Рефераты. Мировое хозяйство и внешнеэкономическая деятельность государства

Последние годы были отмечены продвижением России по пути интеграции в международное экономическое сообщество.

Возросло значение внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии страны.

Интеграция России в мировое хозяйство происходит в неблагоприятный для нее внутренне экономической обстановке.

Для преодоления России разрыва от мировых лидеров необходимо:

1.установление стабильного политического режима.

2.развитие и совершенствование рыночного механизма

3.привлечение иностранных инвестиций

4. стимулирование экономического развития по пути НТП.

Россия обладает рядом специфических черт, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство и занять должное место в системе международных экономических отношений.


Рекомендуемая литература

1. Воронин. Мировое хозяйство и экономика стран мира, 2008.

2.                Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Прокушев Е.Ф. 2008г.



Лекция 3 Интеграционные процессы в мировом хозяйстве


План:

1) Направление развития экономических интеграционных процессов

2) Развитие интеграционного процесса в странах Западной Европы, Северной Америки, Азии

3) Участие России в АТЭС

4) Интеграционные процессы в странах СНГ


1) Направление развития экономических интеграционных процессов


Международная экономическая интеграция – это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и "срастания" национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.

Цель создания – уменьшение или полное устранение барьеров, преграждающих свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров, услуг, факторов производства – рабочей силы и капитала.

В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные связи. Страны переходят от преимущественно торгово– экономических связей к формам совместного международного производства и тесному финансово – инвестиционному взаимодействию.

В современной теории и практике международной экономической интеграции различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов: зона свободной торговли; таможенный союз; единый или общий рынок; экономический и валютный союз.

1.Зона свободной торговли

Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли. Это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

2.Таможенный союз

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Его определяют как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними. ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. Основное различие ЗСТ и ТС состоит в том, что в ЗСТ предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров, ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами – членами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами – членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в Союз.

3. Общий рынок

Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере развития других подобных интеграционных структур, появятся новые моменты, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Кроме тарифных препятствий обмену, которые в ТС в определенной мере исчезают, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т. д.

Создание ЕР предусматривает на сегодня реализацию шести-семи обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС.

4.Экономический и валютный союз

Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:

1.                взаимная адаптация экономических систем интегрирующих государств;

2.                взаимное сближение национальных экономик;

3.                проведение странами единой экономической политики;

4.                создание общей системы регулирования не только экономических, но и политический процессов;

5.                переход к единой валюте.

5. Полная экономическая интеграция

На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу.

На стадии таможенного союза таможенные органы и службы, действующие на "внутренних" границах - участниц такого союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних границах союза.


2) Развитие интеграционного процесса в странах Западной Европы, Северной Америки, Азии

После Второй мировой войны в июне 1947 года Соединенные Штаты Америки выдвинули так называемый план Маршалла и доктрину Трумэна, которые проложили путь к созданию первых экономических и политических объединений в западноевропейских государствах.

Итак, в 1952 году был подписан договор о создании первого объединения - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1958 году были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества и Европейского объединения по атомной энергии.

Европейские сообщества (ЕС), или так называемый "Общий рынок", являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. В "Общий рынок" входят названные выше объединения.

Договоры об их создании были дополнены и расширены так называемыми Едиными европейскими актами, вступившими в силу в1978 году.

Вначале членами объединения были шесть европейских государств:

Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Голландия. Позже вошли Дания, Греция, Великобритания, Ирландия, Португалия, Испания.

При создании Европейских сообществ было выражено желание прийти к единой валюте и валютной политике. Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской валютной единицы - ЭКЮ. С того времени ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета "Общего рынка" и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС.

Она котируется на европейских биржах. Следует отметить, что введение новой денежной единицы не без основания рассматривается как попытка установить некий противовес американскому доллару.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Одним из наиболее заметных развивающихся интеграционных процессов стал процесс организации и функционирования североамериканской зоны свободной торговли — НАФТА (США и Канада).

Существующая экономическая интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестала удовлетворять США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за пределы двух государств. Был заключен договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступившей в силу 1 января 1994 года, по которому НАФТА, кроме США и Канады, включила Мексику.

Основные положения соглашения включают:

— отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;

— защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

— снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;

— создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

Наибольшую выгоду от заключенного соглашения должны получить потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизятся цены на широкий круг товаров. В выгодном положении должны оказаться и американские промышленники, поскольку возрастет приток дешевой рабочей силы, гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах Американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др.

Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно 1,6-2,6% годового прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет.

Для Канады подписание соглашения НАФТА было связано с созданием условий для свободного доступа своих товаров, услуг и инвестиций на рынок Мексики, затем - на развивающиеся рынки стран Латинской Америки

Первые два года функционирования НАФТА не оправдали надежд в отношении создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Кроме того, положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995 г. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли.

В настоящее время в Азиатско – Тихоокеанском регионе действует группировка – Ассоциация стран Юго – Восточной Азии ( АСЕАН)

АСЕАН объединяет такие страны, как Сингапур, Малайзия, Тайланд, Индонезия, Филиппины (с 1967г.), Бруней (с1984г.), Вьетнам (с 1995г.), Лаос и Союз Мьянма (с 1997г.), Камбоджа (с 1998г.). Начав с формирования зоны преференциальной торговли и сотрудничества в строительстве ряда совместных производственных объектов, страны АСЕАН с 1992 г. приступили к созданию зоны свободной торговли, а с 1998 г. – к формированию Свободной инвестиционной зоны. Успехи, достигнутые в решении проблем, позволили этим странам принять стратегический план действий "АСЕАН: взгляд в 2020г.", в котором были определены стратегические долгосрочные цели организации по формированию общего рынка и введению общерегиональной валюты.


3) Участие России в АТЭС


В 1989г. была создана первая межправительственная экономическая организация Форум Азиатско – Тихоокеанского экономического сотрудничества – АТЭС.

Она объединяет такие страны, как США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Тайланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, КНР, Мексика, Папуа – Новая Гвинея, Чили, Вьетнам, Перу, Россия.

Вступив в 1998 г. в форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), Россия получила возможность укрепить свою роль в этом регионе, значительно расширить внешнеэкономические связи с экономиками этой организации, более активно подключиться к глобальным экономическим процессам. АТЭС – единственное интеграционное объединение дальнего зарубежья с участием развитых экономик, членом которого является Россия. Признавая авторитет АТЭС среди региональных организаций, Россия строит экономическую политику в АТР через механизмы форума.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.