Рефераты. Особенности интеграции в странах ЮВА в конце ХХ - начале XXI вв

Международное сотрудничество в экономической сфере на Азиатско-тихоокеанском уровне оформлено в виде созданного в 1989 г. Форума АТЭС, членом которого в 1998 г. стала Россия, что стало прорывом для российской внешней политики в регионе. АТЭС руководствуется принципом открытого регионализма, суть которого заключается в том, что развитие сотрудничества и снятие ограничений на движение товаров, денежных и людских потоков внутри АТР сочетается с соблюдением принципов ВТО. При этом организация действует по принципу «согласованных односторонних мер», выполнение которых юридически не обязательно для участников. Пик в деятельности МПО пришёлся на 1994 г., когда были определены задачи формирования региональной системы свободной торговли (в соответствии с Богорской декларацией, создание ЗСТ для промышленно развитых стран намечено на 2010 г. а для развивающихся - на 2020 г.) Тем не менее, перспективы формирования на базе АТЭС интеграционной группировки представляются неопределенными, что во многом связано с несовпадением приоритетов в деятельности МПО, которых придерживаются развитые англо-саксонские и развивающиеся азиатские государства[130].

На саммите в Куала-Лумпур в 1998 г. прозвучали идеи придать экономической интеграции в рамках АТЭС более обязывающий характер, однако, по мере преодоления финансового кризиса, они не получили развития. Существенный вклад в это внесла Япония, воспрепятствовавшая включению продукции рыбной и лесной отраслей в список, подпадающий под действие программы «ранней добровольной секторной либерализации». Её тематика была передана на рассмотрение ВТО, на работу в которой перенесли свои основные усилия США. По мнению Э. Линкольна, эти события зафиксировали кризис идентичности АТЭС.[131]

С другой стороны, широкий подход к членству обеспечил организации уникальную роль в АТР: только саммиты АТЭС собирают вместе лидеров ведущих мировых и региональных держав (США, Япония, Китай, Россия), а также стран ЮВА, Тайваня, став для них возможностью для проведения двусторонних встреч. Как следствие, повестка дня саммитов стала расширяться за счет включения в нее вопросов безопасности. Так, в 1999 г. в Новой Зеландии было оперативно согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, а в 2001 г. в КНР была принята резолюция, осуждающая терроризм.

Идея интеграции Восточной Азии проявилась вновь уже в 1996 г., когда был налажен диалог между Европой и Азией, получивший название встреч «Азия-Европа» – ACEM. В 1994 г. бывший в то время премьер-министром Сингапура Го Хок Тон предложил встречи «Азия-Европа» на уровне руководителей государств. Для работы в формате АСЕМ странам пришлось определиться, кто же должен представлять на этих встречах Азию и Европу. В результате было решено, что на первом саммите в Таиланде в 1996 г. первую представят шесть стран-членов АСЕАН, Вьетнам (его приём в АСЕАН планировался на июль 2005 г.) Китай, Япония и РК. В результате состав участников от Азии в АСЕМ оказался исключительно восточно-азиатским и практически совпал с заблокированным ранее ЭСВА.

Формат АСЕМ предполагает неформальный процесс и встречи на уровне саммитов - раз в два года поочерёдно в столицах азиатских и европейских государств. На саммитах Восточная Азия предстала как территория, одновременно входящая в АСЕМ и АТЭС, но не всегда способная чётко выразить общие интересы. Для исправления ситуация «группа мудрецов» в докладе от 1999 г. рекомендовала азиатским членам организации усилить диалог между собой.[132] В 2004 г. АСЕМ расширила состав организации за счёт включения 10 новых членов ЕС и трёх оставшихся стран АСЕАН (Лаос, Камбоджа и Мьянма).

Что касается РФ, то она также демонстрировала желание вступить в эту организацию, однако столкнулась в этом вопросе с извечной проблемой российской идентичности. Москва планировала вступить в эту трансрегиональную МПО в качестве азиатского государства, для чего было необходимо получить поддержку стран АСЕАН, однако последние отказали России в приёме, так как не смогли придти к консенсусу о том, кого же она будет представлять в АСЕМ: Азию или Европу[133].         Оценки экспертов по поводу достижений АСЕМ разнятся. Критики утверждают, что этот трансрегиональный проект имеет лишь символическое значение, а широкий спектр диалога и осуществление большого числа не связанных между собой мероприятий ведут лишь к «усталости от форумов» (“forum fatigue”).[134] Оптимистичные оценки основаны на том, что неформальная структура отражает региональные политические реалии, и будущее АСЕМ зависит от того, что захотят сделать из неё участники. При этом, АСЕМ оказала долговременный эффект консолидации идеи Восточной Азии как целостного актора, таким образом, вместе с ЕС способствовав созданию АПТ.

Усилия, предпринимаемые под эгидой АСЕАН + 3 (10 стран Юго-Восточной Азии плюс Китай. Ю.Корея и Япония) и других форумов, до сих пор во многом сосредотачивались на укреплении рынков облигаций. Правительства стран, особенно Малайзии и Южной Кореи, принимали меры по удлинению кривой доходности, поддержке более крупных выпусков эталонных государственных облигаций в Малайзии, Индонезии, Южной Кореи, Сингапуре и на Филиппинах, а также поощрению роста объема ценных бумаг, обеспеченных активами, исламских облигаций и облигаций выпускаемых в национальной валюте, размещаемых многосторонними банками развития и японским банком международного сотрудничества.

Успешно началась деятельность облигационных фондов, вкладывающих средства в облигации, выраженные в долларах США и национальных валютах и выпускаемые правительствами и квазисуверенными структурами стран Азии. В результате сотрудничества Южной Кореи и Японии были созданы паназиатские облигации (облигационные обязательства, базовым обеспечением которых являются облигации малых и средних предприятий), а Таиланд разработал правовую базу для выпуска азиатских облигаций, выраженных в тайских батах. Проводится серьезная работа по изучению возможностей создания регионального механизма гарантий и региональной клиринговой и расчетной системы. Рассматриваются вопросы, касающиеся укрепления роли местных кредитных рейтинговых агентств. Развитие финансовых связей приносит выгоды, но при этом требует взвешенной политики и надежных финансовых институтов, а также механизмов ограничения новых рынков, которыми чревата большая открытость финансовых систем[135].

Принимая во внимание, что финансовая интеграция может расширить каналы, по которым передаются негативные тенденции между странами или рынками активов в пределах одной страны, правительственные круги приняли меры по мониторингу и уязвимости финансовых систем и обеспечению быстрого реагирования в случае кризиса.

Например, страны АСЕАН+3 совершенствуют систему обмена информацией, с тем, чтобы более внимательно отслеживать потоки краткосрочных капиталов.

Многие эксперты полагают, что успешное развитие финансовой интеграции в азиатском регионе, является предвестником возможного введения единой региональной валюты и создания азиатского валютного союза по модели евро. Опыт Европы показывает, что валютный союз предъявляет столь жесткие требования к координации политики и созданию соответствующих институтов, что, вероятно, потребует от азиатских стран четкой политической воли. Для выработки такого чувства общей цели Азии предстоит еще долгий путь.

К числу других препятствий относится отсутствие общих институтов, значительные различия в экономической структуре. Различия в структуре производства составляют особенно серьезную проблему. Можно с уверенностью сказать, что азиатский валютный союз остается, в лучшем случае, целью отдаленного будущего. Вместе с тем, требования к политике для создания сильной региональной экономики также способствует сближению экономических условий между ее участниками. На данном этапе оптимальными для экономики стран Азии являются системы обменных курсов, обладающих достаточной гибкостью для смягчения различных негативных тенденций.

В рамках АСЕАН+6 (АСЕАН плюс Китай, Япония, Южная Корея, а также Индия, Австралия и Новая Зеландия) также происходит взаимодействие.

Китай и АСЕАН начали переговоры по созданию зоны свободной торговли в 2002 году: в 2004 году сторонами было подписано соглашение о товарной торговле[136], в 2007 году - соглашение о торговле услугами[137], и теперь заключено соглашение об инвестициях. Эту же схему поэтапного присоединения к рынку АСЕАН начала на днях и Индия, как один их крупнейших торгово-экономических партнеров стран региона.[138]

Инициаторы подобного сотрудничества ожидают, что новые договоренности поднимут торгово-экономические связи между участвующими государствами на новый уровень и внесут свой вклад в возрождение и развитие экономики в Восточной Азии и во всем мире. Соглашения действительно работают, что ясно видно на примере взаимных инвестиций Китая и АСЕАН, которые возрастают по мере интенсификации процесса по созданию зоны свободной торговли. По состоянию на конец 2008 года объем инвестиций стран АСЕАН в Китай составил 52 миллиарда долларов, или 6% от общего объема иностранных инвестиций, привлеченных Пекином. Китай же сам является восьмым по величине инвестором в страны АСЕАН. К 2008 году прямые инвестиции Поднебесной в АСЕАН превысили 2 миллиарда долларов, что на 125% больше, чем в 2007 году. А общая сумма инвестиций КНР в регион составила больше 6 миллиардов[139].

С 1 января 2010 г. вводятся нулевые пошлины на 90% продукции в торговле Китая с 6-ю странами АСЕАН: Сингапуром, Таиландом, Малайзией, Индонезией, Брунеем и Филиппинами. Остальные 4 страны региона полностью войдут в ЗСТ только с 1 января 2015г.: Вьетнам, Бирма, Лаос и Камбоджа.


3.3 Углубление интеграции в рамках АСЕАН


В истории АСЕАН 2008 год запомнится как важный этап в строительстве общего экономического и военно-политического пространства. Несмотря на то, что ежегодный саммит руководителей стран-участников блока был отложен из-за политической нестабильности в Таиланде, на конференциях министров иностранных дел, торговли, финансов, связи и коммуникаций принимались решения, направленные на все более тесную региональную интеграцию. Спектр их охватывают и сферу политического взаимодействия и экономического сотрудничества, многие принятые в прошедшем году совместные документы могут рассматривался в качестве ответа стран Юго-Восточной Азии на развивающийся глобальный финансовый кризис и на новые вызовы существующему статус-кво в регионе.

Главным событием этого года в сфере политической интеграции, безусловно, можно считать завершение процесса ратификации так называемой Хартии или, иначе говоря, устава АСЕАН[140] - основополагающего документа, формулирующего цели и регламентирующего формы и характер отношений внутри блока. Вокруг этого процесса, начиная с саммита глав государств АСЕАН в Себу в 2007 г., ходило много слухов и спекуляций. Полагали, что некоторые страны АСЕАН вроде Мьянмы или Вьетнама либо не согласятся на ратификацию этой хартии, либо будут делать все, чтобы затянуть этот процесс, так как в этом случае, хотя бы формально, но они вынуждены будут делать вид, что соблюдают взятые на себя обязательства по правам человека и свободе печати и информации. Считалось, что к их оппозиции готовы присоединиться Камбоджа и Лаос, которые выступали против ужесточения санкций для вышеназванных стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.