Рефераты. Особенности интеграции в странах ЮВА в конце ХХ - начале XXI вв

В итоге, оптимальным вариантом разрешения этих проблем и противоречий является эффективная инновационная политика с доминирующей ролью государства в регулировании и стимулировании перехода экономики на инновационный путь развития, позволяющая стране предотвратить экономическую и технологическую зависимость от более развитых стран за счет укрепления и поддержки национальных структур.

В-четвертых, следует сказать о возможности сочетания современных и традиционных местных технологий в странах Азии, которое может дать существенную выгоду. Например, как это случилось в Индии с проектом партнерства частного сектора и исследовательской лаборатории, целью которого явилась разработка нового лекарства от хронического кожного заболевания псориаз. Партнерство использовало сочетание традиционных знаний и современных методов, так называемой, «обратной фармакологии» – очищенного лиственного экстракта из арсенала традиционно признанной медицины и современных стандартизированных методов анализа состава лекарства от этой болезни [69].

Очевидно, что при разработке инновационной политики необходимо учитывать, что политические, социальные и экономические условия, характерные для конкретной страны, предопределяют, каким именно образом адаптировать к этой стране или развивать соответствующую модель инновационного развития. Привнесение наиболее современных информационных и коммуникационных технологий или восприятие подходов, практикуемых в более развитых странах, не всегда может работать так, как того ожидают. Наибольшая польза от данной технологии зависит во многом от социально-экономического контекста, в котором она применяется, например, от наличия ремонтной базы и прочих поддерживающих услуг, необходимых телекоммуникаций, уровня квалификации рабочей силы, обладающей соответствующими практическими навыками и т.д. При этом следует обратить внимание на оптимальное сочетание зарубежной помощи развитию, частных и государственных инвестиций в разных формах капитала. Разные сообщества и различные страны по-разному обеспечены финансовыми средствами, человеческим капиталом, институциональной средой. Именно поэтому оптимальным является сочетание частных и государственных инвестиций с официальной помощью инновационному развитию национальной экономики.

2.2 Межгосударственная кооперация стран региона: экономика, энергетика, инфраструктура


В своем стремлении к эффективному размещению капитала, росту эффективности инвестиций страны Юго-Восточной Азии предпринимают значительные шаги, направленные на рост взаимодействия между различными мировыми финансовыми системами. Азиатским странам с формирующимся финансовым рынком особенно такой стране, как Сингапур, в Юго-Восточной Азии отводится ведущая роль в этом процессе[70].

На глобальном уровне интеграция Азии в международную финансовую систему отличается большей развитостью и эффективностью, нежели на региональном.

За период после финансового кризиса 1997-1998 гг. правительства стран Азии подтвердили свое намерение способствовать финансовой интеграции на региональном уровне в целях сокращения уязвимости и более эффективного размещения сбережений. Были разработаны серьезные инициативы по повышению самодостаточности региона в самых разных сферах - от обмена информацией до механизмов финансирования в иностранной валюте. Правительства стран Юго-Восточной Азии предпринимают шаги по углублению региональных рынков облигаций с тем, чтобы снизить зависимость от банковского финансирования и защитить экономику региона от возможных негативных последствий, от будущих потоков капитала, поступающего из других регионов мира[71].

Тем не менее, несмотря на все эти усилия, рынки капитала в Юго-Восточной Азии остаются фрагментированными. Страны Юго-Восточной Азии часто привлекают финансовые ресурсы на рынках промышленно развитых стран, и существует лишь весьма ограниченное число облигационных займов в валютах азиатских стран.

Другими словами, страны Азии с формирующимся рынком практически не осуществляют взаимные инвестиции. Добиться сдвига в вопросе финансовой интеграции - задача, связанная с преодолением многих трудностей. Финансовая интеграция определяется как процесс, благодаря которому потоки капитала между странами увеличиваются, возрастает синхронность динамики финансовых рынков, а цены на товары и рыночная инфраструктура приходят к общим стандартам [72].

Приоритет региональных связей по сравнению с внутрирегиональными или глобальными является одним из показателей финансовой интеграции. Следует также учитывать тот факт, что между странами Юго-Восточной Азии существуют значительные различия. В то время как в некоторых странах, таких как Филиппины, значительный объем внешних финансовых обязательств является результатом официального заимствования, в других, например, в Сингапуре и в Гонконге эти обязательства отражают роль этих стран как региональных финансовых центров и высшую степень их интеграции в глобальный финансовый рынок [73].

Другим показателем финансовой интеграции можно считать классы активов - межгосударственных связей во внутренних банковских системах, на рынках акций и рынках облигаций. Этот показатель также указывает на неравномерность финансовой интеграции[74].

Благодаря своему участию в международном финансовом рынке, ЮВА пожинает плоды диверсификации, но расширение внутрирегиональных связей могло бы принести дополнительные выгоды, такие например, как более стабильный доступ к капиталу. Региональная финансовая интеграция могла бы ограничить потребность в использовании посредников для размещения азиатских сбережений за пределами региона и тем самым снизить подверженность риску внезапных изменений направленности потоков капитала - в тех случаях, когда они обусловлены несовершенной информацией, которой обладают случайные инвесторы. Углубление региональных рынков капитала и формирование новых источников финансовых средств возможны лишь в тех случаях, если интеграция способна снизить зависимость от банков как главного источника финансирования частного сектора, тем самым может быть усилена устойчивость корпоративных секторов[75].

К другому положительному аспекту региональной финансовой интеграции можно отнести снижение стоимости финансирования и рост инвестиций. Интеграция увеличивает потоки капитала и повышает ликвидность внутренних финансовых рынков, одновременно активизируя конкуренцию между финансовыми учреждениями (именно такая динамика наблюдается в зоне евро). Усиление конкуренции ведет к повышению прозрачности и качества управления, что, в свою очередь, может иметь обратный положительный эффект, а именно способствовать привлечению в регион дополнительных средств.

К другому положительному следствию финансовой интеграции можно отнести укрепление рыночной дисциплины при разработке и проведении макроэкономической политики и, в рамках более широкой политической программы, облегчить укрепление стабильности в регионе.

Таким образом, по мнению М.Г.Осиповой[76], углубление финансовых рынков и усиление связей между ними пойдет на пользу странам Юго-Восточной Азии. Основой финансовых систем стран региона являются банки, а размеры рынков акций и частных облигаций обычно меньше, чем в зоне евро, в США, в Японии. Исключение составляют Малайзия и Южная Корея, так как после резкого сокращения банковского кредитования в конце 1990-х гг. рынки корпоративных облигаций в этих странах в процентном отношении к ВВП являются одними из крупнейших в мире.

Вместе с тем емкость национальных рынков стран АСЕАН в целом повысилась, так как со времени финансового кризиса, правительства этих стран сделались крупнейшими инвесторами, с тем, чтобы финансировать реструктуризацию банков и растущий бюджетный дефицит. С другой стороны, активность фондовых рынков с тех пор (имеется в виду после финансового кризиса) снизилась, отчасти в результате переориентации кредитоспособных азиатских корпораций на финансовые рынки США и Европы. В ближайшие годы положительные тенденции региональной торговли и имеющаяся в избытке ликвидность, скорее всего, послужат катализаторами укрепления финансовых связей в регионе.

На долю внутрирегиональной торговли в настоящее время приходится 40% торгового оборота региона (данные на середину 2007 г.), который увеличивался с менее чем 30% в 80-е годы[77]. Резерв ее дальнейшего роста еще не исчерпан. В зоне евро, например, внутрирегиональная торговля составляет почти 70% совокупного объема торговли. В целом рост внутрирегиональной торговли в Азии ускорит рост финансовой интеграции и, в свою очередь, будет стимулироваться ею.

Впервые в АСЕАН по-настоящему серьезно отнеслись к проблеме обеспечения энергетической безопасности в 2004 г., когда стало, очевидно, что цены на нефть растут не в пределах традиционного цикла, а имеют тенденцию к ускоренному росту, причём привычного «отката цен», скорее всего, уже не произойдёт никогда[78]. Именно тогда в Ассоциации был сделан вывод о неизбежном увеличении зависимости большинства стран региона от импортной нефти, главным образом, от ближневосточной.

Вскоре был опубликован доклад экспертов АТЭС о состоянии спроса на энергоресурсы и их предложения на период до 2020 г. Прогноз в отношении ЮВА был неутешителен. Ускоренное экономическое развитие ЮВА в первую очередь предопределит стремительный рост потребления всех энергоресурсов, и в первую очередь нефти и газа. «Расчёты экспертов АТЭС свидетельствуют о том, что среднегодовые темпы прироста потребления энергоресурсов в ЮВА период до 2020 г. будут составлять 3,3-3,9%, что вдвое больше аналогичного показателя по Восточной Азии в целом и в 1,5 раза выше среднестатистического показателя по всем странам АТЭС в целом»[79].

Физический объём потребляемых странами ЮВА ресурсов в упомянутый период удвоится.

В целом регион окажется не в состоянии обеспечивать свои потребности в энергоносителях за счёт собственных ресурсов и будет вынужден постепенно увеличивать свою зависимость от импорта: в период до 2020 г. доля импорта в суммарном предложении первичных источников энергии увеличится в целом по региону с 56 до 68%. Особенно заметным упомянутый процесс будет в Индонезии, Малайзии, Таиланде[80].

Все страны АСЕАН, в том числе и нынешние экспортеры нефти и сжиженного природного газа (СНГ) станут нетто-импортёрами нефти и, скорее всего, природного газа.

Растущий дефицит энергоносителей указывает на то, что в долгосрочном плане ЮВА уже нельзя отнести к числу надёжно обеспеченных энергоносителями и потому особо привлекательных для инвестиций регионов. Это обстоятельство, несомненно, имеет важные последствия не только для внутренней политики стран-членов Ассоциации, но для их внешнеэкономического курса и, особенно - для энергетической дипломатии. Естественно, что эти страны пытаются привлечь к решению возникшей проблемы и АСЕАН[81].

Ранее энергетические проблемы в деятельности Ассоциации находились на втором плане – сочетание относительно низкого спроса на энергоносители при довольно богатой по мировым стандартам региональной ресурсной базе особой тревоги не вызывало. У стран региона, которые обладали достаточными ресурсами нефти и газа, не было особого беспокойства по поводу уровня обеспеченности энергоносителями соседних стран, не имевших такого рода ресурсов. Импорт дешёвой ближневосточной нефти долгие годы решал все проблемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.