Следует отметить, что Украина пока еще не имеет детализированной концепции своих национальных интересов на Ближнем Востоке, хотя в значительной мере сегодня они уже очерчены; просматриваются и ключевые элементы структуры системы национальных ближневосточных интересов, которые определяются непосредственными экономическими потребностями страны и необходимостью обеспечения ее национальной безопасности. Значение Ближнего Во-стока для Украины обуславливается, по крайней мере, следующими основными факторами:
• географической близостью региона Ближнего Востока к Украине;
• ключевой ролью ближневосточных стран в структуре мировой торговли энергоносителями. В этом контексте обеспечение стабильности ближневосточного региона соответствует стратегическим национальным интересам Украины;
• наличием значительных финансовых ресурсов в ряде ближневосточных стран и местом последних в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях;
• емкостью рынка товаров и услуг большинства стран региона.
Украинская политика в регионе предусматривала достижение как локальной, краткосрочной задачи, так и ряда долгосрочных целей. Первая была направлена на признание странами Ближнего Востока Украины в качестве полноправного субъекта международных отношений. Среди долгосрочных целей можно очертить следующие:
• обеспечение гарантированного и постоянного доступа к ближневосточным энергоносителям (путем формирования системы соответствующих договоров);
• завоевание постоянных рынков сбыта для украинских товаров. Это представляется чрезвычайно важным в контексте динамики товарной структуры украинского экспорта на современном этапе. Его основу составляет продукция, ориентированная на рынки с неустойчивым спросом, избыточным предложением и, следовательно, жесткой конкуренцией и в ряде случаев невыгодными условиями торговли: металлопродукция (44% общего объема экспорта), минеральные продукты и химия (22%). В то же время удельный вес машиностроения в структуре экспорта составлял в 1999 году только 12%10. Коренное изменение структуры экспорта путем увеличения доли продукции машиностроительного комплекса предполагает и определенную географическую переориентацию экспорта на регионы, где доминирует индустриальная модель развития, поскольку Украина сегодня является более конкурентоспособной на уровне именно индустриальных, а не высоких технологий. Рынки государств Ближнего Востока представляются чрезвычайно перспективными в этом контексте. Это связано с довольно высокой взаимодополняемостью экономик Украины и большинства арабских стран; их платежеспособностью; наличием в некоторых странах Арабского Востока определенной прослойки квалифицированного кадрового потенциала, который имеет не только навыки работы с нашей техникой (прежде всего, специалисты, подготовленные в учебных заведениях бывшего СССР), но и может стать опорой при освоении импортированных из Украины технологий; заинтересованностью руководства ряда ближневосточных государств в развитии взаимоотношений с Украиной прежде всего в торгово-экономической сфере и т.д. Кроме того, страна имеет возможность реализовать на Ближнем Востоке свой потенциал высокотехнологических отраслей промышленности, которые уже сегодня являются конкурентоспособными (прежде всего, самолетостроение, судостроение), взять курс на совместное внедрение украинских технологий в том или ином ближневосточном государстве с дальнейшим освоением регионального рынка;
• сохранение ведущих позиций Украины в сфере транспортных услуг. Газотранспортная система (ГТС) Украины по своей протяженности и мощности является второй в Европе (после России). Ее еже-годная пропускная способность равна 290 млрд. куб. м на входе ГТС и 170 млрд. куб. м на выходе. Объемы транзита газа в 1999 г. составляли 119 млрд. куб. м11 (93% экспорта российского газа, что оценивается в 25% потребности европейских стран). Эти экспортные услуги стоят 2,5 млрд. долл. и оплачиваются газом. Протяженность магистральных нефтепроводов достигает 4 тыс. км с общей мощностью по приему нефти 125 млн. т в год, по транзиту – 65 млн. т, в год; протяженность нефтепродуктопроводов – 4,5 тыс. км. Общие объемы транзитной транспортировки нефти составили в 1999 г. почти 60 млн. т12. В условиях обострения борьбы за маршруты транспортировки энергоносителей (некоторые варианты непосредственно противоречат украинским интересам) Украина способна активизировать свою политику на Ближнем Востоке с целью сохранения и упрочения (путем реализации проектов транспортировки ближневосточной нефти и газа через украинскую территорию) своей роли в сфере транзита энергоносителей в Европу;
• установление отношений с некоторыми странами по типу «особых», что позволило бы украинскому фактору превратиться в постоянную величину в ближневосточной политике.
Можно выделить, по крайней мере, четыре группы ближневосточных стран, которые было бы целесообразно включить в сферу предпочтительных интересов украинской внешней политики, а именно:
1. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока, что диктуется непосредственными экономическими потребностями Украины (на Ближнем Востоке сегодня сосредоточенно 70% мировых разведанных запасов нефти и 25% газа);
2. Региональные «центры силы» на Ближнем Востоке (прежде всего Египет и Израиль), налаживание связей с которыми в значительной степени облегчило бы Украине процесс вхождения в регион;
3. Бывшие арабские союзники СССР, в которых потенциальные точки опоры для развития современных связей Украины были заложены предшествующей советской политикой;
4. Страны региона, объективно заинтересованные в развитии от-ношений с Украиной (прежде всего в сферах экономического, торгового и технического сотрудничества), которые являются платежеспособными и имеют потенциал развития (например, Ливан).
Без сомнения, предложенная классификация групп стран с точки зрения интересов Украины в ближневосточном регионе носит довольно условный характер, поскольку одна и та же страна может быть одновременно отнесена к двум или даже трем названным группам. Однако классификация, по мнению авторов, дает возможность структурировать интересы и приоритеты Украины в регионе.
Рассмотрим подробно группу нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Эту группу стран, в свою очередь, можно поделить на три под-группы:
• Первую составляют аравийские монархии (прежде всего, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман).
• Ко второй подгруппе арабских нефтедобывающих государств можно отнести страны, которые имели тесные контакты с бывшим Советским Союзом (или же придерживались просоветской ориентации).
• Представителем третьей подгруппы, учитывая специфику этой страны в ближневосточном регионе, можно назвать Иран.
Без сомнения, налаживание конструктивных контактов с нефтедобывающими странами Аравийского полуострова, учитывая достоверные запасы нефти и газа, которыми они владеют (Саудовская Аравия – 261,5 млрд. баррелей, Объединенные Арабские Эмираты – 97,8 млрд. баррелей, Кувейт – 96,5 млрд. баррелей нефти13), их место в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях, а также минимальную вероятность появления отрицательных для Украины последствий в процессе расширения с ними контактов и т.п., могло бы стать приоритетной задачей украинской политики. Однако, по нашему мнению, непосредственно после достижения независимости перспектива интенсивного и масштабного сотрудничества Украины с нефтедобывающими странами Аравийского полуострова представлялась малореальной, что было вызвано целым рядом факторов объективного и субъективного характера (традиционно прозападная ориентация государств субрегиона; наличие жесткой конкуренции со стороны стран Запада; отсутствие традиционных связей с Украиной и выраженных интересов к ней (за исключением, возможно, интереса как к вероятному источнику диверсификации поставок вооружений); ограниченность финансовых ресурсов и переходное состояние экономики Украины и т.д.).
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что украинская политика на Аравийском полуострове может быть ориентирована на процесс длительного вхождения в этот субрегион; реальная отдача от развития этого направления может дать свои положительные результаты в полном объеме лишь в отдаленной перспективе. Это подтверждает в определенной степени и динамика то-варооборота Украины с нефтедобывающими странами Аравийского полуострова: товарооборот Украины с Объединенными Арабскими Эмиратами в период с 1995 по 1999 гг. вырос почти вдвое (с 28,5 млн. долл. до 51,4 млн. долл.), однако в абсолютном выражении составляет довольно скромную цифру. Товарооборот Украины с Саудовской Аравией в 1999 году составил около 29,6 млн. долл. (против 35 млн. долл. в 1995 году).
В период 90-х годов политика Украины была направлена, прежде всего, на становление и стабилизацию действенных механизмов двусторонних отношений, опираясь на которые можно было бы постепенно расширять сферу и объем сотрудничества. Именно в этом контексте, по нашему мнению, следует оценивать эффективность украинской политики относительно нефтедобывающих стран Аравийского полуострова. Открыты посольства в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. Происходит постепенный процесс формирования соответствующей договорно-правовой базы двусторонних отношений.
Ко второй подгруппе арабских нефтедобывающих государств, – тех, которые имели тесные контакты с бывшим Советским Союзом, – можно отнести Ирак, Ливию, Алжир и в определенной мере (учитывая сравнительно незначительные запасы нефти и газа) Египет и Сирию. Большинство из них в силу объективных причин заинтересовано в развитии отношений с бывшими республиками СССР в разных сферах (прежде всего, военной и торгово-экономической). Однако некоторые из них (Ирак, Ливия) принадлежат к группе стран, которые имеют неблагоприятную международную репутацию; развитие контактов с ними или ограничено сейчас, или же было ограничено в прошлом введением экономических санкций со стороны ООН (5 апреля 1999 г. Совет Безопасности ООН принял решение о приостановлении действия режима санкций против Ливии).
В этих странах Ближнего Востока Украина (в равной мере, как и некоторые другие постсоветские государства и, прежде всего, Россия) потенциально располагает своеобразными точками опоры для развития эффективных связей. Прежде всего, это экономические объекты, построенные с участием Советского Союза (ряд из которых не был завершен), и именно Украина могла бы взять на себя реальные обязательства по их обслуживанию или по введению в действие. Особое значение, на наш взгляд, с точки зрения интересов Украины могли бы представлять среди вышеуказанных объектов действующие предприятия нефтегазовой отрасли. Они постоянно нуждаются в поставках запасных частей, компонентов и оборудования, в технадзоре со стороны специалистов и т.д. Следует отметить, что Россия, которая могла выступать в качестве основного конкурента Украины в этой сфере, в первой половине 1990-х годов придерживалась пассивной политики в данном вопросе, что в определенной мере создавало благоприятные условия для освоения Украиной «советского наследства», то есть условия для проведения активной политики, направленной на предложение услуг и достижение соответствующих соглашений относительно реализации замороженных советских объектов прежде всего в нефтегазовой сфере. Однако эти благоприятные предпосылки не были реализованы. Украинская политика, в частности в этом направлении, была довольно инертной, что было обусловлено и рядом объективных факторов (ограниченность финансовых ресурсов, экономический кризис, процесс становления внешней политики в целом, недостаток специалистов со знанием арабского языка и т.п.). Следствием такой пассивной политики Украины и России стало усиление экономических позиций других стран.
Страницы: 1, 2, 3, 4