Рефераты. Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека

Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека

МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Юридический факультет

Кафедра прав человека




Выпускная квалификационная работа на тему:

 

 

Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека

 

 

 

 
 
 
                                                       Выполнила: студентка V курса МГСА
                                                           Шабанская Ольга Олеговна                                            

                                              Научный руководитель:

                                              к.ю.н., доцент МГСА  Ильин Н.Ю.

                                              Рецензент ____________________                                            

 






Москва – 2003 г.

Оглавление

Введение   ……………………………………………………………….3

1.        Правовые и организационные основы деятельности Европейского суда по правам человека  …..…………………..5

1.1.      Положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.  ………………………………….5

1.2.      Структура и состав  Европейского Суда по правам человека  ……………………………………………………18

2.        Процедура подачи и рассмотрения жалоб  в Европейском суде по правам человека   ………………………………………26

2.1.      Условия и правила обращения в Европейский суд   ...26

2.2.      Составление  и подача жалобы   ………………………..34

2.3.      Основные этапы судопроизводства   …………………..40

2.4.      Проблемы деятельности Суда   …………………………50

3.              Россия и российские граждане в Европейском Суде по правам    человека……………………………………………………56

3.1.      Правоотношения России и Европейского Суда по правам человека ………………………..…………….……56

3.2.      Практика и проблемы обращения российских граждан в Европейский Суд по правам человека   ……………….63

Заключение   …………………………………………………………..69

Список литературы   ………………………………………….………72

Приложения   ………………………………………………………….75







Введение

 

 

Значение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейского Суда по правам человека для современной Европы трудно переоценить. Они стали зримым, практическим воплощением несомненного прогресса в области развития и защиты прав человека на европейском континенте за послевоенные годы.

Европейский Суд по правам человека стал уникальным наднациональным органом правосудия, ознаменовав собой качественно новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения Европейского Суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер особого источника права и с каждым годом все более глубоко и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также формирование и развитие европейского правового пространства. С 1996 года вышесказанное в полной мере относится и к Российской Федерации.

Вступив в 1996 году в Совет Европы, Российская Федерация приняла на себя обязательства о приведении всего своего  законодательства и практики его применения в соответствие с европейскими стандартами. Это потребует, безусловно, дополнительного напряженного труда органов законодательной, исполнительной и судебной власти в нашей стране.

Тем не менее, всякое искусственное форсирование законодательной базы без ее реального социально-экономического наполнения могло бы лишь скомпрометировать Россию как несерьезного партнера по Совету Европы и осложнить ситуацию с гарантией прав и свобод личности. То, что создавалось многолетним трудом  разных европейских демократий, Россия не в состоянии сделать в одночасье, встать с ними рядом по всем параметрам социально-правовой жизни. Для этого нужно определенное время.

В настоящий момент наблюдается весьма интенсивный и подчас очень непростой процесс налаживания взаимодействия России с Европейским Судом по правам человека.

К сожалению, у многих еще существует довольно-таки абстрактное представление об этом институте и порядке обращение в него. Поэтому я бы хотела подробнее изучить данную тему.

В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого  органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую в последние годы нагрузку на Суд и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел. В третьей главе я постаралась осветить  судебную практику  именно в отношении жалоб, поступающих из Российской Федерации.


 

 

 

 

 

1. Правовые и организационные основы деятельности Европейского суда по правам человека


1.1.     Положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

 

 

Принятая в развитие положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод имела непростую судьбу. Она была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года после ее ратификации восемью странами[1]. Однако только спустя 25 лет после принятия, в 1975 году, участниками Конвенции стали все члены Совета Европы. Это объясняется тем, что первоначально многие европейские государства возражали против предоставления индивиду права на подачу жалобы в Европейскую Комиссию по правам человека и против обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Конвенция содержит список неотъемлемых прав и свобод каждого гражданина и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией.

Следует особо отметить, что Конвенция не является неким статичным сводом норм полувековой давности. Закрепленные в ней права и свободы постоянно наполняются новым содержанием, уточняются, конкретизируются как посредством принятия очередных протоколов к ней, так в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента.

Права  и свободы, установленные в Конвенции и протоколах, не расположены в каком-либо логическом порядке, что затрудняет их обзор. Условно их можно разделить на следующие группы[2].

1.   Нормы, направленные на охрану жизни и здоровья человека:

ст.2 Конвенции - право на жизнь[3],

ст.1 Протокола N 6 - отмена смертной казни,

ст.3 Конвенции - запрещение пыток.

Статья 2 Конвенции предусматривает, что право каждого лица на жизнь должно охраняться законом. Первоначально Конвенция предусматривала в качестве единственного законного основания для намеренного лишения жизни смертный приговор, вынесенный судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. В связи с принятием Протокола № 6 это основание отпадает, так как в ст.1 этого протокола провозглашается отмена смертной казни  и устанавливается, что никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Между тем по-прежнему  сохраняет силу предусмотренный в п.2 ст.1 Конвенции перечень случаев, когда лишение жизни не рассматривается как нарушение права на жизнь в смысле ст.1. Лишение жизни признается правомерным, если оно является результатом  применения силы, не более чем абсолютно необходимой:

-      для защиты любого лица от противоправного насилия;

-      для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;

-      в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа.

Статья 3 Конвенции, охраняя здоровье и достоинство человека, запрещает применение в отношении него пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Под унижающим достоинство обращением и наказанием понимается, в числе прочего, ненадлежащие условия содержания под стражей, психическое и физическое воздействие на подозреваемого, обвиняемого или осужденного, неоказание ему медицинской помощи и т.п.

2.   Нормы, направленные на охрану достоинства, независимости и равноправия людей:

ст.4 Конвенции - запрещение рабства и принудительного труда,

ст.8 Конвенции - право на уважение частной и общественной жизни,

ст.12 Конвенции - право на вступление в брак,

ст.14 Конвенции - запрещение дискриминации,

ст.5 Протокола N 7 - равноправие супругов.

Пункт 1 ст.4 Конвенции запрещает содержание человека  в рабстве или подневольном состоянии. Эти формы угнетения человека предполагают всеобъемлющую зависимость человека от другого лица. При этом человек оказывается в роли объекта либо права собственности (рабство), либо иного права, обеспечивающего подневольное состояние.

Пункт 2 той же статьи запрещает привлечение человека к принудительному или обязательному труду. Такой труд не включает в себя:

-      любою работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно ст.5 Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;

-      любую военную службу в странах, где в качестве законного признается отказ от военной службы на основании вероисповедания; службу, назначенную вместо обязательной военной службы (альтернативную гражданскую службу);

-      любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

-      любую работу или службу, которые входят в обычные гражданские обязанности.

Суд, устанавливая содержание понятий принудительного или обязательного труда, исходит из определения, содержащегося в ст.2 Конвенции Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде». В этой норме под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, для выполнения которой лицо не предложило своих услуг добровольно, но тем не менее принуждается к ее выполнению под страхом применения какого-либо наказания.

В соответствии со ст.8 Конвенции, каждый имеет право на уважение его частой и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Вмешательство государственных органов в осуществление этого права не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности или защита прав и свобод других лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.