Рефераты. Политики США в отношении первой арабо-израильской войны 1948–1949 гг.

Выводы относительно работы этой первой комиссии не имели никакого практического результата и разочаровали всех. Единственным их конкретным результатом была поддержка требования Трумэна относительно немедленной иммиграции 100 тысяч евреев. С другой стороны, англичане прибегли к тактике проволочек, предложив сначала создать другую комиссию по расследованию, а затем провести сепаратные переговоры с представителями обеих общин, что привело лишь к углублению враждебности между ними и ухудшению ситуации с поддержанием общественного порядка в Палестине. После всех этих неудач, измученные бесполезными переговорами с американцами, британские правители решили, наконец, передать вопрос Объединенным Нациям (апрель 1947 г.)[8].

Понадобилось еще раз прибегнуть к комиссии по расследованию (United Nations Special Committee on Palestine — UNSCOP),. в которой Соединенные Штаты не были представлены. Последовали месяцы острой полемики, все более напряженных отношений, антибританских террористических акций и трудных решений. Идея, которая была сформулирована, лишь воспроизводила в более определенных терминах то, что уже обсуждалось ранее: следовало создать два государства, одно — арабское, другое — еврейское, предусмотреть их экономический союз, по крайней мере на определенный период времени, и интернационализацию Иерусалима. Географическая карта точно обозначала предложенное разделение территории между двумя государствами.

На эти предложения арабы ответили решительным отказом, сионисты воспринята их с большим реализмом. Они согласились с правом на создание еврейского государства на части территории Палестины, которое впервые было признано организацией, выступавшей в тот момент источником норм международной жизни. Доклад UNSCOP обсуждался на Генеральной Ассамблее 29 ноября 1947 г. и был одобрен 33 голосами (включая голоса Соединенных Штатов, Советского Союза и Франции), при 13 голосах против (голосах арабских государств, Индии и Греции) и 10 воздержавшихся (среди которых — Великобритания). В конечном счете после долгих прений Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 (II) о прекращении действия мандата и разделе страны на два самостоятельных демократических государства — арабское и еврейское. Учитывая, что проблема святых мест Иерусалима на протяжении десятилетий являлась дополнительным источником конфликта в Палестине, а также религиозное значение Святого города для христиан всего мира, резолюция предусматривала выделение Иерусалима и его окрестностей в специальную зону под международным контролем[9].

Согласно резолюции 181/II предлагалось создать еврейское государство (площадь 14,1 тыс. км2, или 56 % территории Палестины, население - около 510 тысяч арабов, включая бедуинские племена, кочевавшие на этой территории, и 499 000 евреев), арабское государство (площадь 11,1 тыс. км2, или 43 % территории Палестины, население - 549 000 арабов и 95 000 евреев) и интернациональную зону Иерусалима с окрестностями (1 % территории Палестины, население 105 540 арабов и 59 690 евреев). Подробно план раздела в соответствии с положениями резолюции ГА ООН 181/II показан на прилагаемой карте (См. Приложение)[10].

Резолюция 181/II предусматривала также создание экономического и таможенного союза двух будущих государств, общность валют, единство транспортной сети и коммуникаций, совместное пользование ирригационной системой. В соответствии с положениями резолюции из Палестины к 1 августа 1948 г. должны были быть выведены английские войска; тогда же заканчивался срок английского мандата на Палестину. Провозглашение независимости обоих государств предусматривалось осуществить не позднее 1 октября 1948 г.


1.2 Начало и развитие первой арабо-израильской войны


Все арабские государства - члены Лиги арабских государств, а также палестинские арабы категорически отвергли резолюцию о разделе Палестины. Сионисты формально признали эту резолюцию, однако ими был с самого начала взят курс на максимальное расширение территории будущего еврейского государства.

После принятия Генеральной Ассамблеей ООН «резолюции о разделе» (181/II от 29 ноября 1947 г.) в Палестине уже началась по сути дела необъявленная арабо-еврейская война. Еще в конце марта 1947 г. командование Хаганы пришло к выводу, что «единственное решение заключается в том, чтобы взять инициативу в свои руки и попытаться осуществить военное решение, перейдя в наступление»[11].

В соответствии с этим решением руководством Хаганы был разработан «план Д». На основании этого плана перед сионистскими вооруженными формированиями ставилась задача «добиться контроля над районами, которые должны отойти к еврейскому государству, защищать его границы, взять под защиту еврейские поселения и еврейское население вне пределов этой территории, чтобы оградить его от действий врага с баз, расположенных внутри или вне еврейского государства». Откровенность была полной - уже ни о каком сосуществовании с арабами речи не шло, они напрямую назывались врагами, и с ними поступали соответственно. Широко известна расправа над арабами - жителями деревни Дейр-Яссин, когда боевики из ЭЦЕЛ и «Штерн» убили 259 мирных жителей. Но такие факты отнюдь не единичны: в декабре 1947 г. была проведена «операция» против населения деревни Квазза, в марте 1948 г. - против населения деревни Салама. В апреле 1948 г. такая же судьба выпала на долю арабских деревень Айн-аз-Зей-тун, Салах-эд-Дин, Бийр Аббас, Кастель, были осаждены города с преимущественным арабским населением: Яффа (в настоящее время часть Тель-Авива) и Аккра. «Резня была заранее рассчитанной мерой подлинной программы изгнания арабов путем террора», - указывают арабские авторы, напоминая и о кровавой резне в иерусалимском квартале Катамон, в апреле 1948 г. До начала Палестинской войны (май 1948 г.) около 400 тысяч арабов были вынуждены покинуть районы, захваченные сионистами; так еще до первой арабо-израильской войны возникла проблема беженцев[12].

В соответствии с положениями «плана Д» отряды Хаганы фактически оккупировали западную часть Иерусалима, вступили в Западную Галилею, а также установили контроль над коридором между Тель-Авивом и Иерусалимом. Подобные акции, сопровождавшиеся разнузданным террором, усиленно пропагандировались с тем, чтобы создать панику среди арабов, уже знавших о трагедиях в Дейр-Яс-сине и Катамоне, и вынудить их бежать из родных мест из опасения быть убитыми. «Трупы, детали фотографировались, фото отпечатывались в многочисленных экземплярах и распространялись в арабских деревнях с надписями: «Если вы не уйдете, вот что вас ожидает!»»[13].

Известный американский автор Эдгар О'Бэлланс писал в этой связи, что «политика евреев заключалась в том, чтобы побуждать арабов покидать свои дома; с этой целью активно использовались психологические методы... Позднее, когда война разразилась, евреи выгоняли тех арабов, которые хотели бы вернуться в свои деревни. Такая политика... давала два неоспоримых преимущества. Во-первых, она создавала для арабских стран серьезную проблему беженцев, которая с учетом их слабо развитой экономики и административной машины лишала арабов возможности нападения, а с другой - обеспечивала евреям отсутствие «пятой колонны» в их рядах»[14].

Все это опровергает утверждения о том, что Палестинская война 1948 - 1949 годов началась в результате нападения арабских стран на Израиль после провозглашения его независимости 14 мая 1948 г.

Государство Израиль было создано на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН от 19 ноября 1947 года о разделе Палестины на два независимых государства - арабское и еврейское.

Если верить Бен-Гуриону, создание государства Израиль "было обеспечено мессианским провидением пророков Израиля"[15]. Но если бы дело было в пророках и желаниях сионистов, то Палестина и по сей день, возможно, оставалась бы английской полуколонией.

15 мая 1948 г., на следующий день после того как последний английский солдат покинул бывшую подмандатную Палестину и лидеры еврейской общины официально провозгласили создание государства Израиль, регулярные войска ЛАГ вступили на палестинскую территорию. Так начался конфликт, который стал первым звеном в цепи драматических событий на Ближнем Востоке, превративших этот регион в арену затяжного военно-политического кризиса.

Вступление арабских государств в войну против Израиля было вызвано целым комплексом причин и лишь отчасти являлось следствием той позиции, которую они заняли в 1947 г. в отношении резолюции ООН о разделе Палестины. Решающее значение имели в данном случае собственные политические интересы правящих кругов этих государств, в том числе и гегемонистские устремления Трансиордании. Король Абдаллах был наиболее активным сторонником вооруженного вторжения в Палестину. Его расчет на аннексию ее восточной, арабской части был составным элементом проекта создания так называемой Великой Сирии — блока стран под эгидой трансиорданских и иракских хашимитских правителей. Эти претензии Абдаллаха пользовались поддержкой Англии, оказавшей существенную военную помощь трансиорданским правителям, которые выступали «не столько против израильской экспансионистской политики, сколько против стремления палестинского населения решать самим свою судьбу»[16].

В надежде сохранить свои пошатнувшиеся позиции на Арабском Востоке Англия в этот период всячески стремилась продемонстрировать свою солидарность с «делом арабов» и поддержать представление о том, что истинные цели сионистов не ограничиваются захватом Палестины, но распространяются на весь ближневосточный регион. Не будучи заинтересованной в уничтожении Израиля, Англия, по сути дела, толкала ЛАГ к вступлению в войну, рассчитывая получить от нее политические дивиденды для себя и своих арабских союзников.

В определенной мере вступление ЛАГ в войну с Израилем являлось результатом давления на арабские правительства со стороны националистически настроенной буржуазии, которая опасалась, что Израиль в скором времени превратится в источник массированной экономической экспансии в странах региона.

Правящим кругам таких стран, как Сирия, которая со времени провозглашения независимости стремилась придерживаться нейтралистского внешнеполитического курса, и Египет, в принципе не заинтересованный в военных авантюрах, приходилось считаться с давлением общественного мнения, с многочисленными митингами и демонстрациями в защиту «дела Палестины». Наряду с националистами, задававшими тон в этой кампании», активную роль в подталкивании арабских стран к войне играли религиозные круги, особенно исламские общества в Египте, апеллировавшие к идее «мусульманской солидарности». В этих условиях правящая верхушка была вынуждена, исходя из соображений политической стабильности, продемонстрировать искренность своих усилий в деле «защиты арабской и мусульманской Палестины». Едва ли можно считать случайностью, что египетский премьер-министр Ахмед Нукращи, говоря а причинах, побудивших страну объявить войну Израилю, упомянул о необходимости защиты «чести Египта перед мусульманским миром»[17].

Вступление в войну наряду с регулярными частями добровольческой «Армии спасения», мобилизованной Лигой арабских государств, получило религиозное обоснование как джихад. На этот счет была дана специальная фетва главного муфтия Египта. Как говорилось в этой фетве, личное участие в джихаде за спасение Палестины или же финансовое содействие ему является, согласно шариату, религиозной обязанностью для жителей самой Палестины и прочих мусульманских государств, поскольку «евреи-сионисты пытаются силой оружия создать еврейское государство в одной из самых почитаемых арабских и мусульманских стран... чтобы не только захватить Палестину, но и утвердить господство над всеми исламскими государствами, уничтожить их арабский характер и их исламскую культуру»[18]. Вместе с тем подчеркивалось, что действия добровольцев-муджахидов должны быть подчинены правилам, установленным для ведения джихада правительствами арабских государств. Как отмечает Р. Петере, эта оговорка отражала неблагожелательное отношение египетских властей к партизанской деятельности в Палестине отрядов «Братьев-мусульман», которая началась еще до прибытия «официальных» добровольце» Лиги[19].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.