Рефераты. Основные направления и перспективы развития интеграции стран Содружества независимых государств

При создании зоны свободной торговли выявился и ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание зоны свободной торговли приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьёзную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следует также отметить, что возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах «страны пребывания».

Вторая форма интеграции – таможенный союз (ТС). Это соглашение двух или более государств об объединении их таможенных территорий, упразднении пошлин в торговле между ними и проведении единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам (главным образом в сфере торговых правил и процедур). Согласно ст. XIV ГАТТ, ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создание единого внешнего таможенного тарифа.

В ряде публикаций определения зоны свободной торговли и таможенного союза даются размыто. Основное их различие состоит в том, что в зоне свободной торговли предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге зона свободной торговли призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в Союз. Современная трактовка четвёртого параграфа ст. XXIV ГАТТ «не предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения различия между понятиями зоны свободной торговли и таможенного союза». Далее говорится, что своеобразные правила игры устанавливаются самими членами зоны свободной торговли, которые продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-члены таможенного союза её координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур.

Таможенный союз – более совершенная интеграционная структура, чем зона свободной торговли, ибо здесь формируется единое экономическое пространство и проводятся меры коллективного протекционизма. В результате появляется возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства и экспорта. Со временем это ведет к серьезным изменениям в структуре производства и благотворно влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза. По мнению некоторых западных специалистов, внутри таможенного союза производство «рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ».

Кроме того, работа с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост.

Возможны два варианта развития событий – когда устанавливаемый на внешних границах таможенного союза внешний тариф на какой-либо товар: выше или ниже средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры. Если внешний тариф выше, то странам-членам таможенного союза приходится отказываться от внешнего источника снабжения, более дешёвого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, в принципе, стоящих дороже.

Такие меры могут применяться из самых различных соображений. Например, исходя из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, воздействует на переориентировку потоков ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри таможенного союза вынуждено изыскивать невскрытые резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран-участниц таможенного союза, тогда, исходя из результирующих цен, происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если речь идет о необходимости «подтолкнуть» собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции.

При наличии в составе союза одной – двух богатых ресурсами держав эти проблемы решаются проще, нежели тогда, когда объединяются страны, бедные ресурсами.

Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза. Опыт показывает, что, в целом, это регулирование благоприятно сказывается на развитии внутреннего рынка товаров и услуг. Отмечено, что происходит снижение цен или замедление их роста, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках таможенного союза.

Функционирование таможенного союза требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже сказано выше, деятельность в рамках зоны свободной торговли не обусловливает создание постоянно действующих органов, а в таможенном союзе уже возникает необходимость в регулирующих институтах, так как:

•      переход к единым таможенным пошлинам и совместному
осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране;

•      становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведёт к появлению новых различных проблем, подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности.

•      возникает потребность в масштабных переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. Встает вопрос о создании наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.

Важно отметить также и следующее. Функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как определяющую роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию.

Сложнее обстоит дело в валютно-финансовой области. Интеграция идёт и в этой сфере, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным, а скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, создаваемые в рамках таможенного союза финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы таможенного союза, его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др. Примером таможенного союза служит Европейское экономическое сообщество.

Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере развития других подобных интеграционных структур, появятся новые моменты, присущие этим группировкам, которые будут иметь определённые отличия от практики ЕС.

Создание общего рынка позволяет реализовать задачи, которые невозможно решить в рамках таможенного союза.

Кроме устранения тарифных препятствий обмену, которые в таможенном союзе в определенной мере исчезают, преодолеваются различия в технических нормах, обеспечивается законодательная защита национальных марок товаров и т.д. В принципе при создании таможенном союза, например в Европе, не предвиделось возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста часто слышались голоса о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание «действительно единого» внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов – весьма сложное дело и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимо внедрение новых подходов в управлении, значительное усиление наднационального начала.

Создание единого рынка предусматривает реализацию шести-семи обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках таможенного союза. Однако именно таможенный союз, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к единому рынку. Но для создания единого рынка этого недостаточно.

Следующая задача – разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к единому рынку в качестве избранных сфер, были определены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача – полное устранение препятствий не только в торговле, но и для перемещения между государствами всех факторов производства (капитала, рабочей силы, технологий, информации).

Необходимо обозначить и следующие задачи, решаемые при создании единого рынка: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают, и согласование серьёзных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределяется необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, механизмов управления и контроля.

В принципе, строительство единого рынка должно завершиться созданием единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени – экономическому и валютному союзу.

Четвёртой формой интеграционного объединения является экономический союз, который предполагает проведение странами-участницами системы мер межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. Это требует создания и использования соответствующего инструментария, который включает в себя:

-                   регламенты (по существу, законы), обязательные к применению в государствах-участниках;

-                   постановку обязательных задач (при этом странам предоставляется свобода выбора форм и методов их решения);

-                   конкретные предписания правительствам, юридическим или физическим лицам на совершение (запрет) определенных действий в сфере конкуренции;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.