Рефераты. Проблема международного сепаратизма на примере современного Китая

Сепаратизм появился в политической жизни почти тогда же, когда возникло государство как основной политический институт общества. Однако, в современную эпоху повсеместной тотальной взаимозависимости происходящих в мире политических процессов, проблемы, связанные с наличием в отдельных регионах планеты очагов сепаратизма, вызывают глобальное усиление политической и экономической напряженности.

В эпоху всеобщей милитаризации спутниками сепаратизма являются политический экстремизм и насилие, что приводит к огромным человеческим жертвам и многочисленным разрушениям.

 

1.2 Взаимодействие КНР и международных организаций в борьбе с сепаратизмом (СВМДА и ШОС)


Несколько лет назад регион Центральной Азии и его проблемы мало затрагивались в политических науках, теперь же привлекает всё большее внимание мировой общественности. События 11 сентября 2001 года стали поводом для обращения внимания на регион и его проблемы. Соседство с Афганистаном стало дестабилизирующим фактором для безопасности региона.

Террористическая активность и рост наркотрафика потребовали оперативного решения. Попытка стабилизировать обстановку в данном регионе была сделана образованием Шанхайской Организацией Сотрудничества. Как подчёркивается в Совместной Декларации России и Китая, подписанной в Пекине 2 декабря 2002 года, Шанхайская Организация Сотрудничества «становится важным фактором поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе, одним из опорных элементов конструкции многополярного мира»[37].

Регион выдвинул перед образовавшейся Шанхайской организацией не только вопросы обуздания трёх сил зла ( 1) терроризмом, 2) национальным сепаратизмом, 3) религиозным экстремизмом)., но и проблемы предотвращения распространения наркотиков, оружия, трансграничной преступности, вопросы охраны окружающей среды, социально-экономического развития[38].

За десять лет с момента образования шанхайской пятёрки и восемь шанхайской организации в области безопасности удалось достичь следующего[39]:

-  в структуре ШОС созданы следующие структуры для координации усилий в сфере безопасности и развития: Совещание руководителей правоохранительных органов, пограничных ведомств, министров обороны, министров иностранных дел, министров по чрезвычайным ситуациям;

-  подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001);

-  создана и приступила к работе Региональная антитеррористическая структура(РАТС) ШОС с исполнительным комитетом в г. Ташкенте (Узбекистан). В РАТС ШОС создан механизм совещаний секретарей Советов безопасности государств членов;

-  создана контактная группа «ШОС - Афганистан» являющаяся ещё одним важным историческим шагом по поддержанию мира и стабильности ... в регионе»;

Исполнительным комитетом РАТС ШОС[40] осуществляются контакты и обмен информацией с различными международными организациями: с Центром по безопасности и сотрудничеству в Европе в Узбекистане, дипломатическими миссиями, аккредитованными в Республике Узбекистан, ПРООН, с СБ ООН и с комитетом ООН по борьбе с терроризмом, ОБСЕ, Антитеррористическим центром (АТЦ) СНГ;

- подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества создала комплекс механизмов и договорённостей, способных к регулированию процессов безопасности в регионе. Поставив во главу угла борьбу с «тремя силами зла» организация начала оформляться в структурном и правовом русле.

Сначала, в 2001 г. была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, содержащая чёткие определения соответствующих терминов[41](терроризм, сепаратизм, экстремизм), направленная на развитие практического взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с указанными проблемами, (Стороны принимают такие меры, которые могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области национального законодательства, для обеспечения того, чтобы деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести.)[42]

Китайские и российские власти начали смотреть на ШОС, как на инструмент в борьбе с угрозой исламского экстремизма. В этом аспекте две точки соприкосновения: с российской стороны - это Чечня, с китайской - «Уйгурстан» или «Восточный Туркестан» (Синьцзян-Уйгурский Автономный Округ). Кроме того, уйгуры активизируются не только внутри Синьцзяна, очень активны их организации в Казахстане, Киргизии, Узбекистане. Также, уйгурский сепаратизм становится возможной угрозой для Российской Федерации. По данным ФСБ, в партизанских действиях на территории Чеченской Республики участвовали десятки наёмников из КНР.

Как отмечают некоторые узбекские аналитики[43], «в регионе идёт перераспределение влияния от правительств к неправительственным факторам - значительное воздействие на безопасность в регионе оказывают элиты и клановые группы, ведущие борьбу за власть или влияние на неё, а также отдельные экстремистские и террористические группы, которые используются ими. В Центральной Азии возникла ситуация, когда шансы влияния на политические решения приобретают даже микроскопические экстремистские группировки». Так, в последние годы и без того тяжёлую обстановку в государствах осложняют другие исламские экстремистские группы, главным образом Исламское Движение Узбекистана (ИДУ), Исламская партия Туркестана, Хизб ут-Тахрир и другие[44].

В 2004 была создана Региональная антитеррористическая структура, поставив основной задачей «сбор и анализ информации, предоставляемой государствами-членами, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, создания банка данных антитеррористической структуры, разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества» в этой сфере.

Сформировавшись, РАТС приложила максимум усилий для выполнения задачи по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Так, по заявлению главы исполкома РАТС ШОС Вячеслава Касымова, сделанного по завершению знаменательного уже заседания Совета РАТС 4 апреля 2006 г., за время существования структуры удалось совместным усилиями локализовать противоправную деятельность как минимум 15 главарей террористических организаций.

За время деятельности структуры, и при ее информации было предотвращено 250 терактов на территории шести стран. В рамках создания общего банка данных по терроризму был утверждён единый «список лиц объявленных в международный розыск в связи с преступлениями террористического, сепаратистского и экстремистского характера»[45]. На базе списка начато формирование «Единого розыскного реестра органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС»[46].

РАТС помимо оперативного информирования с целью задержания или ликвидации террористических групп, «проводит информирование государств-членов ШОС о новых тенденциях в терроризме, формах и методах деятельности террористических и сепаратистских организаций, представляющих угрозу безопасности государств-членов ШОС; о мерах, принимаемых за рубежом, по противодействию терроризму и т. п. В соответствии с решениями Совета РАТС ШОС Исполнительным комитетом РАТС выпускаются ежеквартальный и полугодовой бюллетени «О состоянии, тенденциях развития обстановки, связанной с проявлениями терроризма, сепаратизма и экстремизма в государствах-членах ШОС», которые направляются в компетентные органы государств-членов ШОС. Также составляются другие многочисленные аналитические документы[47].

Развивая правовое обеспечение своей деятельности, РАТС разработал и принял несколько Соглашений, в том числе и «Решение Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Программы сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепара-измом и экстремизмом на 2007-2009 годы» в планах которого проведение совместных учений, обмен информацией (в том числе и секретной), общий банк данных по терроризму, подписанное на юбилейном саммите ШОС в Шанхае 15 июня 2006г. Там же были подписаны ещё два важных документа: «Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности» и «Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС»[48].

В условиях когда современный терроризм идёт на любые меры, способные, привести к многочисленным жертвам, в том числе среди мирного населения, дестабилизировать обстановку не только в отдельно взятой стране, но и во всём регионе, охрана и опыт обороны потенциально опасных радиоактивных, химических и биологических объектов становятся как никогда необходимыми и важными. Значит, в дальнейшем антитеррористическим силам ШОС необходимо будет повторять подобные учения по быстрому реагированию и защите подобных объектов.

За последние пять лет, ежегодно проводились совместные оперативно-стратегические учения: «Бастион-Антитеррор-2008», «Волгоград-Антитеррор-2008», «Атом-Антитеррор-2008», в Казахстане, "Мирная миссия-2007", «Иссык-Куль – Антитеррор-2007», «Атом-Антитеррор-2006», "Каспий-антитеррор – 2005", "Тянь-Шань - № 1 – 2006 г.", "Восток – антитеррор - 2006", "Рубеж - 2004"[49].

Таким образом, совместные антитеррористические учения не ограничиваются только борьбой, поиском и нейтрализацией террористических групп на какой то территории, проводятся также мероприятия по освобождению заложников, защите государственных объектов представляющих потенциальную опасность. РАТС предпринимает различные меры по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как через антитеррористические учения, так и в целом, через выполнения задач, поставленных перед ней соответствующим соглашением стран участниц и отдельно Шанхайской организацией сотрудничества и её хартией. Большой спектр действий в борьбе с терроризмом позволяет сделать вывод о хорошем будущем этой деятельности в рамках ШОС.

Как уже было отмечено, в ШОС ведётся активная работа по разработке соответствующих соглашений и документов. Проблема остаётся пока только в приведении законодательства шести стран к одному знаменателю.

На состоявшайся в Москве научно-практической конференции Деятельность Шанхайской организации сотрудничества по противодействию новым вызовам и угрозам в сфере обеспечения региональной безопасности" было высказано мнение, что: «в ближайшее время прогнозируется повышение активности деятельности глобальных и региональных террористических сетей, ставящих целью создание так называемого всемирного халифата. Экстремисты сегодня расширяют географию своих действий, все больше координируют их, используют новейшее оружие, самые современные электронные средства. Поэтому, "Опираясь на данные, свидетельствующие об активном использовании террористами в своих целях передовых информационных технологий, нельзя исключать вероятность осуществления ими кибератак на электронные сети государственных структур и частных компаний, связанных с управлением объектов кризисной инфраструктуры"».[50]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.