МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Юридический факультет
Кафедра прав человека
Выпускная квалификационная работа на тему:
Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент МГСА Ильин Н.Ю.
Рецензент ____________________
Москва – 2003 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………….3
1. Правовые и организационные основы деятельности Европейского суда по правам человека …..…………………..5
1.1. Положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. ………………………………….5
1.2. Структура и состав Европейского Суда по правам человека ……………………………………………………18
2. Процедура подачи и рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека ………………………………………26
2.1. Условия и правила обращения в Европейский суд ...26
2.2. Составление и подача жалобы ………………………..34
2.3. Основные этапы судопроизводства …………………..40
2.4. Проблемы деятельности Суда …………………………50
3. Россия и российские граждане в Европейском Суде по правам человека……………………………………………………56
3.1. Правоотношения России и Европейского Суда по правам человека ………………………..…………….……56
3.2. Практика и проблемы обращения российских граждан в Европейский Суд по правам человека ……………….63
Заключение …………………………………………………………..69
Список литературы ………………………………………….………72
Введение
Значение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейского Суда по правам человека для современной Европы трудно переоценить. Они стали зримым, практическим воплощением несомненного прогресса в области развития и защиты прав человека на европейском континенте за послевоенные годы.
Европейский Суд по правам человека стал уникальным наднациональным органом правосудия, ознаменовав собой качественно новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения Европейского Суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер особого источника права и с каждым годом все более глубоко и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также формирование и развитие европейского правового пространства. С 1996 года вышесказанное в полной мере относится и к Российской Федерации.
Вступив в 1996 году в Совет Европы, Российская Федерация приняла на себя обязательства о приведении всего своего законодательства и практики его применения в соответствие с европейскими стандартами. Это потребует, безусловно, дополнительного напряженного труда органов законодательной, исполнительной и судебной власти в нашей стране.
Тем не менее, всякое искусственное форсирование законодательной базы без ее реального социально-экономического наполнения могло бы лишь скомпрометировать Россию как несерьезного партнера по Совету Европы и осложнить ситуацию с гарантией прав и свобод личности. То, что создавалось многолетним трудом разных европейских демократий, Россия не в состоянии сделать в одночасье, встать с ними рядом по всем параметрам социально-правовой жизни. Для этого нужно определенное время.
В настоящий момент наблюдается весьма интенсивный и подчас очень непростой процесс налаживания взаимодействия России с Европейским Судом по правам человека.
К сожалению, у многих еще существует довольно-таки абстрактное представление об этом институте и порядке обращение в него. Поэтому я бы хотела подробнее изучить данную тему.
В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую в последние годы нагрузку на Суд и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел. В третьей главе я постаралась осветить судебную практику именно в отношении жалоб, поступающих из Российской Федерации.
1. Правовые и организационные основы деятельности Европейского суда по правам человека
1.1. Положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Принятая в развитие положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод имела непростую судьбу. Она была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года после ее ратификации восемью странами[1]. Однако только спустя 25 лет после принятия, в 1975 году, участниками Конвенции стали все члены Совета Европы. Это объясняется тем, что первоначально многие европейские государства возражали против предоставления индивиду права на подачу жалобы в Европейскую Комиссию по правам человека и против обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека.
Конвенция содержит список неотъемлемых прав и свобод каждого гражданина и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией.
Следует особо отметить, что Конвенция не является неким статичным сводом норм полувековой давности. Закрепленные в ней права и свободы постоянно наполняются новым содержанием, уточняются, конкретизируются как посредством принятия очередных протоколов к ней, так в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента.
Права и свободы, установленные в Конвенции и протоколах, не расположены в каком-либо логическом порядке, что затрудняет их обзор. Условно их можно разделить на следующие группы[2].
1. Нормы, направленные на охрану жизни и здоровья человека:
ст.2 Конвенции - право на жизнь[3],
ст.1 Протокола N 6 - отмена смертной казни,
ст.3 Конвенции - запрещение пыток.
Статья 2 Конвенции предусматривает, что право каждого лица на жизнь должно охраняться законом. Первоначально Конвенция предусматривала в качестве единственного законного основания для намеренного лишения жизни смертный приговор, вынесенный судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. В связи с принятием Протокола № 6 это основание отпадает, так как в ст.1 этого протокола провозглашается отмена смертной казни и устанавливается, что никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.
Между тем по-прежнему сохраняет силу предусмотренный в п.2 ст.1 Конвенции перечень случаев, когда лишение жизни не рассматривается как нарушение права на жизнь в смысле ст.1. Лишение жизни признается правомерным, если оно является результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой:
- для защиты любого лица от противоправного насилия;
- для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;
- в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа.
Статья 3 Конвенции, охраняя здоровье и достоинство человека, запрещает применение в отношении него пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Под унижающим достоинство обращением и наказанием понимается, в числе прочего, ненадлежащие условия содержания под стражей, психическое и физическое воздействие на подозреваемого, обвиняемого или осужденного, неоказание ему медицинской помощи и т.п.
2. Нормы, направленные на охрану достоинства, независимости и равноправия людей:
ст.4 Конвенции - запрещение рабства и принудительного труда,
ст.8 Конвенции - право на уважение частной и общественной жизни,
ст.12 Конвенции - право на вступление в брак,
ст.14 Конвенции - запрещение дискриминации,
ст.5 Протокола N 7 - равноправие супругов.
Пункт 1 ст.4 Конвенции запрещает содержание человека в рабстве или подневольном состоянии. Эти формы угнетения человека предполагают всеобъемлющую зависимость человека от другого лица. При этом человек оказывается в роли объекта либо права собственности (рабство), либо иного права, обеспечивающего подневольное состояние.
Пункт 2 той же статьи запрещает привлечение человека к принудительному или обязательному труду. Такой труд не включает в себя:
- любою работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно ст.5 Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;
- любую военную службу в странах, где в качестве законного признается отказ от военной службы на основании вероисповедания; службу, назначенную вместо обязательной военной службы (альтернативную гражданскую службу);
- любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;
- любую работу или службу, которые входят в обычные гражданские обязанности.
Суд, устанавливая содержание понятий принудительного или обязательного труда, исходит из определения, содержащегося в ст.2 Конвенции Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде». В этой норме под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, для выполнения которой лицо не предложило своих услуг добровольно, но тем не менее принуждается к ее выполнению под страхом применения какого-либо наказания.
В соответствии со ст.8 Конвенции, каждый имеет право на уважение его частой и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Вмешательство государственных органов в осуществление этого права не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности или защита прав и свобод других лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11