Рефераты. Политика США в Афганистане

Но США - в некотором смысле заложники нарастающего политико-религиозного конфликта в Пакистане, пуштунское население которого и особенно многочисленные исламисты, тесно связанные идейно и экономически с режимом талибов, не позволят отдать решение афганского вопроса и вообще сдать афганцев в руки американцев и других членов предполагаемой, но пока весьма условной международной коалиции. США не могут игнорировать наличие и других, внутриафганских факторов, в частности, того, что у талибов все же есть немало сторонников в стране. Однако у американцев есть пространство для маневра: они, во-первых, фактически на протяжении существования движения талибан и режима талибов поддерживали с ним контакты на различных уровнях, несмотря на воинственную риторику, санкции и пр., чего почти неудавалось сделать России; во-вторых, они могут объяснить свое лоббирование умеренных талибов тем, что некогда оставили этих "малоопытных парней" один на один с гигантскими проблемами страны и такими ненадежными кураторами, как Пакистан.

Стратегическая задача США - экономическое, военное и культурно-идеологическое закрепление в данном регионе под лозунгами взаимодополняемости, "взаимной необходимости", распространения демократических ценностей и др., под предлогом борьбы с международным терроризмом, остатками "российского колониализма" и отсталости. В свой "второй приход" в Центральную Азию (первый произошел в начале 1990-х гг.) США и их союзники будут гораздо терпеливее по отношению к особенностям психологии местного населения и элит, попытаются оптимально использовать накопленный опыт и кадры и развернут углубленную подготовку нового поколения экспертов и специалистов по региону как из числа своих граждан, так и из числа самих центрально азиатов. Следует ожидать резкого увеличения программ военной, менеджерской подготовки и переподготовки, базового обучения азиатской молодежи в американских университетах и создания новых учебных заведений под американским финансовым и организационным патронажем непосредственно в Центральной Азии.


1.2 Попытки налаживания мирной жизни


Чем дальше развивается американская политика в Афганистане, тем больше вопросов к ней возникает. Совсем неоднозначные мнения по этому поводу складываются в самом Афганистане. Одни говорят о том, какой большой вклад сделали американцы в стабилизацию обстановки, и как много они делают для афганского народа. Другие говорят, что политика США в Афганистане своекорыстна и не преследует целей восстановления Афганистана как самостоятельной страны. Талибы открытым текстом называют Карзая представителем США, как это сделал в мае 2003 года мулла Мохаммад Рахмани, бывший губернатор провинции Кандагар и советник муллы Омара, лидера движения "Талибан". В мае 2003 года в Кабуле прошла демонстрация протеста против нахождения американских войск в стране. Все больше и больше распространяется недовольство афганским правительством. И в мире тоже неодзначное отношение к делам Госдепартамента США в Афганистане. Часть мирового сообщества склоняется к тому, что эта политика действительно ведет к восстановлению мирной жизни в стране. Также есть мнения о том, что США превращает Афганистан в 51-й штат[11].

Думается, что решить этот вопрос, и определить характер американской политики в Афганистане можно только путем рассмотрения ее конкретного содержания.

Американская экономическая помощь Афганистану началась с того, что 5 декабря 2002 года президент Джоржд Буш подписал закон о выделении экономической помощи правительству Хамида Карзая. Официальная мотивировка предоставления помощи - "укрепление демократии в стране". По этому закону США предоставляли Афганистану 2,3 млрд. долларов. Вместе с этим развернулся целый международный процесс сбора средств на восстановление Афганистана[12]. С 1979 года Афганистан не платил проценты и не погашал свои прежние задолженности. Когда после относительной стабилизации обстановки в стране, появились виды на восстановительные работы, то ряд стран: Япония, Великобритания, Швеция, Норвегия и Италия, образовали трастовый фонд, из которого эта задолженность была погашена.

В Токио в апреле 2002 года прошла международная конференция по проблемам Афганистана, на которой страны-участники выразило готовность выделить Афганистану 4,5 млрд. долларов. Всемирный банк, 11 марта 2002 года предоставил правительству Карзая первый кредит в 108 млн. долларов, на 40 лет, с операционным сбором в 0,75%, на проект "Экстренное развитие транспорта", который предусматривал восстановление автодороги Кабул-Кундуз. В апреле были утверждены гранты на проекты развития страны на сумму в 100 млн. долларов.

Надо отметить, что в деле восстановления Афганистана, правительство США и Всемирный банк проявили удивительное единодушие. Всемирный банк дал кредит на очень льготных условиях на восстановление дороги Кабул-Кундуз, в том числе и тоннеля на перевале Саланг, а правительство США с одобрения Конгресса США выделило 80 млн. долларов на восстановление дороги Кабул-Кандагар-Герат. Впоследствии к этому проекту присоединились Япония и Саудовская Аравия, которые внесли по 50 млн. долларов, и общая сумма проекта достигла 180 млн. долларов.

Кроме этого США, вместе с Норвегией, выделяют 12 млн. долларов на строительство моста через Пянж, на таджико-афганской границе, и строительство пограничного перехода[13].

Кроме этого Правительство США выделяет 150 млн. долларов на создание афганской армии, численностью в 70 тысяч человек. Это, конечно, не полный список. С 1 октября 2001 года фактически выделенная помощь составила 840 млн. долларов. И это еще не предел. Правительство США обсуждает планы выделения новых средств правительству Афганистана.

Если внимательно присмотреться к списку проектов, предложенных Афганистану американцами, то эти проекты можно условно подразделить на три группы: обеспечение беженцев, экономическое развитие, и политические мероприятия. Наибольший вес у программы обеспечения беженцев, финансируемой американцами. На эти цели потрачено 637,7 млн. долларов, большая часть из которых пришлась на поставки продовольствия, одежды, стройматериалов. Это 77,1% расходов. К слову сказать, многие страны зачли предоставление ими гуманитарной помощи в состав обещанной Афганистану помощи, и, по словам министра иностранных дел Афганистана Абдуллы Абдуллы, отказались от перечисления дальнейших средств, предлагая взамент грантов займы. США много расходует на обеспечение беженцев, прибывающих в Афганистан, в связи с относительным затишьем. На это было потрачено 637,7 млн. долларов. Из ни - 345,7 млн. долларов, то есть 54,2% суммы, - это продовольствие и обеспечение беженцев одеждой, предметами быта и стройматериалами[14].

США тянет на себе 3/4 объема продовольственной помощи, предоставляемой Афганистану мировым сообществом. В начале 2003 года Госдепартамент США объявил, что от осуществления этих продовольственных программ зависит существование каждого четвертого афганца. С одной стороны, это хорошо и замечательно. Но конкретная помощь, предоставляемая США, вызывает вопросы: нет ли здесь политических целей. Мы видим, что афганское правительство в основных вопросах государственного строительства пользуется американскими средствами, 25% населения страны живет за американский счет. Это опасное положение. Это реально - отодвигание афганского правительства в сторону от управления страной[15].

Вообще, самый характер американской помощи показывает, что Госдепартамент США не очень-то и считается с существованием в Афганистане какого-то там афганского правительства. Американцы держат войска, строят себе дороги, завозят продовольствие на четверть населения страны, строят школы и больницы, и еще сотрудничают с каким-то афганским правительством, предоставляя займы и военную помощь, помогают удержаться ему у власти.

Политические расходы занимают не столь уж и маленькую долю - 3,1 % расходов, которые направляются на финансирование работы конституционной комиссии и работу радиопередатчика правительства Карзая, на развитие женских центров и "гражданских институтов". Это - самая странная статья расходов, которая смазывает умиление от благотворительности американцев. Больше всего вопросов вызывает американское финансирование работы комиссии по составлению афганской конституции. Где это видано, чтобы работу по составлению Основного закона финансировало иностранное государство? Это грубейшее нарушение принципа суверенности Афганистана. Основной закон страны должен составляться только за счет средств самого афганского бюджета, а не на деньги иностранных благодетелей.

И вообще, почему американцы взяли на себя создание всех властных институтов Афганистана? Почему именно они, а не правительство Афганистана, финансирую составление Конституции, создание армии, полиции, общественных (в данном случае, женских) организаций, банков и прочего?

Официальная позиция Вашингтона заключается в том, что американское военное присутствие в Афганистане объясняется необходимостью обеспечения "безопасности правительства и народа этой страны". Эта политика реально проводится в жизнь, поскольку известно, что охрану президента Хамида Карзая осуществляют американские морские пехотинцы.

В высшей степени странное это положение - когда главу государства охраняют иностранные солдаты. Иностранные солдаты охраняют столицу - Кабул, основные автодороги и стратегические пункты, активно воюют с противниками власти Карзая (о чем уже есть множество сообщений), а также "создают" афганскую армию и полицию, которые, по сути, представляют собой вспомогательные части контингента американских войск в стране. Если в сумму американских средств, направленных в Афганистан, добавить расходы на создание армии и полиции, и пересчитать доли расходов, то расходы на беженцев составят 65,2%, на развитие экономики - 16,6%, а на политические цели - 18,2%. 163 млн. долларов было выделено на экономическое развитие Афганистана, главным образом на восстановление сельского хозяйства и транспорта. Это вторая по весу статья американских расходов в стране. Это 19,7% расходов. Расходы на политические цели превышают расходы на экономическое развитие страны[16]. Не на много, на все же, это превышение показательно. Значит, для американцев экономическое развитие Афганистана стоит на втором месте после политических целей. Если же учитывать еще и помощь беженцам, то на первом месте - помощь беженцам, на втором - политические цели, и на третьем - экономическое развитие страны. Нечего удивляться, что оно идет так медленно.

Если сложить все вместе, то выходит очень неприглядная картина. Американцы, по существу, ведут политику на окончательное превращение правительства Карзая в марионеточное правительство. От США зависит снабжение продовольствием, медикаментами, стройматериалами, связью. От США зависит охрана столицы страны, и безопасности самого президента. От США зависит восстановление страны. На что бы мы не посмотрели - везде США. А где же правительство Афганистана?

Было бы интересно узнать, на что тратятся 80 млн. долларов, которые Карзай худо-бедно собирает со своих полумятежных провинций? Это особенно интересно в свете того факта, что все основные расходы государства оплачиваются из американских средств.

С первого взгляда, кажется, что прав мулла Моххамад Рахмани в том, что Карзай - это представитель США. Но, на деле, видно, что и мулла ошибся. Правительство Афганистана во главе с Хамидом Карзаем - это всего лишь ширма, для осуществления своекорыстной политики США в Афганистане. Реально уже сейчас можно говорить о правительстве Хамида Карзая, как о марионеточном правительстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.