Особое место в украинской ближневосточной политике, по нашему мнению, в ближайшей перспективе может занять Ирак независимо от того, будут ли отменены, или же будут продолжать действовать санкции ООН против Багдада. Прежде всего, Ирак принадлежит к тем странам ближневосточного региона, где Украина имеет больше всего потенциальных точек опоры, которые остались еще со времен Советского Союза. По данным, которые в свое время были обнародованы иракским послом Хасаном Вахми Джуми, из 57 тысяч советских специалистов, которые до 1990 года работали в Ираке, 36 тысяч были выходцами из Украины, а из всего объема выполненных в Ираке работ (построено 100 объектов), оцененного в 34 млрд. долл., 70% приходилось на Украину14. Учитывая то, что после снятия санкций ООН Ирак станет на путь реконструкции и модернизации своей промышленности (которая находится сейчас в состоянии упадка, и для которой характерна высокая степень износа основных производственных фондов), можно предвидеть, что здесь будут расконсервированы замороженные в начале 1990-х годов проекты строительства промышленных объектов, реализация которых началась еще в рамках советско-иракского сотрудничества. Не вызывает сомнения, что приоритет при реконструкции будет принадлежать нефтеперерабатывающей отрасли и связанным с ней областям. Подтверждением этому служит тот факт, что уже в конце 1990-х годов иракское правительство начало разработку перспективной программы по увеличению мощностей Ирака в сфере добычи нефти, которая рассчитана до 2010 года и в ходе реализации которой, в частности, предусматривается доведение объемов добычи «черного золота» до 5 млн. баррелей в день на конец 2000 года и до 6 млн. баррелей в день к 2010 году. Кроме того, Ирак имеет третьи по размерам подтвержденные запасы нефти в мире, которые на начало 1995 года оценивались в 13,7 млрд. тонн. При этом следует учитывать и то, что из них 80% приходится на 12 крупнейших месторождений, 6 из которых пока что не освоены15.
И последнее. Существуют абсолютно реальные возможности решения проблемы транспортирования иракской нефти на Украину. Украина заинтересована в введении в действие нефтепровода Корку (Ирак) – Джейхан (Турция), что, по мнению украинских специалистов, даст возможность Киеву не только активно участвовать в развитии нефтяной промышленности Ирака, транспортировать иракскую нефть на Украину, но и, используя мощности терминала Южный и нефтепровода Броды – Гданьск, осуществлять поставки иракской нефти в Европу16.
Таким образом, есть объективные предпосылки для выхода Украины на иракский рынок, участия украинской стороны в процессах добычи и переработки нефти (в том числе, участие в геологоразведочных роботах, поставках оборудования для нефтегазовой промышленности, переработке нефти на украинских заводах и т.п.). Исходя из этих соображений, можно предполагать, что Украина в перспективе имеет шансы стать здесь потенциальным инвестором (если не на государственном уровне, то, по крайней мере, на уровне частного капитала).
В свое время Украина обозначила намерения развивать отношения с Багдадом, подчеркнув при этом, что Киев будет придерживаться буквы и духа санкций ООН против Ирака. В частности, в июле 1996 г. состоялся визит официальной делегации Украины во главе с председателем Государственного комитета нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности в Республику Ирак. Результатом визита стало подписание общего протокола о сотрудничестве между Госнефтегазпромом Украины и Министерством нефти Ирака. Было парафировано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области образования, науки и культуры.
Тем не менее в целом политике Украины на иракском направлении длительное время была присуща инертность. Украинской стороной неоднократно подчеркивалось, что потенциал украинско-иракского сотрудничества может быть реализован в полном объеме лишь после отмены Организацией Объединенных Наций санкций против Ирака.
Иными словами, политика Украины по отношению к Ираку соподчинялась ее опасениям «не навредить процессу интеграции в Европу», и, как следствие, это не дало возможности реализовать даже наработанные модели развития экономического и технического сотрудничества, которые были предложены некоторыми украинскими предприятиями с очевидным учетом санкций ООН. Только фирма «Монтаж-Электро» совместно с более чем 40 харьковскими предприятиями и организациями подготовила по заявкам иракской стороны свыше 100 конкретных предложений. По некоторым из них уже были подписанные контракты с гарантией иракского правительства. Однако все они были заморожены17. Товарооборот Украины с Ираком в 1999 году составил лишь 13 млн. 729 тысяч долларов.
В то же время в последние годы на фоне довольно инертной украинской политики рельефно прослеживалась тенденция превращения Ирака в объект борьбы между целым рядом стран и фирм (включая США, страны Западной Европы и Россию), что нашло свое проявление в острой конкуренции за получение права участия в про-грамме для Ирака ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Еще в 1996 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Ирака и ООН, в соответствии с условиями которого в рамках формулы «Нефть в обмен на продовольствие» Ираку было разрешено каждые шесть месяцев продавать нефть на сумму в 2 млрд. долл., большая часть которой должна была идти на закупку продуктов питания и медикаментов под контролем ООН. В дальнейшем (в октябре 1997 г.) для более четкой координации деятельности, в которой принимают участие специализированные учреждения системы ООН и международные неправительственные организации, было создано Управление иракской программой ООН.
Для четвертой и третьей фазы программы Советом Безопасности ООН сумма продажи нефти была увеличена до 5,2 млрд. долл. В шестой фазе в связи с существенным снижением доходов Ирака от реализации нефти и нефтепродуктов при увеличении объема добычи (что было следствием неблагоприятной конъюнктуры цен на мировом нефтяном рынке) сумма была увеличена еще на 3 млрд. долл. в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1210 от 24 ноября 1998 г. На седьмой фазе были сняты все ограничения на добычу нефти. Состоянием на апрель 2000 года Ирак в рамках программы ООН экспортировал свыше 230 млн. тонн нефти на сумму 25,8 млрд. долл.18 По другим оценкам, с учетом экспорта иракской нефти вне рамок программы ООН, Ирак уже сегодня поставляет на мировой рынок 2,7 млн. баррелей нефти в день (против 3,5 млн. баррелей в 1991 г.), а иракский сегмент мирового нефтяного рынка достигает 5% (после снятия санкций прогнозируется 6%)19. Таким образом, несмотря на санкции со стороны ООН, Ирак уже сегодня является привлекательным партнером – поставщиком энергоносителей.
Средства, полученные Ираком от продажи нефти в рамках про-граммы ООН, были использованы на закупку продуктов питания и ле-карств (более 6 млрд. долл.), разнообразного оборудования (3 млрд. долл.), репарации Кувейту (около 7,3 млрд. долл.) и на обеспечение других частей программы ООН. Основными поставщиками оборудования (общего назначения и для нефтяной промышленности) в Ирак в предшествующие годы были Франция (заключено контрактов на сумму около 90 млн. долл.), Китай (21 млн. долл.), Италия (18 млн. долл.), Россия (17 млн. долл.) и Германия (12 млн. долл.)20. Постоянными поставщиками продуктов питания стали Австралия, Франция, Шри Ланка и Вьетнам. Украина длительное время не принимала активного участия в этой программе. В отличие от Украины, некоторые бывшие республики Советского Союза, прежде всего Россия и в определенной степени Беларусь осуществляют политику активного участия в распределении поставок иракской нефти в рамках программы ООН.
Отметим, что в последнее время наметились существенные сдвиги в украинской позиции относительно Багдада. Так, начало работу дипломатическое представительство Украины в Ираке. В сентябре 2000 г. Комитет по санкциям Совета Безопасности ООН утвердил контракты ОАТ «Мотор-Сiч» (г. Запорожье) и «Федеральный дом-OIL» на поставки в Ирак украинского оборудования в рамках программы ООН. В начале октября 2000 года состоялся визит правительственной делегации во главе с вице-премьером Украины Ю. Ехануровым в Ирак. Имела место встреча с президентом Ирака Саддамом Хусейном, во время которой украинская сторона поставила вопрос о расширении своего участия в программе ООН. Это стало свидетельством того, что Украина все в большей мере осознает, что вхождение на иракский рынок есть дело не отдаленного будущего, а настоящего.
Что касается иранского направления, то именно оно в 1990-е годы было одним из наиболее приоритетных в политике Украины на Ближнем Востоке. В момент провозглашения независимости Украиной сложились довольно благоприятные условия для становления отношений с Ираном. Это было обусловлено как изменениями в самом Иране, так и, в определенной степени, спецификой международного положения Тегерана. Фактически, процесс формирования ирано-украинских отношений происходил в условиях полублокады Ирана со стороны некоторых стран Запада (и, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки), которая, тем не менее, не сопровождалась введением каких-либо санкций со стороны ООН, и, таким образом, де-юре не существовало ограничений в налаживании связей торгово-экономического характера. Эти обстоятельства, без сомнения, создавали благоприятные условия. Отсутствовала жесткая конкуренция со стороны, по крайней мере, западных стран и т.п. – для активного и масштабного развития отношений между странами Иран был ограничен в выборе партнеров. А для Украины особое значение имела проблема обеспечения энергоносителями: в Иране сосредоточено 14% общемировых запасов газа (второй показатель в мире) и 10% – нефти.
Важным положительным фактором, который повлиял на процесс становления украинско-иранских отношений, стали существенные изменения собственно в политике самого Ирана, трансформация его взглядов на мир в целом и место и роль в нем Тегерана (новая трактовка концепции экспорта исламской революции как пропаганды исламской культуры в мире; курс на развитие добрососедских отношений с пограничными государствами, к которым в Иране была отнесена и Украина и т.д.).
По сравнению с другими государствами ближневосточного региона отношения с Ираном отличались наибольшей интенсивностью, масштабностью и разнообразием форм сотрудничества. После провозглашения Украиной независимости состоялось больше 30 двусторонних официальных визитов на высшем и высоком уровне, среди них визиты в Иран Президента Украины Л.М.Кравчука (25–26 апреля 1992 г.); вице-премьера Ю.Я.Иоффе (3–7 мая 1993 г.); Председателя Верховной Рады Украины И.С.Плюща (10–13 мая 1993 г.); министров иностранных дел Украины А.М. Зленко (17–18 апреля 1994 г.); Г.И.Удовенко (8–9 апреля 1995 г.); Б.И.Тарасюка (20–21 декабря 1999 г.) и визиты на Украину Председателя Меджлиса ИРИ Али Натек Нури (5–8 декабря 1994 г.); министра иностранных дел ИРИ Али Акбара Велаяти (22 января 1992 г., 4–5 марта 1996 г., в июне 1997 г.). Всего между Украиной и Ираном подписано 55 соглашений, меморандумов и договоров, которые регламентируют двусторонние отношения.
Иранской стороной неоднократно подчеркивалось, что она готова поставлять нефть и газ на Украину. В частности, в интервью журналу «Политика и время» заместитель министра иностранных дел Исламской Республики Иран Сайд Садек Харрази заявил: «Нам по силам обеспечить потребности Украины в нефти и газе. Это реально... С нашей стороны нет каких-либо ограничений для продажи нефти и газа. Мы готовы залить вас нефтью»21. Отметим, что еще 7 января 1992 года был подписан Протокол, согласно которому Иран высказывал свою готовность поставить Украине (порт Одесса) 5 млн. т нефти танкерами в 1992 году и довести объем поставок до 12 млн. т в 1994 году22. Ираном также был выделен Украине кредит на сумму в 30 млн. долл. для закупки нефти. Однако, как отмечает первый посол Украины в Иране И.Г.Майдан, Украина не воспользовалась «возможностями получения иранских льготных кредитов, выделенных под поставки их нефти и газа, не смогла привлечь и значительные инвестиционные ресурсы Ирана»23.
Страницы: 1, 2, 3, 4