XVII съезд КПК закрепил проводимый Ху Цзинтао курс на урегулирование тайваньской проблемы "мягкими" методами[116]. Новым шагом в этом направлении стало его предложение на основе "принципа одного Китая" "достичь соглашения о мире, сформировать каркас и создать новую обстановку для мирного развития двух берегов Тайваньского пролива". По всей видимости, соглашение подразумевает обмен обязательствами: со стороны Гоминьдана — не провозглашать независимость Тайваня; со стороны Пекина — отказаться от применения силы или, по крайней мере, снять существующую неопределенность условий ее применения, сведя их к единственному: провозглашение независимости Тайваня, и ничего другого. Возможно, Пекин пойдет даже на сокращение количества ракет в примыкающем к Тайваню районе. Такое соглашение позволит китайскому правительству обрести уверенность, что Тайбэй оставит попытки провозгласить независимость, а жители острова в значительной мере избавятся от опасений насчет возможных силовых действий Пекина. Ранее тема заключения мирного договора обсуждалась сторонами еще во время визита Лянь Чжаня в КНР в 2005 г.
Обновление тайваньской политики руководителей КНР преследовало, как представляется, три цели[117]:
ближайшая цель — политическая изоляция и оттеснение от власти сепаратистской Демократической прогрессивной партии на предстоящих президентских выборах 2008 г., замена президента представителем "синих" партий (Гоминьдана). Эта цель была достигнута;
более долгосрочная цель — подрыв позиций и маргинализация крайних сепаратистских сил на будущее;
одновременно с этим — создание более благоприятных условий - для грядущего объединения по формуле "одно государство, две системы".
Может показаться парадоксальным, но политический тупик не помешал крутому росту экономических отношений между берегами Тайваньского пролива. В 2007 г., по тайваньским источникам, объем торговли "через пролив" достиг 90,43 млрд ам. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 18,2%. При этом экспорт с Тайваня на материк вместе с реэкспортом составил 62,48 млрд ам. долл. (годовой прирост 20,0%), импорт вкупе с реимпортом — 28,0 млрд (прирост 13,1%)6. Суммарные тайваньские инвестиции в экономику КНР превысили 100 млрд ам. долл.
Экономическая интеграция Тайваня с материком имеет на острове как сторонников, так и противников, указывающих, что сближение с континентальным Китаем несет Тайваню, наряду с очевидными выгодами, также и серьезные вызовы и риски.
Во-первых, отток инвестиций, перенесение на материк производств, причем не только трудоемких, но и наукоемких, высокотехнологичных, "опустошает" изнутри экономику Тайваня, сокращает количество рабочих мест, снижает интерес предпринимателей к инновациям в сфере высоких технологий, к капиталовложениям в инфраструктуру на самом острове. А это чревато утратой конкурентоспособности Тайваня в глобальной экономике, длительной безработицей и стагнацией душевого ВВП. По оценкам, тайваньские инвестиции в экономику материка чрезмерно высоки: они превышают 3%, если не 4% ВВП, тогда как в исследования и внедрение инноваций вкладывается всего 2%. Между тем, США и Япония инвестируют на материке меньшую, чем Тайвань, долю своего ВВП, зато более 3% вкладывают в инновационную сферу[118].
Сторонники противоположной точки зрения доказывают, что, наоборот, инвестиции на материке поднимают конкурентоспособность Тайваня. Так, согласно их подсчетам, в 1995—2000 гг. в сфере производства информационных технологий на каждый 1% мощностей, перемещенных на материк, приходился прирост в 0,5% доли Тайваня на мировом рынке.
Во-вторых, на острове существуют опасения, что неограниченное сближение с континентальным Китаем рано или поздно поставит малую экономику Тайваня в одностороннюю зависимость от огромной экономической мощи материка и даже может привести к поглощению малого большим. А эта зависимость может быть использована в политических целях. Поэтому перемещение на другую сторону пролива капитала и товаров необходимо ограничивать. Существует мнение, что Пекин сформулировал две тактики давления на Тайбэй: "и шан вэй чжэн" (давление на политику с помощью предпринимателей) и "и минь би гу-ань" (принуждать чиновников, опираясь на народ
Алармистский подход к экономическому сращиванию двух берегов наиболее близок сепаратистским силам Тайваня. Другая, противоположная точка зрения отстаивается Гоминьданом и отражает расчеты деловых кругов с их сугубо меркантильными видами на бизнес по ту сторону пролива. Здесь господствует мнение, что при всей огромной разнице в экономической мощи партнеров налицо не односторонняя зависимость слабого от сильного, а их взаимная зависимость друг от друга. "Торгово-экономические связи — это общий знаменатель обоих берегов. В их экономической структуре заложена взаимная зависимость, взаимное сдерживание", — отмечает, например, один из тайваньских экспертов. А это означает, что экономические санкции против тайваньского бизнеса неизбежно обернутся потерями и для самого материка. В силу этого, как единодушно отмечают специалисты, Пекин не склонен к применению санкций против тайваньских бизнесменов и вообще чрезвычайно осторожен в попытках влиять на их политическое поведение. В отношениях с тайваньским бизнесом Пекин отдает явное предпочтение мерам сотрудничества перед методами силового нажима.
Всеобщие выборы 2008 г., убедительно показали: для независимости Тайваня сегодня нет условий, и в обозримом будущем они не предвидятся. Проведение курса на независимость — это опасная политика, неизбежно ведущая к дестабилизации обстановки в Тайваньском проливе и далее во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Победа Гоминьдана может открыть новую страницу в истории отношений между двумя берегами Тайваньского пролива — страницу, отмеченную установлением прямых связей через пролив и ускорением экономической интеграции в условиях политического диалога и снижения, если не прекращения военной конфронтации.
Стабилизация статус-кво Тайваня отвечает не только интересам обеих сторон, она, безусловно, более приемлема для США, чем откровенный, провокационный сепаратизм ДПП, способный вызвать кризис в отношениях между Пекином и Вашингтоном.
Разумеется, даже после передачи власти на Тайване в руки Гоминьдана не приходится ждать полной гармонизации взаимоотношений между материком и островом: интерпретации принципа "одного Китая" на двух берегах несовместимы одна с другой. За интерпретациями же скрываются неизменное стремление руководителей КНР воссоединить Тайвань с материком по формуле "одно государство, два строя" и столь же упорное желание большинства жителей Тайваня сохранить статус- кво.
Дальнейшее во многом зависит от Пекина: будет ли он настаивать на признании Тайбэем "принципа одного Китая" в такой форме, которая под Китаем однозначно подразумевает КНР? Станет ли такое признание жестким условием дальнейшего углубления экономического сотрудничества, параллельно с попытками привлечь на свою сторону островитян с помощью разного рода льгот? Или же предпочтет неспешное обсуждение этого принципа как гарантию отказа тайваньской политической элиты от курса на независимость и откроет дорогу процессам экономической интеграции, терпеливо ожидая, когда эти процессы приведут к фактическому сращиванию острова с материком в единое хозяйственное целое?
Детерминированное общепризнанными демократическими ценностями стремление народов планеты к обретению собственной государственности во второй половине XX века резко изменило политическую карту мира: к настоящему времени на Земле насчитывается уже более двухсот независимых суверенных государств.
Вместе с тем, в рамках современных стран существует в общей сложности несколько тысяч этнических групп, каждая из которых потенциально также может рассчитывать на государственный, политический контроль над своей территорией. С другой стороны, а любых — даже экономически преуспевающих государствах — имеют место региональные диспропорции развития. Сплав же этнических и региональных проблем имеет своим результирующим вектором активный всплеск недовольства различных слоев населения проводимой центральным руководством страны политикой и, как следствие,— стремление данного региона к политическому обособлению от государства или к повышению своего правового статуса в нем, что представляет собой суть сепаратизма.
В настоящее время сепаратизм характерен для различных стран с разными политическими системами и режимами. О многообразии очагов сепаратизма свидетельствует то, что они наглядно видны и в самом факте распада коммунистических квазифедераций (Советского Союза, Чехословакии, Югославии), и в образовавшихся на их обломках новых независимых государствах (в России, Украине, Молдове, Грузии, Словакии, Боснии и Герцеговине), и в постколониальных странах (в Шри-Ланке, Мьянме, Индии), и в странах, традиционно именуемых "западными демократиями" (Ольстер в Великобритании, Квебек в Канаде, Баскония в Испании).
Сепаратизм появился е политической жизни почти тогда же, когда возникло государство как основной политический институт общества. Однако, в современную эпоху повсеместной тотальной взаимозависимости происходящих в мире политических процессов, проблемы, связанные с наличием в отдельных peгионах планеты очагов сепаратизма, вызывают глобальное усиление политической и экономической напряженности.
В эпоху всеобщей милитаризации спутниками сепаратизма являются политический экстремизм и насилие, что приводит к огромным человеческим жертвам и многочисленным разрушениям.
Сепаратизм тесно связан с международной юридической нормой — правом народов на самоопределение, демократический смысл которого основывается на соблюдении общепризнанных прав человека и гражданина.
Зафиксированное в международных юридических документах (Уставе ООН, Декларациях Генеральной Ассамблеи ООН), право народов на самоопределение предусматривает свободное (на основе демократических процедур) определение народом своего путы развития, своей политической и социально-экономической системы, а также своего международного статуса.
Подавляющее большинство современных государств, подписав основополагающие документы Объединенных Наций, взяли, тем самым, на себя обязательства по их строгому соблюдению, в той числе, и в отношении права народов на самоопределение. Вместе с тем, недостаточная разработанность данного права на четкой, скрупулезной юридической основе (особенно, с точки зрения конкретного механизма его реализации) сводят суть демократического характера права народов на самоопределение на уровень политической декларации, провоцируя, тем самым, разжигание конфликтных ситуаций внутри многих государств.
На современном этапе в КНР национальная политика имеет несколько отличительных черт:
Первая особенность национального вопроса в современном Китае - это его переломный и в то же время преемственный характер. Национальный вопрос проявляется сегодня главным образом не в политике, а в области экономических прав и интересов. Однако по-прежнему остаются «разрыв (в развитии) национальностей», «национальные предрассудки, национальная отчужденность» и прочие факторы, оставшиеся от истории. Сегодня между ханьцами и неханьцами существует значительный разрыв в уровнях и темпах развития. В самом начале 50-х годов в КНР была поставлена задача преодоления фактического неравенства национальностей. Но то, что сегодня особенно остро стоит вопрос экономического развития национальных районов, задача ликвидации бедности - действительно выдвигают экономику на одно из первых мест национального строительства.
Вторая особенность - наличие неантагонистических и антагонистических противоречий. В настоящее время противоречия в сфере национального вопроса в Китае являются в основном неантагонистическими противоречиями «внутри народа». Но нельзя сбрасывать со счета и антагонистические противоречия: их источник — враждебные силы за рубежом и «классовая борьба в определенных пределах внутри страны». Отсюда необходимость сохранения бдительности и решительных мер по их преодолению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13