В ходе первой войны арабы заняли ряд территорий в южной и восточной частях Палестины, предназначенных по решениям ООН для арабского государства. Потом арабами был занят еврейский квартал в Старом Иерусалиме. Израильтяне тем временем взяли под свой контроль стратегически важную дорогу, ведущую от побережья к Иерусалиму, проходящую через Иудейские горы. К началу 1949 года Израиль сумел занять Негев вплоть до прежней египетско-палестинской границы за исключением узкой прибрежной полосы сектора Газа. Эта полоса осталась под египетским контролем. Иорданская армия сумела закрепиться на Западном берегу Иордана и в Восточном Иерусалиме. Занятая иорданской армией часть Западного берега стала рассматриваться как часть Иорданского государства. Переговоры февраля-июля 1949 года, приведшие к перемирию между Израилем и арабскими странами, закрепили временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 года[20].
Арабо-израильская война 1948 - 1949 годов принесла победу израильской армии. Израильские войска в дополнение к территории, отведенной Израилю по плану раздела, захватили 6,7 тыс. кв. км., включая пустыню Негев, предназначавшуюся арабскому палестинскому государству. В результате, Израиль клином врезался в Арабский Восток, отделив Египет от других арабских стран. Оставшуюся часть арабской Палестины оккупировал Арабский легион короля Иордании Абдуллы, а район Газы оказался под управлением Египта, хотя и не был включен в его состав.
Глава 2. Политика США на Ближнем Востоке в 40-е годы
2.1 Развитие политики США в отношении Палестины
Согласившись с установлением английского мандата над Палестиной, США до 1939 года «устранились» от участия в определении ее дальнейшей судьбы. До поры до времени не проявляли никакой активности и американские сионисты, оживление деятельности которых совпадает с появлением в 1939 году английской «Белой книги» и резко негативной реакции на нее со стороны и арабов, и евреев. Весной 1941 года в США был создан некий американский «политический общественный комитет», в состав которого вошли, в частности, 270 конгрессменов. Одной из его задач было «организовать моральную поддержку американского народа созданию еврейского национального очага в Палестине»[21].
Усилия американской стороны, направленные на поощрение сионистских устремлений, проявились и в том, что в предвыборные программы и демократов, и республиканцев в 1944 году был включен пункт о поддержке так называемой Билтморской (по названию отеля) программы, принятой на проходившей в 1942 году в Нью-Йорке конференции представителей американских, европейских и палестинских сионистов. Положения Билтморской программы сводились к следующему: потребовать у английского правительства немедленно образовать в Палестине «еврейское содружество» как неотъемлемую часть нового послевоенного порядка; предоставить «Еврейскому агентству» право контроля над еврейской иммиграцией в Палестину и размещением иммигрантов; потребовать от английского правительства отменить положения «Белой книги» 1939 года, признать за еврейскими вооруженными формированиями право на существование под собственным флагом.
15 октября 1944 г., накануне президентских выборов, отвечая на письмо сенатора Вагнера, президент Рузвельт подчеркнул, что будут предприняты «усилия» с тем, чтобы «найти соответствующие пути и средства» в целях обеспечения создания «Палестины как свободного и демократического еврейского содружества... как только это станет практически возможным»[22]. Однако после выборов Рузвельт вернулся к своей прежней линии, заключавшейся в том, чтобы в данном вопросе не брать на себя никаких конкретных обязательств. Такая линия, несмотря на растущее давление сионистов, приносила Рузвельту заметные политические выгоды благодаря тому, что он пользовался большой популярностью среди американских евреев, и сионистам было исключительно трудно в этих условиях противостоять его курсу. Президент Рузвельт, будучи умным и расчетливым государственным деятелем, всегда воздерживался от изъявления официального сочувствия сионистскому движению и сионистским планам в отношении Палестины, справедливо полагая, что такой однобокий подход может надолго испортить отношения США с арабскими государствами. Рузвельт, например, оставил без ответа обращение к нему 68 сенаторов в 1942 году, в котором они заявили «о своей решимости оказывать всевозможное поощрение движению за восстановление евреев в Палестине в соответствии с духом библейского пророчества»[23]. В 1944 году Рузвельт не принял рекомендацию группы сенаторов потребовать от имени США скорейшего создания в Палестине еврейского государства.
Откровенная ставка, сделанная сионистами на США, во многом объясняла и активизацию антианглийских акций, которые были характерны для деятельности сионистских организаций в период 1939 - 1947 годов. Так, в Палестине только в ноябре 1945 года члены вооруженных сионистских формирований 153 раза разрушали железнодорожную колею, трижды нападали на английские полицейские посты, пытались взорвать нефтеперерабатывающий завод в Хайфе. В 1944 году террористы из «Штерна» убили в Каире английского статс-секретаря лорда Мойна. В этой связи даже У. Черчилль, который был сторонником идеи создания «еврейского очага» в Палестине, вынужден был заметить: «Это постыдное преступление потрясло мир и серьезно повлияло на тех, кто, как и я в прошлом, были последовательными друзьями евреев и постоянными архитекторами их будущего. Если наши надежды на сионизм исчезают в дыму пистолетного выстрела убийцы, а наши усилия по обеспечению будущего сионизма вызывают новую волну худшего гангстеризма по образцу нацистской Германии, многие, как и я, вынуждены будут пересмотреть позицию, которую мы занимали с таким постоянством и так долго в прошлом»[24].
Переориентация сионистов на США сказалась в прогрессировавшем росте еврейской иммиграции в Палестину в 1943 - 1946 годах и в растущей обеспокоенности тогдашних арабских руководителей по поводу становившейся все более реальной перспективы создания при непосредственной помощи США «еврейского сообщества», то есть еврейского государства в сердце арабского мира. Король Саудовской Аравии Абдель Азиз ибн-Сауд во время личной встречи с президентом США на борту крейсера в Горьком озере (часть Суэцкого канала) весной 1945 года, на которой присутствовали также представители Египта, Сирии и Ливана, повторил свои аргументы против создания в Палестине «еврейского сообщества», излагавшиеся ранее в его письменных обращениях к американскому президенту. В ответ Рузвельт заявил, что «никаких шагов, касающихся решения палестинской проблемы, не будет предпринято без консультации с обеими сторонами — арабами и евреями»[25].
2.2 Политика США на Ближнем Востоке после Второй мировой войны
После окончания Второй мировой войны острота палестинской проблемы отнюдь не уменьшилась; дополнительные сложности на пути ее решения создались в результате активного подключения к палестинским делам американской администрации, симпатии которой к сионистскому делу после прихода в Белый дом Г. Трумэна стали очевидными для всех. После возвращения с Потсдамской конференции он заявил, что правительство США «желает направить в Палестину столько евреев, сколько будет возможно принять в этой стране»[26], т. е. фактически выступил за неограниченную еврейскую иммиграцию в Палестину. Одновременно; по мысли американской стороны, было бы облегчено положение «перемещенных лиц» в Европе, среди которых было много евреев. В указанном заявлении Трумэна подчеркивалось, что палестинская проблема должна быть решена между правительством Великобритании и руководством палестинских арабов «на мирной основе и что он как президент США не хотел бы посылать американских солдат в Палестину для поддержания там мира.
4 октября 1946 г. Трумэн официально выступил за раздел Палестины, видимо, руководствуясь прежде всего соображениями внутренней политики и заранее привлекая голоса евреев-избирателей на будущих президентских выборах и на выборах в Конгресс, которые проводились в октябре. Это выступление еще более осложнило положение правительства лейбористов: поддержать открыто план раздела значило бы оттолкнуть от себя арабов; кроме того, в условиях уже начавшейся «холодной войны» разрыв с арабами заметно осложнил бы стратегические позиции Великобритании в ближневосточном регионе. Заявление Трумэна вызвало резкую критику арабской стороны, в частности в форме официального обращения короля Саудовской Аравии ибн-Сауда к главе американской администрации. В своем ответе королю Трумэн изложил просионистский подход США к палестинской проблеме, заявив, что его поддержка идеи создания еврейского государства в Палестине — это проявление постоянной линии США в этом вопросе, что, однако, нельзя якобы истолковывать как акцию, враждебную арабскому народу. Этот ответ был расценен сионистами как американское «историческое обязательство в отношении будущего еврейского отечества»[27].
В конце ноября состоялся визит английского министра иностранных дел Э. Бовина в США. Его переговоры с Трумэном и государственным секретарем Дж. Бирнсом были почти исключительно посвящены поискам решения палестинского вопроса. От американских союзников Бевин услышал немного ободряющего; Дж. Бирнс в ходе бесед предложил, в частности, заменить английский мандат в Палестине американским или мандатом ООН и настоятельно рекомендовал английской стороне избрать именно этот курс. Позиция американской стороны убедила Бовина, что от мандата на Палестину пришло время отказаться и что от США на помощь в разрешении палестинского вопроса английское правительство рассчитывать не может. Налицо был откровенный расчет США занять место ослабленной в результате войны Великобритании в стратегически важном ближневосточном регионе.
Накануне обсуждения палестинского вопроса на сессии Генеральной Ассамблеи ООН заметно активизировались американские сионистские организации. 19 января 1947 г. президенту США были представлены рекомендации миссии Болдуина, посетившей Палестину; в этих рекомендациях подчеркивалось преимущественное право евреев, а не арабов на создание своего национального государства в Палестине и утверждалось, что «Палестина на протяжении всей своей истории никогда не находилась под управлением арабов»[28].
Рекомендации миссии Болдуина предусматривали:
- создание еврейского государства в Палестине в существующих границах;
- принятие этого государства в ООН;
- проведение выборов в Палестинском государстве с включением в число избирателей евреев из числа «перемещенных лиц»;
- отмену британского мандата на Палестину немедленно после проведения выборов;
- создание комиссии ООН сроком на пять лет, которой бы вменялось в обязанность наблюдение за передачей территории из-под британского управления правительству Палестины. Комиссия должна была поощрять продажу земли в Палестине между евреями и арабами;
- США должны признать Трансиорданию и способствовать ее приему в ООН;
- США предоставляют Палестинскому государству заем в размере 3 млн долларов и заключают с ним соответствующие соглашения об использовании вод р. Иордан в гидроэнергетических и ирригационных целях;
- в Палестине до тех пор, пока не будет создана своя армия, формируются международные вооруженные силы.
Страницы: 1, 2, 3, 4