Рефераты. Мировая экономика и совершенствование мирового хозяйства

Внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя вместе с ней общую экономическую политику страны.

Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации.

Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении ее целей и в решение концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов.

Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики на сегодня является.

Протекционизм – выступает как внешнеторговая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках - как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.

Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей в целом.

В чистом виде встречаются редко, поэтому на практике, как правило, реализуется некий комбинированный вариант, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализма.

Нетарифные ограничения - любые ограничения, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли.

1.     паратарифные методы;

2.     меры контроля за ценами;

3.     финансовые меры;

4.     меры количественного контроля;

5.     меры автоматического лицензирования;

6.     монополистические меры;

7.     технические меры.

Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и экспортных пошлин.

Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа   (ИТТ).

 Главными составляющими являются:

- Перечень ввозимых товаров;

- Метод определения таможенной цены ввозимых товаров и взимание пошлин;

- Механизм введения, изменения или отмены пошлин;

- Правила определения страны происхождения товара;

- Пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.

Они базируются на законодательных актах и таможенных кодексах.

В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импорт, экспорт, транзит.        

И в соответствии со способом установления пошлин различают:

1.     адвалорные пошлины;

2.     специфические;

3.     комбинированные.

 Наиболее распространенными являются первые.

 Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процентов от стоимости товара (причем, чем больше в нем добавленной стоимости, тем процент выше).

 Теперь давайте подробнее рассмотрим нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли.

 Они представляют собой совокупность экономических, административных и технических мер.

Экономические меры включают, контроль таможенной стоимости, валютный контроль.

Финансовые меры (субсидии, санкции), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС).

Административные включают запрет (эмбарго), лицензирование, квотирование и экспортный контроль.

Паратарифные методы – представляют собой виды платежей, которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся: таможенные сборы, внутренние налоги (НДС, акцизы), специальные целевые сборы (охрана окружающей среды (Австрия, Дания), за пластиковые контейнеры (Италия), защита растений (Швейцария), на борьбу с мусором (Финляндия).

Меры контроля за ценами (антидемпинговые)- это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортированные в данную страну товары и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам - экспортерам (компенсационные меры).

Количественный контроль (квотирование) связан с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена. Например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций.

Финансовые меры связаны с установлением странам соответственных количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретного товара.

Автоматическое лицензирование – для ввоза товара необходимо получить лицензию.

С введением лицензирования осуществляется мониторинг за торговлей данными товарами.

В рамках ВТО действует “Соглашение о процедурах импортного лицензирования” или “Кодекс по импортному лицензированию”.

Монополистические меры - государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или только на внешнюю торговлю ими.

Это мотивируется соображениями поддержания общественной морали, здоровья, нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарствами (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Технические барьеры – связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Например, требования к упаковке, маркировке, защите жизни людей и животных, растений, защите окружающей среды и национальной безопасности.

Они обязательны для определенного вида товаров.

В рамках ВТО действует:

Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ).

Это соглашение предусматривает право за всеми странами устанавливать обязательные технические стандарты.

4. Международное регулирование мировой торговли

Помимо форм государственного регулирования внешней торговли во второй половине XX и начале XXI в. получили свое развитие и различные формы и методы ее международного регулирования. Это проявляется как в форме деятельности региональных экономических организаций, союзов и группировок, так и в деятельности организаций, по существу, общемирового масштаба, охватывающих подавляющую часть современной международной торговли.

К числу крупнейших региональных экономических и торговых блоков (группировок) стран современного мира можно отнести ЕС, Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Евразийское экономическое сообщество (в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) и др. В целом в мире существует около 100 различных торгово-экономических союзов и группировок.

Несмотря на превалирование в международной торговле тенденций ее либерализации, на уровне не только отдельных государств, но и торгово-экономических блоков и союзов действуют формы протекционистской политики. С одной стороны, эти блоки и союзы способствуют развитию международной торговли (снимая барьеры во взаимной торговле стран — участниц этих союзов), а с другой — они устанавливают определенные барьеры для «третьих» стран, не входящих в их состав, и для других торгово-экономических союзов.

Таким образом, в ходе процесса либерализации международной торговли и ее развития в направлении формирования единой, глобальной системы международной торговли проявляется очевидное противоречие — этот процесс нередко «преломляется» через формирование региональных торгово-экономических союзов, у которых есть реальные проблемы взаимодействия между собой и с не входящими в их состав странами.

Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из собственных национальных экономических интересов (а также из групповых интересов торгово-экономических блоков, помимо которых имеются еще и корпоративные интересы), они объективно вовлечены в процесс интернационализации экономической жизни, все больше приобретающий черты глобализации. Поэтому актуальной является необходимость согласованного регулирования международной торговли на многосторонней основе. Это позволяет решить целый ряд реальных проблем:

•     «сгладить» противоречия между странами в сфере внешней торговли;

•     добиться определенных компромиссов и единообразия в регулировании внешней торговли между отдельными странами и экономическими группировками.

К настоящему времени сложились и действуют многочисленные международные организации, ассоциации, советы, заключены многосторонние международные соглашения, решающие проблемы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка.

Так, с целью регулирования международной торговли некоторыми сырьевыми товарами заключены многосторонние соглашения и созданы международные организации с участием государств-импортеров и экспортеров: по какао - Международная организация по какао — МОКК, по кофе - Международная организация по кофе — МОК, no натуральному каучуку - Международная организация по натуральному каучуку — МОНК, по сахару - Международная организация по сахару, Страны — экспортеры нефти представлены в деятельности ОПЕК - Организации стран — экспортеров нефти.

Кроме того, действуют межгосударственные ассоциации или международные советы, а также международные консультативные организации экспортеров меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, древесины тропических пород, кожи, зерна, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, чая, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. Действуют международные исследовательские группы по сырьевым товарам (например, по каучуку, по свинцу и цинку, по меди).

В рамках ООН международное регулирование мировой торговли осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию ЮНКТАД и Комиссией ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ. Одновременно с ними действуют ВТО, а также Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, входящие в группу «Автономные организации, связанные с ООН». Наиболее существенную роль при этом играет ВТО.

ЮНКТАД была создана в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. В 2000 г. членами ЮНКТАД были 185 государств — членов ООН и 3 члена представляли специализированные агентства.

К основным целям ЮНКТАД относятся:

• содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, особенно в развивающихся странах;

• установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности финансов, инвестиций, передачи технологии;

•     рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

•     принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

•     согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

К основным направлениям деятельности ЮНКТАД относятся:

•     регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов развития мировой торговли;

•     разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами, разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества, содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.