Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности p> В начале VII века на Аравийском полуострове зародилась третья после иудаизма и христианства мировая религия – Ислам, что послужило толчком для качественно нового этапа развития стран Востока. могущественная империя
Арабских Халифатов, охватившая в пике своего развития значительные территории от Атлантического океана до Индии в широтном и от Средней Азии и
Кавказского Хребта до Центральной Африки в меридиональном направлениях, стала третьим могущественным центром международной политики Средневековья.
Впоследствии, после заката Халифата, его место поочередно занимали государства Сельджукидов, Монголов, Тимуридов и наконец Османская и
Сефевидская империи, которые играли те же геополитические функции, что и
Халифат.

Для большей удобности мы будем рассматривать международные отношения
Средних Веков через призму двух геополитических центров – Европы и Востока, что позволит более четко выявить взаимосвязь между этими цивилизациями.

Западная и Центральная Европа

После развала Римской империи в Западной и Центральной Европе сформировался ряд государств, между которыми велись войны и заключались различного рода союзные и мирные договоры. Однако над международными отношениями региона был установлен контроль Священной Римской империи и католической церкви, что в совокупности с нижеследующими факторами составили основные характеристики международных отношений в Европе Средних
Веков:

1. Центральная власть была недостаточно сильной, а феодальная раздробленность – характерным явлением. Вотчина крупного землевладельца являлась фактическим государством, собственность на землю давала власть над населением.

2. В средневековой Европе стирались различия между частными и межгосударственными отношениями также как и между публичным и частным правом. Войны несли повсеместный характер, как между феодалами в территориальных пределах одного государства, так и между государствами.

3. В основе как внутренних, так и внешних связей лежало «кулачное право», т.е. сила, возведенная в закон. Сильный всегда прав, что нашло свое отражение в таком институте, как «суд Божий», согласно которому спор решался поединком.

4. Значительным было влияние католической церкви, что мешало как обще- цивилизационному прогрессу, так и развитию правового регулирования международных отношений. Долгое время главным средством регулирования международных отношений средневековой Европы служило каноническое право, основанное на религиозных догмах. Библейские тексты применялись как диспозитивное право и церковь оказывала значительное влияние на юриспруденцию. Наиболее крупным актом канонического права был декрет папы Грациана (1139-1142 гг.) «Согласование несогласованных канонов», уделяющий внимание межгосударственным отношениям. Главная идея этого декрета заключалась в «создании единого государства под десницей папы».

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что уровень правового регулирования международных отношений в средневековой Европе был чрезвычайно низок и в основном базировался в канонических предписаниях церкви.

Тем не менее, феодальные государства средневековой Европы внесли значительный вклад в развитие концепций международной безопасности. В связи с этим достаточно упомянуть организацию весомой коалиции для совершения крестовых походов под началом Римской католической церкви. Это является одним из ярких примеров претворения в жизнь концепции безопасности в
Европейском масштабе. Кроме того истории известны факты неоднократного созыва съездов с участием большого числа глав государств.

Византия и Русь

На другой части Евразийского континента в средние века сложилось два других сильных государства, которые, при этом, находились в наиболее близком контакте со странами средневекового Востока. Византийская империя и
Киевская Русь являлись форпостами христианства на восточной окраине Евро- центристского мира и занимали важное место в геополитическом раскладе
Евразийского континента.

Особая роль в данной связи уделялась Восточно-Римской, позже Византийской империи, которая сохранила разрушенную «варварами» западно-римскую цивилизацию и содействовала передаче соответствующего опыта варварским государствам. Большую роль во внешней политике Византийской империи играла миссионерская деятельность христианского духовенства. Обращение в христианство других народов усиливало влияние Византии и помогало развитию культуры вновь обращенных народов, включая культуру правовую. После разделения в 1054 г. христианской церкви на католическую и православную, влияние Византии в христианских странах восточной Европы еще более усилилось. Наконец, крещение Руси привело к формированию целого блока между католической Европой и мусульманским Востоком.

В связи со своим важным геостратегическим положением Византия и Русь были первостепенным объектом для интервенций, как с западного, так и с восточного направления. На протяжении тысячи лет Византия, а затем и Россия сталкивались со многими кризисными ситуациями – войны с Арабским Халифатом, интервенция Сельджукской империи, разрушительные походы армий Чингисхана, крестовые походы и т.д. Падение Константинополя в 1453 г. и полный развал
Византийской империи в середине XV столетия значительно усилили роль
России, как центра православия.

Регулирование международных отношений в Византии и Руси мало чем отличалось от остальной Европы, кроме относительно более высокого уровня централизации. Одним из наиболее распространенных методов ведения внешней политики в обоих регионах являлось заключение междинастических браков, что являлось наиболее эффективным в то время средством заключения межгосударственных союзов.

Мусульманский Восток

В VII веке н.э. на Аравийском полуострове образуется крупное мусульманское государство – Арабский Халифат. С этого времени государства, главенствующей религией в которых является Ислам, принимают активное участие в межгосударственных отношениях. Огромная географическая территория попадает под сильное влияние мусульманского права. Усиление роли и значимости мусульманских государств в мировой политике продолжается вплоть до XVII в. Истории известно несколько великих империй мусульманского
Востока, во главе которых стояли тюркские, арабские и персидские династии.
В совокупности с другими мусульманскими государствами они представляли собой мощный блок стран, противостоящий христианскому миру. Десятые столетия н.э. известны рядом эпохальных событий, приводивших к изменениям баланса сил между западной и восточной цивилизациями.

Мусульманские государства отличались от христианских большей степенью организованности и централизованности. Как и в христианских государствах, религия играла значительную роль в регулировании как межличностных, так и внутригосударственных и международных отношений. В основ всей общественно- политической жизни лежало мусульманское право, нормы которого распространялись и на внешнеполитическую деятельность государств. В мусульманских странах наблюдалась большая эффективность заключаемых договоров, т.к. Коран предписывал соблюдать верность данному слову даже в отношении иноверцев. Большую роль сыграли положения Корана, поощряющие международную торговлю, что способствовало усилению межгосударственных связей.

Для мусульманского востока средних веков также характерна интенсивность войн между различными государствами. Между странами были нередки случаи заключения союзных и мирных договоров, которые зачастую соблюдались. В государствах не наблюдался хаос, который был присущ государствам феодальной
Европы, и случаи феодальных междоусобиц носили локальный характер. Наличие централизованных государств, венцом которых стала Османская империя, предопределило ведущую роль мусульманских государств в международных отношениях средневековья.

* * *

Несмотря на некоторые особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. В средние века был накоплен определенный опыт неправового нормативного регулирования международных отношений, что впоследствии сыграло немаловажную роль в формировании классического международного права.

Что касается подходов к разрешению вопроса обеспечения международной безопасности, то соответствующие попытки носили в основном локальный характер и отражались в договорах с крайне ограниченным количеством участников. Все внимание средневековых политиков и юристов уделялось правилам ведения войны, что исключало разработку концепций безопасности путем мира.


1.3. Классическое международное право и возникновение новых концепций международной безопасности

От Тридцатилетней Войны до Французской революции

К концу средних веков в Европе стали формироваться первые крупные национальные государства с централизованной властью, способной установить порядок. Развитие новых государственных устройств, набирающий ход научно- технический прогресс, усиливающийся процесс колонизации и возникновение задатков капиталистического метода производства все более входили в конфликт с феодальным устройством социально-экономической жизни и всевластием католической церкви. Впервые этот конфликт вылился в открытое противостояние в Нидерландах еще в 1566-1579 гг., в результате чего там сформировалось первое национальное государство. Далее последовала буржуазная революция в Англии (1640-1649 гг.).

Упрочнение независимости национальных государств привело к тому, что ранее боровшиеся друг с другом за установление власти над Европой папа и император Священной Римской Империи объединили свои усилия в борьбе за сохранение этой власти. Борьба сил старого и нового вылилась в
Тридцатилетнюю Войну между католиками и протестантами. Война завершилась заключением в 1648 г. Вестфальского мира. По сути этот мирный договор был первым в истории международных отношений правовым актом, регулирующим вопрос региональной безопасности. Практически с этого момента и зародилось с нормативной точки зрения классическое международное право. Вестфальский мирный договор определил новую систему международных отношений в Европе.
Было практически покончено со Священной Римской Империей – главным препятствием на пути становления независимых национальных государств.
Вестфальский мир практически положил начало первой в истории международной системе, основанной на балансе сил. Такие положения договора, как нерушимость установленных границ, суверенное равноправие государств и коллективная оборона против общего противника, свидетельствует о большой важности Вестфальского соглашения в контексте развития концепций международной безопасности. Вестфальский договор создал уникальную систему равновесия сил в Европе, которая продержалась в течении последующих 150 лет вплоть до Версальской системы (см. ниже).

Период XVI-XVII веков считается временем зарождения и развития классического международного права. После завершения тридцатилетней войны, в условиях, когда ни католическая церковь, ни Священная Римская империя не могли более диктовать нормы для отношений между государствами, возникла проблема определения средств регулирования отношений между равно суверенными странами Европы. В таких условиях родилась идея перенести удачный опыт правового регулирования внутри государств на их отношения друг с другом. Как на внутригосударственном, так и на международном уровне в этих целях было прежде всего использовано римское право. В основе римского права лежало равноправие частных лиц, а международного – равноправие стран.
Большая роль в формировании классической международно-правовой концепции и формировании зачатков международно-правового сознания в Европе принадлежала юристам, в частности дипломата Гуго Гроция (1583-1654 гг.), который в своем труде «О праве войны и мира» (1625) впервые детально обосновал существование «права, которое определяет отношения между народами и правителями»[6]. При этом, Гроций и большинство его современников находят источники этого права в природе, Боге и морали.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.