Рефераты. Мировая экономика и совершенствование мирового хозяйства

- определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, внешнеторговом, инвестиционном, валютно-финансовом отношениях;

- беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров;

- создание льготных условий экономической деятельности финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность;

- существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом.

СЭЗ могут располагаться как на очень компактной, небольшой площади (это так называемые «точечные» зоны, типичным примером которых могут быть отдельные предприятия или магазины duty free), так и занимать значительные по своим масштабам площади — до нескольких сотен квадратных километров и более. В качестве примера можно привести так называемые «открытые города» в Китае (Шеньчжень, Чжухай, Сямонь и Шаньтоу). В случаях, когда СЭЗ создаются в районах компактного проживания населения одной национальности, это нередко несет в себе опасность появления тенденций сепаратизма.

Выделяются следующие виды таких зон:

1.     Зоны беспошлинной (или свободной) торговли. Они представляют собой исторически самый ранний тип СЭЗ.

2.     Чаще всего такие СЭЗ создаются на пересечениях основных транспортных магистралей (в морских портах, железнодорожных узлах, аэропортах или примыкающих к ним районах).

СЭЗ выделяются из таможенной территории данной страны для обеспечения свободного и беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Здесь создаются транзитные или консигнационные склады (на которых товары могут храниться длительное время, расфасовываться и перерабатываться, а затем в удобное с точки зрения конъюнктуры время поставляться на внутренний рынок данной страны или вывозиться без уплаты пошлины за границу).

Функционирование СЭЗ такого вида дает возможность не спешить с реализацией товаров до тех пор, пока не сложится благоприятная конъюнктура, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать продукцию с целью уплаты в дальнейшем меньшей пошлины и т.д.

2. Экспортные промышленные зоны (или свободные зоны поощрения экспорта). Целью такого рода зон является поощрение развития в данной стране экспортоориентированных современных производств. В их рамках используются различные экономические и финансовые стимулы для иностранных (а также нередко и для отечественных) инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие таких ориентированных на экспорт производств.

К этим стимулам относятся:

- освобождение на определенный период от налогов и таможенных пошлин машин, сырья и комплектующих изделий, завозимых в данную страну для организации производства соответствующей конечной продукции;

- освобождение прямых иностранных инвестиций на определенный срок от уплаты подоходного налога, а также предоставление льготного периода («налоговых каникул») и/или пониженных тарифов уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и т.д., которые обычно уплачиваются иностранными инвесторами в данной стране;

- льготное кредитование инвесторов;

- предоставление на льготных условиях в аренду земли, зданий, помещений, а также транспортных услуг;

- создание в такой зоне необходимой социальной инфраструктуры;

- создание в СЭЗ такого вида правомочной административной структуры, имеющей право решать вопросы вхождения иностранных инвесторов в зону, оформлять соответствующие документы и т.д.

Создание такого рода зон было и остается характерным для так называемых новых индустриальных стран, реализовавших программы импортозамещения и развития современного экспортного промышленного потенциала.

3. Зоны развития новых и высоких технологий. Яркими примерами такого вида зон являются современные технопарки в США, технополисы в Японии, «бизнес - инновационные центры» в странах ЕС и др. Основная цель этих СЭЗ — развитие наукоемких отраслей высоких технологий. В них концентрируются в настоящее время лучшие научно-технические кадры мира, высококвалифицированные специалисты и рабочие. Нередко такие зоны (технопарки, технополисы) создаются на базе ведущих университетов. В России еще только предпринимаются попытки реального создания и функционирования СЭЗ такого вида.

Специальные экономические зоны создаются для развития конкретного, очень важного для данной страны направления деятельности, например, так называемые агрополисы - для развития сельского хозяйства и агропромышленных комплексов в целом, экологические зоны или экополисы, туристские зоны. В России для развития такого вида СЭЗ имеются значительные возможности (существенно большие, чем во многих других странах мира). Это районы Алтая, озера Байкал, регион Сочи и т.д.

Комплексные, многоотраслевые и многофункциональные зоны. Главное в них состоит в том, что они обладают практически всеми чертами других специальных зон. Например, СЭЗ «Шеньчжень» в Китае сочетает черты и зоны свободной торговли и технопарка, в Бразилии такими же чертами обладает промышленный окург Манус.

Подводя итог деятельности различных видов СЭЗ, отметим, что их создание и функционирование позволяет решать целый ряд сложных и важных для различных стран задач:

- повышение международной конкурентоспособности национального производства;

- увеличение притока в страну свободно конвертируемой валюты — как в результате наращивания экспорта отечественных товаров и услуг, так и в форме иностранных инвестиций;

- ускорение развития новых видов производства и изменение структуры национального производства;

- научно-техническое развитие страны;

- решение социальных проблем (увеличение занятости и сокращение числа безработных, подготовка квалифицированных специалистов и др.);

- приобщение к современному менеджменту, эффективным формам организации производства, освоение современной маркетинговой деятельности и т.д.;

- общее повышение культуры производства в данной стране и другие важные задачи.

Стремление воспользоваться в условиях России международным опытом вылилось в образование ряда СЭЗ (в частности, зоны в Калининградской области, СЭЗ «Находка» на Дальнем Востоке). Однако практика их функционирования показывает, что они не стали ускорителем экономического роста и в целом пока не оправдали возлагавшихся на них надежд, хотя и позволили решить некоторые локальные проблемы.

К середине 2004 г. еще не были приняты обсуждавшиеся в течение ряда лет федеральные законы о свободных экономических зонах и об особой экономической зоне в Калининградской области. Кроме того, развитию практики создания и функционирования в РФ СЭЗ препятствует и непоследовательность в осуществлении уже принятых управленческих решений по СЭЗ, что во многом объясняется отсутствием ясной и определенной федеральной экономической политики в отношении СЭЗ. В результате российские СЭЗ по сути дела все еще лишены целенаправленной государственной поддержки, а потому в большинстве случаев остаются формальными образованиями и не решают стоящие перед ними задачи.


Оффшорные зоны и оффшорный бизнес, их место и роль в мировой экономике

Особым видом СЭЗ являются оффшорные зоны. Особенность состоит в том, что для этих зон, с одной стороны, характерна максимальная степень свободы по всем указанным признакам СЭЗ, однако, с другой стороны, они не «вписываются» в общий ряд различных СЭЗ и обладают существенной собственной спецификой.

Под оффшорной зоной или оффшорным финансовым центром понимается территория или страна, законодательство которой разрешает регистрацию и функционирование оффшорных компаний, т.е. таких компаний, деятельность которых основана на извлечении прибыли из источников, расположенных вне страны или территории их регистрации.

При этом в данной зоне создаются льготные условия для деятельности нерезидентов, т.е. юридических и физических лиц, которые с точки зрения банковского и валютного законодательства не имеют центра экономической деятельности на данной территории. Иными словами, сам финансовый результат достигается ими вне данной зоны, но в ней он «оседает» или «прокручивается». Оффшорная компания не имеет права заключать сделки с местными физическими лицами или юридическими лицами (резидентами). Принципиальный момент здесь состоит в том, что на международные операции эти ограничения не распространяются.

Как правило, в чистом виде под оффшорной компанией понимается «бумажная» компания, т.е. компания, существующая на бумаге. Она имеет все формальные признаки компании — владельцев, директоров (менеджеров), комплект регистрационных документов. В этом своем качестве данная компания является удобным инструментом для ведения финансовых операций и снижения налогообложения. Все свои операции такого рода оффшорная компания, как уже отмечалось, осуществляет за рубежом — вне оффшорной зоны. Но часто затем внешнеторговые, инвестиционные и т.д. функции компании расширяются и начинают реализоваться уже в самой оффшорной зоне, и тогда она становится переходной формой к созданию реальной резидентской, т.е. «неоффшорной» компании.

Среди оффшорных компаний исследователи выделяют следующие основные виды.

1. Компании холдингового типа:

- оперативно-холдинговые компании;

- компании по владению недвижимостью;

- компании по владению судами;

-компании по владению объектами интеллектуальной собственности.

2. Торгово-посреднические фирмы:

- экспортно-импортные;

- закупочные и дистрибьюторские.

3. Компании финансового профиля:

- оффшорные банки;

- финансовые посреднические компании (частичные банки);

- страховые компании.

В последнее время в мировой оффшорной практике получили распространение инвестиционные структуры типа оффшорных взаимных фондов, инвестиционных компаний и международных трастов.

Оффшорные фирмы создаются и действуют в специальных оффшорных зонах, или оффшорных финансовых центрах (ОФЦ), для которых характерны следующие черты (особенности):

- максимальное упрощение процедуры регистрации (минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается; личности владельцев фирм не подлежат разглашению: раскрытие их имен возможно лишь по факту совершения уголовного преступления);

- налог на прибыль отсутствует или не превышает 1—2 %. Иногда он заменяется ежегодным сбором, который в разных странах находится в пределах 150—1000 долл. и не зависит от размеров дохода. Налоги на вывоз доходов (дивидендов, банковского процента, платежей роялти) отсутствуют;

- отсутствуют таможенные пошлины и сборы для иностранных инвесторов;

- отсутствуют валютные ограничения;

- существует банковская и коммерческая секретность на высоком уровне;

- действуют принципы общей лояльности по отношению к бизнесу со стороны государственного регулирования.

Характерно при этом, что в «налоговых гаванях» налоговые и другие льготы предоставляются всем иностранным (а нередко и всем отечественным) компаниям, а в оффшорных центрах (зонах) — тем иностранным компаниям, которые осуществляют операции с нерезидентами (т.е. «чистым» оффшорным компаниям). Однако на практике во многих случаях различия между налоговыми гаванями и оффшорными центрами фактически становятся весьма относительными и нередко, по существу, исчезают.

Географически ОФЦ может представлять целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. Примером первого рода могут служить Люксембург, Лихтенштейн в Европе, Белиз, Панама в Центральной Америке, Бахрейн, Ливан на Ближнем Востоке, Сингапур в Азии, некоторые океанические островные государства. Ко второму типу можно отнести Дублин. В некоторых случаях термин «оффшорные центры» используется в более широком смысле — для характеристики мировых финансовых центров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.