Рефераты. Мировое хозяйство и внешнеэкономическая деятельность государства

Разрабатывая стратегию РФ в отношении экономик АТЭС, необходимо учитывать, что Россия – это евразийское государство, расположенное между ЕС и странами Азии. Для определения места России в азиатском направлении следует учитывать два уровня российской экономики, что позволит верным образом оценить значение России в АТЭС в двух измерениях: как глобальной экономики и как экономики региональной. Это делает актуальной задачу концептуального осмысления и углубленного исследования экономических процессов, происходящих в рамках форума.

На встрече глав экономик форума в Сиднее (2007 г.) было принято решение провести во Владивостоке очередной саммит АТЭС 2012 г. Одной из задач России становится использование возможностей АТЭС для эффективного встраивания экономики в механизмы азиатско-тихоокеанской интеграции. Это дополняет внутрироссийские планы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, т.е. регионов, непосредственно входящих в АТЭС.


4) Интеграционные процессы в странах СНГ


СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., затем к нему присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. К началу 2004 г. в состав СНГ входили 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

Для нашей страны деятельность СНГ имеет приоритетное значение, поскольку речь идет о сотрудничестве с соседними государствами, составлявшими ранее единое союзное государство. Основными целями России при сотрудничестве в рамках СНГ являются:

·                   сохранение и укрепление геополитических позиций России в современном мире;

·                   обеспечение доступа к сырьевым ресурсам других стран СНГ;

·                   сохранение своих позиций на рынках готовой продукции стран СНГ, так как если эти рынки будут потеряны, то вернуться на них в дальнейшем будет крайне сложно;

·                   СНГ - "поле" деятельности российского капитала и его возможность в перспективе (деятельность российских транснациональных финансово-промышленных групп, банков, предприятий с участием российского капитала);

·                   гуманитарные цели – сохранение традиционной свободы передвижения граждан в рамках СНГ; сохранение и укрепление общего культурного, образовательного, информационного пространства; поддержка русскоязычного населения за рубежом; обеспечение недискриминации, предотвращение массовой миграции населения в Россию из других стран СНГ.

Другие страны СНГ также заинтересованы в эффективном экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Россией. У них сохраняется производственно-технологическое единство с промышленным комплексом России, они теснейшим образом связаны с топливно-энергетическим комплексом нашей страны, высока зависимость этих государств от транзита через территорию РФ, многие заинтересованы в экспорте своей продукции в Россию.

Эта взаимная заинтересованность нашла свое отражение в целом ряде соглашений, которые были подписаны странами- членами СНГ:

·                   сентябрь 1993 г. – Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ за исключением Украины;

·                   апрель 1994 г. – Соглашение о создании зоны свободной торговли (подписано всеми 12 странами - членами СНГ);

·                   январь 1995 г. – Соглашение о создании Таможенного союза;

·                   апрель 1997 г. – Договор о Союзе Белоруссии и России;

·                   декабрь 1999 г. – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии;

·                   октябрь 2000 г. – Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества;

·                   сентябрь 2003 г. – Соглашение о формировании единого экономического пространства с участием Белоруссии, Казахстана, России и Украины.

В хронологии принятия указанных документов видна определенная противоречивость и непоследовательность с точки зрения логики осуществления интеграционного процесса.

К началу XXI в. в результате непоследовательности действий и сохраняющихся существенных различий в интересах стран – членов СНГ переживал сложные времена. Задачу – создание эффективно действующего экономического Содружества и реальное осуществление в его рамках процесса международной экономической интеграции – решить в полной мере на удалось.

Результатом этого явилось резкое сокращение взаимных экономических связей стран – членов СНГ.

Страны СНГ до сих пор не пришли к устраивающей их всех модели экономического взаимодействия, которая была бы эффективна в условиях мировой экономики ХХI в. Не разработаны правовые и организационные аспекты сотрудничества. Отсутствует единая внешняя политика стран СНГ по отношению к третьим странам и их группировкам. Конкурируя друг с другом на рынках стран, не входящих в СНГ, они лишаются значительных прибылей.



Лекция 4 Внешнеэкономическая деятельность в системе мирового хозяйства


План:

1) Основные формы ВЭС

2) Динамика развития внешнеторговой деятельности

3) Развитие международного туризма

4) Лизинговые операции


1) Основные формы ВЭС


Внешнеэкономические связи – это международные, хозяйственные, торговые, политические, информационные отношения, обеспечивающие обмен товарами, различные формы экономического и научно – технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, совместное предпринимательство, оказание услуг, проведение валютных и финансово-кредитных операций.

Создание в России рыночной экономики предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйство. Любые предприятия, фирмы, кооперативы и их союзы, независимо от формы собственности, участвуя в формировании рыночных отношений, должны иметь выход на внешний рынок. Только в этом случае удается обеспечить их реальное вхождение в международные экономические процессы.

На основе внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, позволяющее добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Выгодным с экономической точки зрения считается международный обмен товарами только в том случае, если благодаря ввозу товаров удается экономить на их производстве и получать прибыль.

В случае правильного формирования структуры экспорта и импорта международный обмен товарами может быть выгоден многим странам. Приоритетным во внешней торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять либо при наличии иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.

К основным формам внешнеэкономических связей относятся:

1. Торговые отношения. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, продовольственных товаров. Торговый обмен продукцией промышленного потребления: детали, запчасти, прокат, агрегаты и т.д. Покупка товаров общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, санаториев, курортов, устройства для охраны окружающей среды.

2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, кредитно-финансовой сфере.

3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов.

4.Сотрудничество, содействие. Большое распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество.

5. Валютно – финансовые, кредитные отношения. Важная роль принадлежит кредитам, предоставляемым зарубежным партнерам через мировой рынок ссудных капиталов.

Под внешнеэкономической деятельностью государства следует понимать целенаправленную и комплексную программу действий законодательной и исполнительной властей по развитию и повышению эффективности всей совокупности внешнеэкономических связей как важного средства укрепления национальной экономической безопасности государства. Формирование ВЭД должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учёта целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

К группе общих факторов развития внешнеэкономической деятельности следует отнести следующие:

§     Неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

§     Состояние природных ресурсов и климатические условия.

§     Различный уровень научно – технического развития. Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов и т.д.

§     Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Пакистан и др. А есть регионы, которые нуждаются в притоке рабочих рук: Западная Европа, США, Южная Америка.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира – Японии, Сингапура, Гонконга и др. – выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

§     Характер политических отношений. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами.


2) Динамика развития внешнеторговой деятельности


Одним из важнейших направлений регионально-странового уровня ВЭД РФ следует считать поиск оптимальных форм сотрудничества с лидерами мирового научно-технического прогресса, представленных, прежде всего, "большой семеркой". Подписание в 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС в определенной степени стабилизировало ВЭС России с этой группой стран. Укрепление ВЭС с ЕС имеет, главным образом, экономическое обоснование: географическая близость европейского рынка, наличие разветвлённой внешнеторговой инфраструктуры (нефте- и газопроводы и др.), высокий научно-технический уровень европейского оборудования и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.