Рефераты. Политика США в Афганистане

Восстановление Афганистана - это неплохой бизнес для американцев. Обратим внимание на то, с какой щедростью американское правительство выделяет средства. Десятками и сотнями миллионов долларов, которые складываются в миллиарды. Вообще же, американское правительство не было никем заподозрено в излишнем пристрастии к благотворительности. Напротив, оно цепко держится за свои интересы. Что же заставляет американское правительство тратить миллиарды долларов на Афганистан? Повторим, что это неплохой бизнес. Обычная практика американцев, давать помощь и кредиты на условиях покупки необходимых товаров и материалов у них же. Так было везде, и в Европе, в частности в Германии и Франции, и в Азии, в частности Южной Корее и Японии, и на Ближнем Востоке, в частности, Израиле. При таком подходе правительство ничего не теряет. Щедрой рукой предоставив помощь, оно продает за эти же деньги продукцию американских же производителей, и собирает потом с прибыли этих производителей налоги в бюджет.

С 1 октября 2001 года в Афганистан было направлено 365 тысяч тонн продовольствия на сумму более 200 млн. долларов. В 2002 году в Афганистан было направлено около 7 тысяч тонн семян, и планируется в 2003-2004 годах направить еще 48 тысяч тонн семенного материала. Реализация 420 тысяч тонн продовольствия и семян - это уже само по себе неплохо[17].

Дорожный проект, стоимостью 180 млн. долларов выполняет американская компания "Луис Бергер групп", приглашенная Агентством США по международному развитию. Кроме них работают еще пять компаний, турецких, индийских и афганских. Стоимость проекта - 150 тысяч долларов за один километр трассы.

На строительстве домов, школ и больниц тоже работают американские компании. США поставляет стройматериалы и оборудование. Завозятся американские медпрепараты и медицинское оборудование. Американские издательства печатают учебники для афганских школ грандиозным тиражом в 15 млн. экземпляров.

Американцы вооружают афганскую армию Хамида Карзая и дают на это 150 млн. долларов. У кого будет покупаться вооружение? Можно даже и не гадать - конечно, у американцев. Это обычная практика, испробованная в целом ряде государств, начиная с Китая Чан Кай-ши, и завершая Израилем, когда США предоставляли помощь на создание армии, и тут же продавали вооружение и снаряжение по ценам, в 3-4 раза превосходящим цены для армии США. Вне всякого сомнения, точно таким же образом будет проходить и вооружение афганской армии. "Благотворительность" правительства в Афганистане оборачивается очень даже неплохим заработком для американских компаний. Правительство США ведет себя как банкир, который пускает в оборот средства, полученные от сбора налогов, богатеет на этом, и дополнительно собирает политические дивиденды с такой деятельности.

В высшей степени странная программа экономического развития страны, которая сейчас реализуется американцами. В ней только два пункта: восстановление дорог и развитие сельского хозяйства. Что важнее? Безусловно, дороги для них важнее, поскольку на это дело в общем виде направлено около 300 млн. долларов, тогда как на развитие сельского хозяйства всего лишь 50 млн. долларов. Такое положение нельзя считать случайным. Американцы ввозят продовольствие примерно для 9 млн. человек, и уже потратили на это 200 млн. долларов. Было бы логично отказаться от столь высоких затрат на содержание части населения Афганистана, и вложить солидную сумму в развитие именно сельского хозяйства. Преотвращение голода в 2001 году - это дело серьезное, но все же дальнейшая продовольственная политика в Афганистане вызывает большие сомнения. Почему в течение 2002 года на развитие сельского хозяйства было потрачено всего 65 млн. долларов, тогда как на продовольственную помощь - 200 млн. долларов, и на строительство дорог - 292 млн. долларов?[18] Почему "дорожный проект" оказался в 4,5 раза больше, чем проект развития сельского хозяйства?

Американцы говорят, что хотят только развития Афганистана. Но на деле мы видим противоположную тенденцию - развитие автодорожной сети, идет с опережением развития сельского хозяйства, развитие которого сейчас куда как более насущная задача. Какие объяснения этому дают сами американцы? Разнообразные. Например, говорят, что дорога Кабул-Кандагар позволит увеличить завоз продовольствия в южные провинции страны. Или говорят, что эта же дорога позволит афганцам ездить в Кабул за медицинской помощью. Говорят также, что эта автодорога позволит развивать экономическую жизнь страны.

Это в то время, когда в Афганистане голодают, и получают продовольствие из-за рубежа около 9 млн. человек.

Положение проясняется, если обратиться к словам руководителей организаций, которые занимаются восстановлением Афганистана. Вот, речи Эндрю Натсиоса, директора Агентства США по международному развитию:

"Президент Буш и Госсекретарь Пауэлл сделали восстановление Афганистана очень важным приоритетом. Мы открыли миссию и собираемся оставаться там еще долгое время. Мы рассчитываем оставаться в Афганистане как минимум десять лет"[19].

Раз так, то можно и не торопиться с разрешением продовольственной проблемы в Афганистане, а дать работу американским аграрным производителям. Реализация 300-400 тысяч тонн в год продовольствия в Афганистане - это неплохой бизнес для них. За десять лет это составит, при современных объемах, 3-4 млн. тонн, или оборот в 5,4 - 7,2 млрд. долларов.

Только поставкой продовольствия можно покрыть все нынешние расходы правительства США на восстановление Афганистана. Можно и не торопиться с восстановлением экономики, а дать возможность американским строительным компаниям неплохо заработать на строительстве дорог в Афганистане.

Но на этом американские планы, видно, не останавливаются. По словам заместителя министра торговли США Гранта Д. Элдонаса, Джордж Буш собирается предоставить Афганистану право беспошлинного ввоза в США 5700 видов товаров. С точки зрения экономического положения в Афганистане, эта фраза более чем загадочна. Какие такие товары может Афганистан вывозить в США, если доподлинно известно, что у первой страны практически нет промышленности и развитого хозяйства? И, к тому же, американцы не намерены ее развивать.

Вывозить такую номенклатуру товаров может далеко не всякая промышленно развитая страна. А тут предлагают развить такую бурную внешнюю торговлю стране, только что вышедшей из гражданской войны, и, по сути, не имеющей для этого возможностей. Эта фраза становится понятной только в связи с обычной практикой американцев, зарабатывающих на своей же благотворительности, в связи с намерением "оставаться в Афганистане как минимум десять лет".

Речь идет об эксплуатации Афганистана. Вот это и является целью политики США в этой стране. Им нужно создать такие условия, которые бы позволяли наилучшим образом вести эту эксплуатацию. Необходимо послушное правительство - они его имеют в лице правительства Хамида Карзая. Оно послушно даже слишком, с перебором, допускающее американцев в процесс составления Конституции страны. Разумеется, американцы не собираются выводить свои войска из страны, чтобы афганское правительство и народ, чего доброго, не утратили бы покорность новоявленным колонизаторам.

Им нужно экономические зависимое население страны - они его имеют в лице афганцев, получающих американское продовольствие. В будущем планируется расширение зависимой части, за счет образования (конечно же в духе "демократических ценностей"), за счет медицинского обслуживания, а также за счет идеологической обработки через организации, которые создаются уже сейчас на американские средства. Им нужна хорошая транспортная инфраструктура для вывоза богатств Афганистана - вот, уже строится дорога Кабул-Герат, которая позволит выйти потом к пакистанским и индийским портам. Эта дорога строится за счет американских средств, и средств партнеров, скорыми стахановскими темпами, по пять километров в день.

В принципе, такая политика ничем не отличается от той политики, которую проводила советская администрация в Афганистане. Все то же: оккупация территории, марионеточная администрация, и эксплуатация природных богатств страны. То же самое делают сейчас американцы. Только история Афганистана говорит о том, что эту страну никому не удавалось подчинить и эксплуатировать. Охотников было много, но никому такое дело не удалось. Афганистан не подчинился ни англичанам, ни русским. Войти в страну колонизаторам удавалось легко и без потерь. Но дальше, по мере развития событий, разрасталось сопротивление афганского народа, которые, по одному меткому выражению, "огранически не переносят чужих мундиров".


Глава 2. Внутриполитическая ситуация в Афганистане


2.1 Президентские выборы в Афганистане


После свержения режима талибов и ввода в Афганистан международных сил во главе с США ситуация в этой стране по-прежнему оставалась нестабильной. Несмотря на первоначальные военные успехи, американцам и их союзникам так и не удалось ликвидировать мелкие, но довольно многочисленные вооруженные формирования талибов, перешедших к тактике партизанской войны. Практически еженедельно из страны поступали сообщения о вооруженных нападениях на солдат коалиции, а также представителей местной власти, которая своим нахождением в Кабуле фактически обязана американцам. В стране было дислоцировано около 20 тысяч американских военнослужащих, а также воинские контингенты некоторых других стран НАТО. С момента ввода американских войск в Афганистан в конце 2001 года по официальным данным они потеряли, по меньшей мере, 92 военнослужащих убитыми и несколько сотен ранеными[20].

Свидетельством того, что обстановка в Афганистане была далека от идеальной являлось намерение авторитетной международной организации "Врачи без границ" (MSF) покинуть страну. Организация "Врачи без границ" проработала в стране 24 года.

Другим поводом для пессимизма в отношении развития ситуации в стране являлся тот факт, что уже на протяжении нескольких лет на афганской территории активно продолжало процветать производство наркотиков. По оценкам экспертов ООН, афганская наркомафия успешно восстанавливала свои позиции, несколько подорванные формальным запретом на выращивание опиума, введенным режимом Талибана в 2001 году. В результате этого запрета Афганистан, являвшийся до талибов источником 75 % всего производимого в мире героина, снизил свой "вклад" до 10 %. После свержения талибов в стране тут же начался "опиумный бум". Слабость афганских властей перед могуществом наркомафии усугублялась нежеланием США и других участников международной коалиции серьезно вмешаться в ситуацию и проводить антинаркотические мероприятия в рамках своих военных операций в Афганистане. Это и неудивительно, поскольку американцы и их союзники сильно зависят от поддержки тех же полевых командиров при проведении военных операций.

На таком мрачноватом фоне страна готовилась к проведению президентских выборов, которые были назначены на 9 октября 2003 года. Всего на президентский пост претендовало 23 человека. Однако среди них практически не было известных фигур. Исключение, пожалуй, составляли только таджик Юнус Кануни и узбек Рашид Дустум. При этом решение министра иностранных дел, "северянина" Абдуллы Абдуллы покинуть пост министра иностранных дел и поддержать Юнуса Кануни создало определенную предвыборную интригу. Вместе с тем, как полагали специалисты, неожиданностей на выборах произойти не должно, и американцы "сделают" Хамида Карзая, представляющего самую большую этническую группу страны – пуштунов, президентом. Ведь ставки в "афганской игре" для Вашингтона слишком велики[21].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.