- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговле.
2) Цели и принципы регулирования ВЭД
Основные цели регулирования ВЭД состоят в следующем:
- использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;
- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка.
Регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
- единство внешнеэкономической политики и внутренней экономической политики;
- единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;
- перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
- обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Лекция 9 Государственное регулирование внешней торговли РФ
План:
1) Международное регулирование мировой торговли
2) Тарифный и нетарифный методы регулирования внешней торговли
1) Международное регулирование мировой торговли.
Формы и методы международного регулирования внешней торговли проявляется как в форме деятельности региональных экономических организаций, союзов и группировок, так и в деятельности организаций, охватывающих подавляющую часть современной международной торговли.
К числу крупнейших региональных экономических и торговых блоков (группировок) стран современного мира относят: ЕС ( в состав которого с мая 2004 года входят 25 государств), Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Евразийское экономическое сообщество.
С одной стороны, эти блоки и союзы способствуют развитию международной торговли (снимая барьеры во взаимной торговле стран –участниц этих союзов), с другой – они устанавливают определенные барьеры для "третьих" стран, не входящих в их состав.
К настоящему времени сложились и действуют многочисленные международные организации, ассоциации, советы, заключены многосторонние международные соглашения, решающие проблемы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка.
В рамках ООН международное регулирование мировой торговли осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Одновременно с ними действуют ВТО, Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО.
В государственном регулировании внешней торговли России используются методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. В соответствии с законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами в момент пересечения границы. Они вводятся с целью:
1. ограничения экспорта или импорта товаров (протекционистская цель);
2. увеличение дохода государственного бюджета (фискальная цель);
3. недопущение недобросовестной конкуренции (нарушение норм и правил конкурентной борьбы).
Виды пошлин:
1.импортные
2. экспортные
3. транзитные
4.специфические - это фиксированная сумма с единицы измерения веса, площади, объема (например: 1$ с каждого центнера пшеницы)
5. адвалорные – взимается в виде процентов от стоимости товара (25 % стоимости автомобиля)
6.комбинированные – сочетают в себе адвалорные и специфические
7. преференциальные – ниже минимальных или равны нулю. Право применения их имеют страны в интеграционные группировки (страны ЕС) и не распространяются на другие страны.
8. автономные (максимальные пошлины)
9. договорные (минимальные). Составляется договор "О режиме наибольшего благоприятствования"
Функции пошлин:
1. Протекционистская (защитная) относится к импортным пошлинам, с помощью которых государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции.
2. Балансировочная относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
3. Фискальная относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам, т.к. они являются одной из статей доходной части госбюджета.
Таможенные пошлины объединяются в таможенные тарифы, представляющие собой список облагаемых таможенными пошлинами товаров.
Тарифы бывают многоколонными и одноколонными.
При многоколонном тарифе – две или более количества ставок (пошлин) для каждой группы товаров.
В одноколонном – величина пошлин едина.
Нетарифные ограничения – комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки или экспорту отечественных товаров на внешние рынки.
Вводятся с целью:
1. Усиление конкурентных преимуществ компаний импортирующей страны.
2. Защита национальной промышленности, жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии, национальной безопасности.
Виды нетарифных ограничений:
1. Административные – запреты (эмбарго- полный запрет на торговлю определенным товаром) или ограничения.
2. Экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры, защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные).
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) выделяет шесть основных нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли.
1. Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся таможенные сборы, налоги, НДС и акцизы.
2. Меры контроля за ценами – это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, представляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам- экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).
Демпинг – ценовая дискриминация, т.е. продажа одного и того же товара на разных рынках по разным ценам .
Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны – экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны –импортера.
3. Финансовые меры связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена.(введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций)
4. Меры количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров. К ним относятся:
· квотирование,
· лицензирование (разрешение, предоставленное государством на проведение экспортно-импортных операций). С введением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами.
5. Монополистические меры. В различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами. Введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством, продовольственной безопасности.
6. Технические барьеры. Связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартом безопасности и качества. Включают в себя: сертификация, стандарты и технические нормы, специальные требования по маркировке, упаковке. Цель использования этих стандартов – обеспечения качества экспортной продукции, требований производства, защита и безопасность людей, животных, растений, окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.
Лекция 10 Международное сотрудничество России в области регулирования ВЭД
1) Сотрудничество России с ВТО
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это серьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.
Другими словами, Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.
Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16