Рефераты. Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе

Главным образом следует выделить усиливающееся с каждым годом влияние США в Тайваньском проливе. Эта проблема является основным камнем преткновения для Китайско-американских отношений.

Также беспокойство вызывает территориальный спор с Японией, и проблемы денуклеизации Корейского полуострова. Из всех районов, как самые благополучные, можно выделить Россию, с которой большинство противоречий решилось во время подписания Договора о дружбе и сотрудничестве, Южную Корею, которую Китай рассматривает как экономически-важного партнера, и страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества.


2. Оборонный потенциал и обеспечение обороноспособности КНР на современном этапе


2.1 Вооруженные силы КНР: система управления и состав


В настоящее время Китай является общепризнанной региональной военной державой. Вооруженные силы КНР включают войска действительной службы и войска запаса НОАК, части вооруженной народной милиции Китая и народное ополчение. Их укреплению уделяется традиционно высокое внимание. По таким параметрам как военные ассигнования, обеспеченность инженерно-техническими кадрами, способность к разработке и производству комплексных систем вооружения и военной техники, экспортный потенциал в области вооруженных сил и военной техники, китайский оборонный сектор носит современный характер. По критерию занятости в нём КНР принадлежит едва ли не первое место в мире[91].

Военные являются неотъемлемой частью государственно-партийной номенклатуры и играют большую роль в политике Китая. Центральный военный совет (ЦВС) КНР руководит и осуществляет единое командование вооруженными силами всей страны. В КНР создано министерство обороны, которое подчинено Госсовету и является ведомством по руководству и управлению оборонным строительством. Действительные войска НОАК являются постоянными войсками Китая, на которые, главным образом, возложены задачи обороны и ведения боевых действий. При необходимости они могут в соответствии с правовыми положениями содействовать охране общественного порядка. Их организационная структура в основе своей представлена системой главных управлений, системой видов вооруженных сил и родов войск, системой военных округов[92].

Система главных управлений НОАК включает руководимые ЦВС Генеральный штаб, Главное политическое управление, Главное управление тыла, Главное управление вооружения. Через эти главные управления ЦВС осуществляет руководство и управление всеми военными округами, видами вооруженных сил и родами войск.

НОАК состоит из трех видов вооруженных сил: сухопутные войска, Военно-морские силы, Военно-воздушные силы и самостоятельного рода войск - второй артиллерии[93].

Сухопутные войска - самый многочисленный вид вооруженных сил КНР, в них служит до 70% личного состава НАОК, в настоящее время его численность составляет 1,6 млн человек, 56 общевойсковых дивизий полевых войск, в том числе 11 танковых, 12 дивизий "быстрого реагирования", 3 воздушно-десантных. Военно-обученный резерв сухопутных войск (включая неорганизованный) насчитывает 12 млн. человек. В состав сухопутных войск входят пехота, бронетанковые войска, артиллерия, войсковая ПВО, инженерные, химические и автомобильные войска, а также войска связи и радиоэлектронной борьбы и армейская авиация. Также имеются части специального назначения[94].

Вследствие уменьшения числа военнослужащих и в целях оптимизации работы армии, с конца 80-х гг. ХХ века происходит реформирование структуры сухопутных войск НОАК. В 1988 году вместо прежних 35 армейских корпусов были созданы 24 общевойсковые армии, количество которых к 2002 году уменьшилось до 21, а в настоящее время составляет 18 армий. Им присущи серьезные недостатки в таких сферах, как командование и управление, механизация и информатизация, войсковая противовоздушная оборона, материально-техническое обеспечение, связь. Главной проблемой этого рода войск является их недостаточное финансирование по сравнению со стратегическими ядерными силами, ВВС и ВМС.

Военно-морские силы (ВМС) КНР в настоящее время насчитывают около 255 тыс. человек личного состава, в том числе 40 тыс. срочной службы. Численность военнообученного резерва ВМС НОАК оценивается в 600 тыс. человек. ВМС НОАК КНР разделены на три оперативных флота: Северный, Восточный и Южный. Родами сил китайских ВМС являются: подводные силы (включая морской компонент ядерной "триады" - атомные подводные лодки стратегического назначения), надводные силы, морская авиация, войска береговой охраны и морская пехота, в состав которой входят и подразделения специального назначения (боевые пловцы). Организационная структура ВМС НОАК предусматривает однородные оперативные соединения - эскадры (6 эскадр подводных лодок, 7 эскадр эскортных кораблей, 3 эскадры минно-тральных кораблей) и тактические соединения - бригады и дивизионы.

По состоянию на 2006 год в арсенале ВМС КНР находятся: одна атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (еще одна проходила испытания), 6 многоцелевых атомных и 68 дизельных подводных лодок; 26 ракетных эсминцев и 47 ракетных фрегатов, 116 малых противолодочных кораблей, 85 ракетных и 9 торпедных катеров и ряд других[95].

Военно-воздушные силы КНР (ВВС) состоят из авиации (бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и военно-транспортной), а также наземных сил ПВО, включающих зенитно-ракетные войска, зенитную артиллерию и авиационные группировки объединенные в военно-воздушные силы округов, командующие которыми оперативно подчинены командующим округами. В свою очередь, в подчинении у командующих ВВС округов находятся командования авиационных корпусов и окружных военно-воздушных баз. Численность личного состава военно-воздушных сил (ВВС) НОАК составляет около 400 тыс. человек, из которых около 210 тыс. человек служат в войсках ПВО. Военно-воздушные силы овладели способностью вести боевые операции при любой погоде, в любое время суток и в любом районе воздушной территории. На вооружении армии поступает высокотехнологическое вооружение и оснащение. В том числе истребители СУ-27, СУ-30, "Цзянь-11", транспортных самолетов Ил-76, самолетов-заправщиков "Хун-6", крылатых ракет класса "воздух-земля", средств дальнего обнаружения воздушного и космического базирования. [96] Насчитывают около 4 тыс. боевых самолетов, в основном устаревших типов, и предназначенных главным образом для решения задач противовоздушной обороны и в меньшей степени - для оказания поддержки сухопутным войскам. В их составе преобладает истребительная авиация, на долю которой приходится около 75% самолетного парка. На вооружении ВВС КНР находятся около 4,5 тыс. боевых самолетов (до 500-600 единиц могут быть носителями ядерного оружия), из них истребителей - более 3 тыс., бомбардировщиков - около 200. Самолетный и вертолетный парк оснащен машинами преимущественно российского и местного производства - Ту-16, Ил-28, МиГ-19, МиГ-21, Су-27, Ил-76, Ан-2, Ан-24 или созданными по их базе[97].

Ракетные воска, или Вторая артиллерия, подчиняются непосредственно Центральному Военному Совету КНР. Вторая артиллерия состоит из стратегических ракетно-ядерных войск, оперативно-технических ядерных войск, частей обеспечения и обслуживания. Численность личного состава, по разным оценкам, составляет около 120 тыс. человек.

Ядерная стратегия Пекина, взявшего декларативное обязательство не применять ядерное оружие первым, основывается на концепции "ограниченного ответного ядерного удара". Эта концепция предполагает строительство ограниченных по боевому составу ядерных сил сдерживания, способных созданием угрозы нанесения неприемлемого ущерба вероятному противнику заставить последнего отказаться от применения ядерного оружия или попыток военно-силового давления на КНР. Такой подход не делает акцента на достижении ядерного паритета по отношению к США и РФ, однако является рациональным с точки зрения экономии материальных и финансовых ресурсов[98].

Ракетно-ядерный потенциал КНР условно можно разделить на три компонента: стратегического (СН), оперативно-тактического (ОТН) и тактического (ТН) назначения. В последние годы отмечается заметный уклон в сторону первоочередного развития ракетно-ядерных сил и средств ОТН и ТН, а не стратегических. Это диктуется тем, что для КНР в масштабах азиатского театра войны с учетом предполагаемых военных угроз со стороны региональных потенциальных противников, оперативно-тактическое и даже тактическое ядерное оружие имеет стратегическую значимость и позволяет КНР решать военно-стратегические задачи.

В процессе развития стратегических ядерных сил КНР отчетливо просматривается курс на создание ядерной "триады":

1) группировки баллистических ракет СН/ОТН наземного развертывания в мобильном и шахтном вариантах;

2) атомные ракетные подводные лодки с дальнобойными баллистическими ракетами подводных лодок;

3) авиационный компонент.

На сегодняшний день стратегическая ядерная "триада" КНР во многом проигрывает по своим характеристикам соответствующим силам США и РФ[99].

Основными недостатками китайских стратегических ядерных систем считаются низкие показатели боевой готовности, живучести, надежности и точности, что говорит об отсутствии у КНР в настоящее время возможности нанесения как ответно-встречного, так и упреждающего удара. Тем не менее, потенциала ракетных войск Китая достаточно для ограниченного сдерживания вероятных противников от нападения на страну[100].

Чтобы изменить сложившееся положение дел, Пекин предпринимает энергичные меры по качественному совершенствованию ядерных вооружений. К тому же руководители КНР прямо увязывают повышение роли своей страны в международных делах, её влияния на развитие военно-политической обстановки в мире и, прежде всего, в АТР с наращиванием ядерного потенциала.

В данный момент в Китайской Народной Республике существует несколько гражданских и военных специальных служб, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность. Основные из них - это Министерство общественной безопасности (МОБ) КНР, Министерство государственной безопасности (МГБ) КНР и Главное разведывательное управление Генерального штаба Народно-Освободительной армии Китая (ГРУ ГШ НОАК).

Главное разведывательное управление Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая. Общее руководство и контроль за деятельностью ГРУ ГШ НОАК осуществляет Центральный военный совет КНР, подчиненный ЦК КПК.

Основными направлениями деятельности являются внешняя стратегическая разведка и оперативно-тактическая разведка.

Основные цели и задачи ГРУ ГШ НОАК состоят из следующих аспектов:

1. сбор и систематизация данных о перспективном развитии военно-политической обстановки в отдельных странах или регионах мира, состояние их оборонной промышленности, состояние вооруженных сил сопредельных стран, ведущих держав и держав - вероятных противников, а также планы их мобилизационного развертывания;

2. ведение промышленно-экономической разведки;

3. ведение политической разведки;

4. ведение военно-экономической разведки;

5. подрывная деятельность в перечисленных странах;

6. сбор сведений о спецслужбах зарубежных стран, формы и методы их работы;

7. участие в антитеррористической деятельности на территории КНР и за границей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.