Рефераты. Роль Соединенных Штатов Америки в международных экономических отношениях стран Азиатско-Тихоокеанского Региона

Ведущими торговыми партнерами США в АТР продолжают оставаться Япония и Китай, поэтому вполне естественно, что они будут находиться в фокусе американского внимания. Стоит отметить, что доля Японии и Китая в мировой торговле занимает значительный сегмент рынка.


Рис. 5. Доля мировой торговли товарами и услугами, 2006 (млрд. Евро)


Азиатский кризис 90-х годов продемонстрировал необходимость подтверждения приверженности принципам свободной торговли как со стороны США для товаров и услуг из азиатских стран, так и в обратном направлении. В этом плане роль этого форума является критической.

По мнению американцев, экономический кризис фактически подтолкнул большинство азиатских стран в направлении большей открытости своих рынков, поскольку им надо выполнять взятые на себя обязательства, которыми были обусловлены стабилизационные программы МВФ, так и по причине признания правящими кругами этих стран необходимости соответствующих экономических реформ.

США традиционно придают большое значение деятельности АТЭС, исходя из того, что это – одно из главных экономических образований в мире, на которое приходится около двух третей внешней торговли США. Четыре главных торговых партнера США (Канада, Мексика, Япония, Китай) являются участниками форума, еще три страны-участницы входят в число первых 10, а всего среди первых 20 партнеров США – 11 государств-членов АТЭС. С 1994 г. экспорт США в страны АТЭС увеличился на 37%, а товарооборот с ними достиг в 2002 г. 1,2 трлн. долл., что составляет 2/3 внешней торговли США, в т.ч. более половины всего американского экспорта. В США считают, что АТЭС является важнейшей региональной экономической группировкой для продвижения принципов свободной торговли и практического экономического сотрудничества.

Позиция США в отношении деятельности АТЭС исходит из растущего значения азиатско-тихоокеанского региона для американской и мировой экономики. В этой связи подходы американской администрации к работе в АТЭС строятся исходя из возможности обсуждения на проводимых в его рамках мероприятий широкого диапазона актуальных для США тем и вопросов, а также с учетом важности продвижения предложений, которые американцы в дальнейшем предполагают вынести на переговоры глобального уровня (например, в рамках раундов ВТО) или субрегионального уровня.

США уделяют особое внимание осуществлению совместных действий по поддержке начавшегося постепенного экономического подъема в странах региона и в мировой экономике в целом и обеспечению более устойчивых и высоких темпов экономического роста. Американцы проводят уже известную мысль о том, что в этом процессе должны участвовать не только США, но и другие страны с сильными экономиками, в т.ч., Япония, Канада, Южная Корея. В основе такого подхода находится получившая распространение точка зрения об имеющем сейчас место объективном процессе «уравнивания» экономических и инвестиционных возможностей США и ряда других стран Европы и, особенно, Азии. Американцы поднимают вопрос о необходимости проведения странами региона внутренних экономических и структурных реформ, делая при этом упор на важность выполнения разработанных по линии международных финансовых организаций соответствующих программ.

Главные американские аналитики – от Генри Киссинджера до Джозефа Ная – уверены, что историческая судьба подарила Соединенным Штатам еще несколько десятилетий главенства. Только Китай – один или в союзе с Россией или Ираном – может бросить весомый вызов. Америка в условиях нынешнего экономического кризиса уже готовится к худшему, о чем говорят колоссальный бюджет Пентагона и глобальная система ПРО. Американцы рассчитывают на динамизм своей формы капитализма, на США как мировой университет, на приток талантливой иммиграции. Главная задача Америки сегодня – справиться с упадком национального руководства, с ослаблением американского культурного влияния на мировой арене, с сокращением поля стратегического и дипломатического маневра, приглушить волны антиамериканизма, возвратить утраченную ауру в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Чтобы восстановить статус уважаемой сверхдержавы в новом многополярном мире, Америка должна заново осмыслить свою внешнюю политику на глобальном уровне. Если холодная война сделала Вашингтон безусловным лидером, то исчезновение угрозы оказалось менее благоприятным для Вашингтона. Высокомерие и односторонность ослабили престиж гегемона – от ненависти арабско-мусульманского мира до яростной защиты своих ценностей и коллективных культурных особенностей в Европе, Латинской Америке и значительной части Азии.

3. Перспективы развития отношений стран АТР и США


Развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона является одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов. Еще недавно это наиболее отсталый регион мира. Сегодня же АТР, наряду с США и Западной Европой, активно формирует мировой полюс экономической мощи. Среди ведущих индустриально развитых стран выделяются Япония, Китай с Гонконгом, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия.

Международное сотрудничество в АТР становится важным фактором экономического развития, как региона, так и всего мирового хозяйства. Благодаря этому сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики. В этом регионе складывается новый центр мировой торговли с уникальной культурой, огромными трудовыми и сырьевыми ресурсами, высокоразвитым технологическим базисом. При этом, возникающие в АТР специфические внутритерриториальные проблемы, оказывают значительное влияние на развитие международной и мирохозяйственной системы в целом.

Наиболее интенсивное и многообещающее интеграционное взаимодействие развертывается в Северо-Восточной Азии. Китай, Япония и Южная Корея уже создали трехстороннюю аналитическую группу, призванную представлять правительствам этих стран согласованные рекомендации, как следует координировать экономическую и финансовую политику, а также развивать торговое и инвестиционное сотрудничество между ними. Во всех трех государствах на академическом и деловом уровне прорабатываются такие вопросы, как создание в регионе единого энергетического кольца и транспортных коридоров в Европу, в частности, через Россию. Уже созданы зоны свободной торговли и валютного союза.

С начала 2000-х годов темпы роста экономики новых «растущих стран» в разы превышают темпы мирового экономического роста, а также темпы роста развивающихся стран. Лидерами экономического роста Азиатского региона являются Китай и Индия.

Дальнейший экономический рост в Азиатском макрорегионе, по мнению аналитиков, будет стимулировать:

¾              рост потребности стран макрорегиона в природных ресурсах и продуктах их первичной переработки;

¾              энергоресурсах и электроэнергии;

¾              руде и металлах;

¾              лесных ресурсах;

¾              плодородных почвах, обеспеченных чистой водой, в зоне, пригодной для интенсивного земледелия;

¾              водных ресурсах;

¾              Перераспределение мировых грузопотоков и соответствующее изменение системы управления ими;

¾              Рост капитализации макрорегиона и в связи с этим перераспределение внутри него отдельных функций, закрепленных за различными территориями;

¾              Институциональное оформление рынка АТР;

¾              Выход процессов неоиндустриализации на новый уровень;

¾              Изменение географии миграционных процессов в Забайкалье и на Дальнем Востоке;

¾              Рост внутреннего потребления в странах АТР.

Некоторые американские учёные отмечают, что «Тихоокеанское кольцо» является американским изобретением середины 70-х годов в ответ на экономическое чудо Японии, а затем и подрастающих «тигрят» Восточной Азии. Особенно тщательно вскрывается классовая сущность этого «кольца». По их мнению, «Сообщество» – это капиталистический архипелаг, основанный на местной дешевой рабочей силе. В этот «архипелаг» пускаются только крупные города (Токио, Лос-Анджелес, Гонконг, Сингапур). Крестьянская Азия (Вьетнам, Кампучия, большая часть Индии, Индонезия и Китай) – вне «архипелага». В то же время китайские порты, свободные экономические зоны типа Шэньчжэня пускаются туда, а обширнейшие территории внутри Китая – нет. Классовая суть «архипелага» проявляется в структуре политической власти: на самом верху – элита транснациональных компаний, взаимно переплетенная полученным образованием в престижных университетах США и Британии; следующий эшелон – городской средний и рабочий класс, наконец, на дне – широкие народные массы. Проще говоря, в «кольцо» берут богатых, «правильно» развивающихся, т.е. только на основе «рыночной экономики», и тех, кто «хорошо ведет себя» с точки зрения американских интересов. Другими словами, концепция «Тихоокеанского века, кольца, сообщества» в ее американском варианте – это не что иное, как идеологическо-политическое обоснование сохранения и упрочение господствующих позиций США на Тихом океане, а самое главное – в районе Восточной Азии.

После начала процесса перестройки в Советском Союзе и особенно после развала СССР руководством Ельцина и построением «капитализма» в России разговоры об антисоветском характере сообщества, естественно, прекратились. Тем более что Россия, увязшая в собственных проблемах, перестала претендовать на какую-то существенную роль в Восточной Азии. Ныне вновь в пропаганде идеи Тихоокеанского века упор стал делаться на экономические факторы, на динамизм развития «драконов», но особенно Китая, а главное на интенсивность экономической активности США в данном регионе.

Волею исторических обстоятельств АТР стал также полигоном наиболее успешных испытаний американских рецептов экономического возрождения. Воспринявшая их первой Япония добилась впечатляющих успехов, одновременно продемонстрировав всему миру эффективность политики строгой ориентации на союз с США. За Японией последовали Южная Корея и другие восточноазиатские «тигры». Парадоксальным образом «экономическое чудо» сочеталось в этих странах с глубинным неприятием американских ценностей. В условиях продолжавшегося американо-советского противоборства это обстоятельство, впрочем, не мешало США сохранять с большинством стран АТР очень тесные связи во всех областях, тем самым привнося в свою внешнюю политику еще больший прагматизм.


Рис. 6. Основные показатели мировой экономики


Экономическая динамика в странах АТЭС в ближайшей перспективе во многом будет определяться такими факторами, как замедление темпов роста американской экономики, продолжающаяся рецессия в экономике Японии, а также неопределенность экономической ситуации в государствах Европейского Союза. Экономический подъем в развивающихся странах АПЕК в конце 90-х гг., после валютно-финансового кризиса, во многом зависел от роста внешней торговли, а это, в свою очередь определялось подъемом в экономиках развитых стран, прежде всего США. Таким образом, в более сложной ситуации оказываются государства и территории со значительной долей электронной продукции и других товаров информационного сектора в их экспорте, такие, как Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд и Филиппины. Вместе с тем Китай, несмотря на негативные тенденции в развитии экспорта, оказался способным поддержать высокие темпы росту благодаря росту внутреннего спроса в экономике.

Большинству стран – членов АТЭС удалось восстановить положительное сальдо баланса по текущим операциям после кризиса 1997–1998 гг. Вместе с тем, все больше проявляется такое долгосрочное последствие кризиса, как растущий уровень безработицы. Таким образом, встает проблема генерирования дополнительного спроса для того, чтобы снизить уровень безработицы. Продолжающаяся рецессия в Японии, а также неопределенность экономической ситуации в США могут оказать в ближайшие годы сдерживающее влияние на динамику экономического роста в странах АТЭС.

Темпы роста ВВП для стран западного полушария (Канада, США, Чили, Мексика, Перу) составили 2,3% в 1995 г. и 4,3% в 2000 г., причем наиболее быстро растущими экономиками выступили США, Канада и Мексика. В субрегионе Северо-Восточной Азии (Китай, Гонконг, Япония, Республика Корея, Тайвань) темпы роста ВВП практически не изменились (3, 1% в 1995 г. и 3,5% в 2000 г.), несмотря на то, что темпы развития китайской экономики составляли порядка 7 – 10% в год (в случае с Китаем также наблюдается постепенное снижение темпов экономического роста). Данная ситуация объясняется прежде всего продолжающимся экономическим кризисом в японской экономике. В субрегионе Юго-Восточной Азии (государства АСЕАН) наблюдалось снижение темпов роста с 8,1% в 1995 г. до 5,9% в 2000 г.

Высокие темпы роста развивающихся экономик АТР, прежде всего государств Восточной Азии, на протяжении длительного периода времени обеспечивались благодаря расширению экспорта и масштабов привлечения иностранных инвестиций.

В целом, в истекшем десятилетии успешные показатели экономического развития государств АТЭС способствовали росту экономической взаимозависимости между странами региона через рост внешней торговли, а также международного движения капиталов.

Следует отметить, что усиление взаимозависимости во внешнеторговой сфере происходило сразу по нескольким направлениям. Во-первых, происходит рост взаимной торговли на уровне крупнейших субрегионов АТР. В то же время, растет доля взаимной торговли и между странами внутри этих двух крупных субрегионов. Вместе с тем, товарная структура торговли в регионе АТЭС демонстрирует прогрессирующие темпы перехода от вертикального к преимущественно горизонтальному типу международного разделения труда.




Заключение


Подводя итоги, можно сказать следующее: в настоящее время США активно участвует в экономике стран АТР. Крупнейшими партнёрами США здесь являются КНР и Япония. Интерес США обусловлен многими факторами, главными из которых является, пожалуй, гибкость экономики и инвестиционная привлекательность региона. Динамика внешней торговли АТР на протяжении двух десятилетий имеет повышательную тенденцию, а в условиях нынешнего кризиса это довольно значимый факт. В основе интенсивного экономического роста в странах АТР лежали следующие особенности хозяйственного развития:

– высокий уровень сбережений и инвестиций;

– экспортная ориентация экономики;

– высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

– значительный приток иностранных инвестиций;

Согласно стоящим перед нами задачами, мы проанализировали экономику и внешнеэкономические связи США в 2000-е годы. В данный момент США проходит не самый радужный этап своего развития. Погрешности экономической системы дают о себе знать. Тем не менее, перенеся своё внимание в зону АТР, страна преодолевает кризисные потрясения стойко и с наименьшими потрясениями.

Что касается международных экономических отношений стран АТР, в настоящее время основная масса мировых товарных и финансовых потоков сконцентрирована именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому в последние годы Азиатско-Тихоокеанский регион стал объектом пристального внимания, как ученых-экономистов, так и представителей международного бизнеса. Инвестиционный приток американского капитала в страны АТР способствует развитию экономики, а дешёвые трудовые, земельные и сырьевые ресурсы выдвигают многие азиатские страны вверх по списку производства и развития экономики. Так, Китай, по мнению многих аналитиков, постепенно становится центром мировой экономики. А интеграционные группировки способствуют развитию и инвестиционной привлекательности.

Американский капитал на протяжении многих лет активно работает в АТР, хотя иногда и встречаются некоторые проблемы. Но посредствам решения этих проблем страны только выигрывают. И хотя обстановка в Азии и в районе Тихого океана развивается довольно противоречиво, преобладающей, магистральной тенденцией является стремление к разрядке напряженности, оздоровлению обстановки. Все сильнее осознается потребность в разработке какой-то общей концепции безопасности и сотрудничества в регионе, которая отвечала бы национальным интересам всех стран АТР. Становится ясно, что новая обстановка, новые тенденции в развитии международных отношений требуют существенной корректировки и перестройки системы внешнеполитических и военных приоритетов государств региона. Такой процесс во многих странах уже идет, что дает надежды на продвижение вперед в деле укрепления стабильности и безопасности в АТР.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что США принимали непосредственное участие в развитии экономики АТР, главным образом влияя на экономику КНР и Японии. Роль США в международных экономических отношениях стран АТР остаётся значительной, хотя и ослабевает. Уже нет такого влияния на Японию, как это было в послевоенные годы. Но правительство Китая всё ещё поддерживает США и оказывает не только правительству, но и американским бизнесменам помощь на рынке Китая.

Движение мировых финансовых ресурсов обнаружило свой противоречивый характер. С одной стороны, в процессы их перелива через границы в поисках эффективных активов вовлечено в наши дни большинство стран мира. С другой стороны, массированное перемещение финансовых ресурсов между странами обнаруживает мощный потенциал дестабилизации, для смягчения или устранения которого требуются совместные международные действия.




Список литературы

1.     Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 368 с.

2.     Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» // #"#">www.polpred.ru

9.     Гребенщиков Э.А. «Тихоокеанская региональная интеграция» М., 2007 г.

10.           Интернет-издание Россия и Америка в XXI веке // #"#">#"#">www.imf.org

19.           Процессы региональной интеграции в мировой экономике // Вестник Московского университета, серия 6, экономика. 2007. №2.

20.           Сайт офиса международных информационных программ Государственного департамента США // #"#">#"#">www.asean-russia.ru

23.           Фонд исторической перспективы // http://perspectivi.ru/oykumena/


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.