Рефераты. Особенности интеграции в странах ЮВА в конце ХХ - начале XXI вв

Особенности интеграции в странах ЮВА в конце ХХ - начале XXI вв

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ


Кафедра мировой политики и международных отношений







Дипломная работа

Особенности интеграции в странах юва в конце хх - начале xxi вв.


студентки 5 курса очной формы обучения

Новикова Софья Юрьевна






Москва 2010

Содержание

Введение

1. КООРДИНАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СТРАН АСЕАН В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.

1.1 Основные направления внешней политики

1.2 Проблемы безопасности в ЮВА: терроризм, сепаратизм, формирование новых государств

1.3 Сотрудничество России и стран АСЕАН

2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН РЕГИОНА В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

2.1 Экономическое развитие ЮВА

2.2 Межгосударственная кооперация стран региона: экономика, энергетика, инфраструктура

2.3 Взаимодействие с другими странами (КНР, Япония, США, ЕС, РФ)

3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН АСЕАН В XXI ВЕКЕ

3.1 Проблемы расширения

3.2 Новые форматы сотрудничества

3.3 Углубление интеграции в рамках АСЕАН

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

внешняя политика страна интеграция

Актуальность. На современном этапе развития пристальное внимание политиков, историков, общественности приковано к перспективным направлениям интеграции и глобализации в мире, что вызывает интерес к региональным институтам интеграции. Региональная интеграция — важная особенность развития современных международных отношений; в мире практически не осталось государств, которые бы не являлись членами одной или нескольких их групп. Интеграционные группировки превратились в важный инструмент мировой политики, внешнеторговой и инвестиционной мировой экономики.

Изменение внешнеполитических курсов многих государств последних лет, новые приоритеты экономической и политической регионализации отношений поставили перед странами Азии совершенно иные задачи. Продолжающаяся трансформация роли регионального сотрудничества государств Азии в сторону углубления интеграции однозначно указывает на постепенное и планомерное усиление глобальных процессов в мире.

Актуальность обращения к проблемам интеграции в Юго – Восточной Азии (далее ЮВА) обусловлена следующими факторами.

В современном глобализирующемся мире рост влияния региональных аспектов развития стал играть существенную роль в мировой политике. Приоритет регионального взаимодействия стран ЮВА является показателем интеграции. Взаимодействие стран ЮВА происходит на разных уровнях: экономическом, политическом, социо-культурном.

В рамках нового мирового финансового кризиса проблема экономической интеграции является одной из значимых для решения многих проблем стран ЮВА.

Кроме того, важность и значимость исследования обусловлена также политическим развитием отдельных стран ЮВА, которые интегрируются в мировое сообщество, в том числе и методом региональной интеграции.

На сегодняшний день особую актуальность имеет вопрос обеспечение безопасности. В частности, политическое сотрудничество стран ЮВА должно быть нацелено на оптимальное взаимодействие по вопросам безопасности региона.

Проблема интеграционных процессов в странах ЮВА является сложной, многоаспектной, которая требует выявления: проблем эффективности интеграции в современных глобальных процессах, проблем углубления интеграции, проблем обеспечения региональной безопасности в рамках региональных организаций, например, таких как Ассоциация государств Юго – Восточной Азии (далее – АСЕАН).

Объектом исследования являются страны ЮВА.

Предмет исследования – особенности интеграции в странах ЮВА в конце ХХ в. - начале XXI в.

Целью дипломной работы является исследование проблем интеграции в Юго–Восточной Азии в конце XX – начале XXI вв.

Поставленная цель потребовала решения следующих научных задач:

·                   Выявить основные направления политического взаимодействия стран;

·                   охарактеризовать проблему безопасности в ЮВА;

·                   рассмотреть особенности экономической интеграции ЮВА в конце XX- начале XXI вв.;

·                   изучить новые формы сотрудничества в рамках АСЕАН;

·                   изучить взаимодействие с другими странами, в том числе Россией.

Проблема внешней политики стран ЮВА затрагивалась еще в советской научной литературе. Среди исследователей стоит назвать: А.Арбатова, О. Арина, Е. Бажанова, Д.Балуева, А. Богатурова, А. А. Воскресенского, В. Денисова, А. Загорского, В.Корсун, Б. Кулик, В. Ли, В.Лукина, В.Михеева, К.Малетина, Д.Мосякова, М. Носова.

Интегративные процесса стран ЮВА в отечественной научной литературе подробно стали разрабатываться в постсоветское время. Особое значение для отечественных исследователей имеет проблема безопасности в рамках регионального сотрудничества. Большое внимание также уделялось и уделяется экономическим аспектам интеграции.

Особое место в исследовании указанных проблем занимают труды таких ученых, как: Е.В.Колдунова, О.В.Копылов, Н.П.Малетин, Д.В.Масяков, В.Г.Орлов, М.Г.Осипова, А.А.Рогожин и других.

Современные отечественные исследователи подходят к вопросу роли АСЕАН комплексно, они рассматривают различные аспекты и проблемы развития АСЕАН в контексте процессов глобализации и регаонализации.

В структурном отношении работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Координация внешней политики стран АСЕАН


1.1 Основные направления внешней политики


С точки зрения политической географии АСЕАН представляет собой региональную структуру, центр которой находится в Юго – Восточной Азии.

Исторические и политические аспекты развития стран ЮВА во второй половине ХХ в. обусловили «возникновение, институциональное оформление и развитие уникальной в своем роде региональной организации, существование которой является одной из успешных региональных интеграций»[1].

По мнению Э.Г.Миракян, огромное значение в формировании АСЕАН имело развитие мировой системы после Второй мировой войны, прежде всего, образование социалистических государств, получение рядом стран независимости и склонность их к политике нейтралитета, ослабление военно-стратегических позиций Великобритании, создание военно-политического блока АНЗЮС, расширение влияния США, стремление к биполярной структуре АТР[2]. В этих и других исторических факторах сложились предпосылки тенденций взаимосвязанных стран к блоковому объединению.

В современных теоретических исследованиях выделяются два основных типа регионализации. Первый связан с появлением и активным возвышением региональных держав, и, как следствие с их стремлением использовать региональную среду в своих интересах, то есть построить путем соглашений или неформальных практик такие отношения с менее крупными региональными государствами, которые бы отвечали политическим и экономическим задачам региональной державы.

Второй тип регионализации в рамках данной типологии предполагает возникновение региональных интеграционных группировок, которые в случае успешного развития, создают некое обособленное региональное экономическое пространство в рамках мировой экономики[3].

В самом общем виде создание и деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии относится к процессам регионализации второго типа, причем в более широком плане, то есть выходящим за рамки исключительно экономических аспектов.

Специфические исторические и политические условия эволюции юго-восточноазиатского региона во второй половине XX в. обусловили возникновение, институциональное оформление и развитие уникальной в своем роде региональной организации[4], существование которой может рассматриваться в качестве одного из наиболее успешных примеров создания региональной интеграционной группировки в незападном мире.

Таким образом, современная динамика развития АСЕАН происходит в русле тенденций «нового регионализма»[5], который, во-первых, охватывает гораздо большее число областей жизнедеятельности (торговля, экономическое развитие, окружающая среда, новые процессы в области безопасности и т.д.), во-вторых, связан с взаимодействием не только государств, но и негосударственных акторов, в-третьих, тесным образом связан с процессами глобализации, развивается в глобальной среде, учитывает транснациональные и межрегиональные процессы.

АСЕАН (Association of Southeast Asian Nations) как региональная организация возникла в августе 1967 г. в г. Бангкоке (Таиланд), вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»[6].

АСЕАН является политической, экономической и культурной региональной межправительственной организацией, которая объединяет страны, расположенные в ЮВА. Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (1984 г., после обретения независимости), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.)[7].

Общая площадь, занимаемая странами АСЕАН, составляет 4,5 млн. кв. км. c населением в 570 млн. чел. Члены Ассоциации говорят на 14 официальных языках, исповедуют, по меньшей мере, 7 религий. Среди стран есть как монархии, так и республики с разной степенью демократизации[8]. Совокупный ВВП АСЕАН достигает $1 064 млрд., внешнеторговый оборот - $1 442 млрд.[9]. По этим показателям АСЕАН занимает 5-ое место в мире среди экономических группировок после ЕС, НАФТА, ЮСН (Южноамериканского Сообщества Наций) и СААРК (Ассоциации регионального сотрудничества).

АСЕАН была создана для экономического сотрудничества, но уже из Бангкокской декларации было видно намерение учредителей развивать политическое сотрудничество[10]. Это подчеркивает и авторитетный исследователь Н.П. Малетин, который считает, что «АСЕАН несмотря на декларируемые цели экономического сотрудничества с самого начала своей деятельности решала политические задачи»[11].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.