Рефераты. Основные направления и перспективы развития интеграции стран Содружества независимых государств

Таким образом, почти во всех странах Содружества за время реформ не удалось полностью решить задачи первоначально намеченных экономических преобразований.

Остаются проблемы со стимулированием малого и среднего предпринимательства, созданием конкурентной среды и эффективного механизма частной инвестиционной деятельности. В ходе приватизации не сложился институт «эффективных собственников». Продолжается утечка отечественных капиталов за пределы СНГ. Состояние национальных валют отличается неустойчивостью, склонностью к опасным колебаниям курсов, повышающих инфляцию. Ни в одной из стран Содружества не сложилась эффективная система государственной поддержки и защиты национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Не преодолен кризис неплатежей. К этим проблемам финансовый кризис 1998 г. добавил девальвацию ряда национальных валют, понижение кредитного рейтинга, бегство портфельных инвесторов (особенно из России и Украины), ослабление притока прямых иностранных инвестиций, утрату некоторых перспективных зарубежных рынков.

Неурегулированность вышеперечисленных проблем и полумеры в вопросах формирования рыночного хозяйства, в свою очередь, становятся одним из сдерживающих факторов развития и дальнейшего углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

В этом контексте необходимость завершения рыночных цивилизованных преобразований в Содружестве Независимых Государств становится первоочередной и весьма актуальной задачей.

До образования СНГ его участники находились на таком уровне преференциального экономического сотрудничества и степени единства его регулирования, которые были выше таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, экономического и валютного союза. Распад бывшего СССР и возникновение на его территории новых независимых государств, переход к формированию рыночной экономики обусловили коренные изменения прежних межреспубликанских связей, которые превратились в отношения международные и опирающиеся на рыночные принципы.

Конечной целью интеграции следует признать совместное использование и развитие конкурентных преимуществ государств Содружества для обеспечения их устойчивого развития и социально-экономической безопасности при вхождении в мировой рынок, при экономической заинтересованности национальных предприятий и компаний.




2. Основные направления и перспективы развития интеграции стран СНГ

2.1 Состояние внешнеэкономических отношений России и СНГ


В 90-е годы торгово-экономические отношения России со странами СНГ определялись главным образом развитием двусторонних торговых связей, а не полномасштабным региональным взаимодействием.

Наиболее интенсивно в рамках процесса формирования единого Союзного государства развиваются торгово-экономические связи с Республикой Белоруссия. В соответствии с соглашением о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией (1995 г.) завершается унификация и создание единой системы тарифного и нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.

Вторым интеграционным уровнем является взаимодействие России со странами, образовавшими вместе с ней в 2000 г. Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС, (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). В торговле с государствами ЕврАзЭС действует режим свободной торговли, причем ставки таможенного тарифа стран по многим товарным позициям унифицированы; продолжается формирование единой таможенной территории с общими внешними границами.

С другими странами СНГ (Украина, Молдавия, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия) Россия заключила двусторонние торговые соглашения о свободной торговле (но с большими изъятиями).

Наиболее распространённой формой зарубежного бизнеса является экспорт товаров и услуг. Под экспортом понимается «продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за границу».

По сравнению с другими формами он имеет свои достоинства и недостатки. К первым следует отнести незначительную капиталоёмкость и малый риск. Ко вторым – краткосрочность сотрудничества, значительные затраты на маркетинг. Указанные достоинства и недостатки определяются в значительной мере формой экспорта.

Непрямой, или через посредников, экспорт предполагает поставку продукции конечному потребителю не самим изготовителем, а с помощью посторонних сбытовых органов. Привлекая посредников, изготовитель избавляется от риска неплатежа, затрат на маркетинг, создание сбытовой сети на зарубежном рынке. Вместе с тем он уступает посредникам долю прибыли, теряет возможность воздействовать на способы сбыта, что может привести к утере данного рынка. Снижается и конкурентоспособность за счёт затрат и прибыли посредника.

Прямой экспорт означает, что изготовитель – экспортёр поставляет свою продукцию непосредственно конечному потребителю и на всех этапах осуществления сделки находится в прямом контакте со своими потребительскими кругами.

ОАО «ЗЭиМ» свои экспортные операции осуществляет как напрямую потребителям, так и с использованием посредников при предоплате с различной степенью разбивки – от 30 до 100% стоимости контракта. Необходимость использования посредников связана с тем, что исполнительные механизмы не могут рассматриваться заказчиками в качестве комплектной продукции, поэтому предприятию приходится также работать с организациями-экспортёрами, которые комплектуют свою экспортную продукцию изделиями ОАО «ЗЭиМ» выполняя крупные проекты за рубежом. Налаживание прямых внешнеторговых связей по линии экспорта своей продукции затруднено неэффективностью участия в тендерах, проводимых за границей. ОАО «ЗЭиМ» часто не выигрывает конкурсы на строительство объектов.

Реальная интеграция возможна и необходима для государств, имеющих высокоразвитый промышленный потенциал. Их экономики не только конкурируют, но и дополняют друг друга. Специализация и кооперация в технически и технологически сложных производствах объединяют партнеров.

Среди участников Содружества можно выделить группу государств (Белоруссия, Россия и Украина), которые располагают достаточно развитой промышленностью, в т.ч. высокотехнологичной, транспортной и телекоммуникационной структурами, квалифицированными кадрами и высокообразованным населением. К этой группе государств можно отнести и Казахстан.

Доля Украины, Белоруссии и Казахстана достигает в торговле России со странами СНГ 90%. Слабо развиты торгово-экономические связи с Арменией, Грузией и Киргизией.


Таблица 3.1. Внешняя торговля России со странами СНГ в 2001–2003 гг., млн. долл. США [[9]]

Страна

Экспорт

Импорт

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего

99969

106712

133450

41881

46174

57263

вне СНГ

85352

91001

113000

30679

36011

44107

с СНГ

14617

15711

20450

11202

10163

13156

в т. ч. со странами ЕврАзЭС

8278

8497

11127

6169

6063

7548

Из общего объёма с СНГ по

странам:

Азербайджан



133



277



410



81,1



6,8



93

Армения

75,5

94,5

126

51,8

56,6

78,7

Белоруссия

5438

5922

7602

3963

3977

4880

Грузия

58,2

91,4

153

83,4

69,0

84,2

Казахстан

2778

2403

3279

2018

1946

2475

Киргизия

83,3

104

161

61,9

74,2

104

Молдавия

240

269

306

347

281

403

Таджикистан

69,4

67,9

128

130

66

69,9

Туркмения

140

143

222

39,1

32,1

28,4

Узбекистан

409

453

512

584

344

484

Украина

5282

5885

7595

3845

3230

4437

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.