта более 10 лет, то предприниматели освобождаются от налога в течение первых двух лет с начала получения прибыли, а на третий год имеют 50%-ную скидку.
По окончании трехлетнего периода предпринимателям предоставляется 10%-ная скидка с подоходного налога, если более 70% продукции идет на экспорт (или 50%-ная скидка в течение трех лет если используются передовая технология).
Совместные предприятия, производящие высокотехнологическую и импортозамещающую продукцию в СЭЗ, имеют налоговую ставку до 10% и до 15% - в остальных регионах страны[3].
От уплаты импортной пошлины освобождается ввозимое из-за рубежа для предприятий СЭЗ: оборудование, как производственное, так и офисное, транспорт для иностранных сотрудников, электроприборы, потребительские товары, предназначенные для личного пользования иностранных сотрудников. Для них обычно создаются также специальные магазины импортных (беспошлинных) потребительских товаров. От уплаты единого торгово-промышленного налога на экспорт освобождается экспортная продукция (кроме нефти, бензина и ряда видов продукции, утверждаемой государством), реализуемая внутри СЭЗ Китая.
Кроме того зарубежные вкладчики поощряются к реинвестированию своей прибыли в СЭЗ. По решению местных властей им может быть возвращена часть подоходного налога, уплаченного с реинвестированной прибыли.
Убытки предприятий с иностранным капиталом разрешается покрывать за счет прибыли следующих лет (но не свыше пяти лет с начала их эксплуатации). Устанавливается на более льготных условиях и плата за землю. В СЭЗ производится фиксированная арендная плата за пользование производственными площадями для предприятий с иностранным капиталом: 15-20 долларов за один квадратный метр в год. Все налоговые и другие финансовые поступления остаются в распоряжении администраций СЭЗ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19