Рефераты. Международный консалтинг в мировой экономике

5.Реклама и PR-консалтинг — перспективное динамично растущее направление. Услуги в сфере связей с общественностью, создание имиджа, «раскрутки», медиа- и предвыборных технологий сейчас на пике популярности. Однако сегодня в России многие непрофильные специалисты, не обладающие достаточным практическим и теоретическим опытом, называют себя PR-консультантами, что негативно влияет на доверие к данному сектору в целом. Вследствие этого отечественный PR-консалтинг существует в основном в привязке к комплексу услуг в сфере связей с общественностью, а не как отдельный сервис. Для сравнения, на Западе данное направление консалтинга является одним из наиболее престижных и высокооплачиваемых (работа консультантов оценивается от 250 до 1000 долларов в час).

6.Инвестиционный консалтинг — один из наиболее востребованных видов консалтинговых услуг, особенно в экономиках развивающихся стран. Были и останутся актуальными услуги отечественных консультантов в сфере управления и экспертизы инвестиционных проектов, привлечения инвестиционных средств и разработки выгодных схем финансирования, составления бизнес-планов и технико-экономических обоснований. Начал появляться интерес к такому направлению, как подготовка компаний к эмиссии облигаций и частному размещению акций.

7.Аудит. В последнее время значительно возрос спрос на комплексные аудиторско-консалтинговые услуги, особенно в области финансового и управленческого консультирования. Стоит отметить, что отечественные компании составляют вполне достойную конкуренцию западным гигантам консалтинга (в частности, средний бизнес отдает предпочтение российским финансовым консультантам и аудиторам) в связи с более глубоким пониманием отечественной специфики, что немаловажно при установлении соответствия бухгалтерской отчетности и совершенных хозяйственных операций нормативным актам России.

8.Управление качеством. В России интерес к вопросам качества еще не настолько велик по сравнению с развитыми странами. Несмотря на это, подтвержденное соответствие продукции стандарту качества становится важным фактором повышения ее конкурентоспособности и необходимым условием для выхода на мировой рынок. В сфере управления качеством наиболее известными подходами являются CPI (Continous process improvment) и TQC/TQM (Total quality control/managment), а также внедрение стандарта ISO 9000.

На рис. 2.2 представлен результат исследования консалтингового рынка города Москвы. Среди 60 московских консалтинговых компаний, по которым проводилось данное исследование, более 70% предлагают услуги операционного управленческого консалтинга. Следующие по популярности — услуги HR-консалтинга (48%) и стратегического консалтинга (47%). Юридические услуги предлагают 38% консалтинговых фирм, чуть меньше — от 33% до 35% — занимают услуги инвестиционного, финансового, маркетингового консалтинга. Отметим, что, по результатам нашего исследования, IT-консалтингом занимается всего 10% компаний. Такая цифра объясняется тем, что в расчет были включены только фирмы, деятельность которых действительно близка к IT-консалтингу (согласно описанию, приведенному выше), а не состоит исключительно во внедрении продаваемого ими программного продукта.


Рис.2.2. Консалтинговый рынок г. Москвы.

деятельность продукция финансы бизнес

При проведении данного исследования за основу была взята классификация услуг, используемая самими консалтинговыми фирмами. Официально утвержденный по российскому законодательству перечень услуг консалтинга содержится только в Национальном классификаторе России (ДК 009:2009, от 01.04.2010 г.). В нем отсутствует отдельный раздел «Консалтинговые услуги», а найти их можно в секции «Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям». Данный перечень включает, среди прочих, такие виды услуг, относящиеся к консалтингу, как

·                     консультирование по вопросам информатизации;

·                     разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

·                     деятельность в сфере права;

·                     деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита;

·                     исследование конъюнктуры рынка;

·                     консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

·                     подбор и обеспечение персоналом.

В соответствии с данной классификацией Государственный комитет статистики готовит аналитику по объемам рынка реализованных услуг. На рис. 2.3 с использованием таких данных составлен портрет российского консалтинга в интерпретации Госкомстата. Как видно, наиболее успешным и одновременно наиболее динамичным является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, куда, согласно международной терминологии (хоть и в неполной своей представленности), можно отнести операционный и стратегический консалтинг. Следует обратить внимание и на существенное увеличение в 2010 году по сравнению с предыдущим годом объема реализованных услуг в сфере разработки программного обеспечения. Одним же из наиболее отстающих направлений является подбор и обеспечение персоналом, однако в данную статью не включены тренинги и другие обучающие услуги, которые обычно соотносятся с понятием HR-консалтинг, описанным выше.



Рис.2.3 Динамика российского консалтинга


Как и любая другая сфера бизнеса, консалтинг в России обладает своими ментальными особенностями, которые иногда становятся преимуществами, иногда — недостатками по сравнению с западными конкурентами.

Российский консалтинг вырастал и «закалялся» на советских доктринах, методиках и подходах. Определения понятия «управленческое консультирование» можно найти еще в литературе времен «перестройки». Например, в публикации И. Прокопенко «Управленческое консультирование как услуга», датированной 1988 годом, можем прочесть: «Управленческое консультирование — услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем». Пусть в условиях планово-директивной экономики, но консалтинг в его «научно-производственной форме» существовал на территории СНГ еще до прихода рынка.

Зарождение рыночных отношений, появление в России организаций международной технической помощи ЕБРР, USAID, TACIS, PW&C, Know-how и других, приход на постсоветское пространство компаний тогда еще «Большой шестерки» открыло качественно новый этап в развитии российского консалтинга как сферы предпринимательской деятельности, а не профессиональных услуг по внедрению науки в производство. Именно тогда начали появляться первые российские консалтинговые центры, специализировавшиеся преимущественно на обучении.

Обобщим основные, присутствующие по сей день, препятствия на пути развития российского консалтинга:

1.Проблемы консалтинговых компаний:

- нехватка квалифицированных специалистов;

- отсутствие профессиональной подготовки консультантов на территории России;

- неотрегулированностъ нормативно-правовой базы, отсутствие государственного регулирования рынка консалтинговых услуг;

- отсутствие лицензирования консалтинговой деятельности;

- закрытость рынка консалтинга, недостоверность предоставляемой многими (преимущественно мелкими) компаниями информации об объемах деятельности, опыте в реализации проектов, клиентуре;

- низкая ориентированность консультанта на потребности клиента;

- непонимание самой сущности управленческого консалтинга — подмена понятий «тренинги», «внедрение ПО» и т. д. термином «менеджмент-консалтинг»;

- применение методик, часто не адаптированных к условиям российской экономики;

- необоснованное завышение цен на консалтинговые услуги в связи с превышением спроса на эти услуги над их предложением;

- невнимание к таким вопросам, как уточнение конечных целей клиента, составление плана реализации проекта, фиксирование четких сроков его завершения, калькуляция конечной стоимости услуг на этапе согласования условий сотрудничества;

- под сомнением качество консалтинговых услуг.

2.Проблемы предприятий-потребителей консалтинговых услуг:

- низкая осведомленность о сущности консалтинга;

- непонимание его важности в бизнесе и потенциальных результатов;

- отсутствие четкого ответа на вопрос: «Что я хочу получить от консультанта?»;

- нежелание руководства предприятий видеть и признавать наличие проблем и необходимость серьезных (структурных) преобразований;

- боязнь предоставлять внутреннюю информацию о компании;

- неготовность к совместной работе с консультантом над принятием решений и практической реализацией рекомендаций, понимание консалтинга через призму «я заплатил — мне все исправят»;

- низкий уровень платежеспособности российских предприятий;

- психологическая неготовность платить за консалтинг.

В то же время консалтинг в России развивается, и объективным фактором его развития является значительное увеличение потоков внешних инвестиций (рис. 2.4). Так, по данным Государственного комитета статистики, объем прямых иностранных инвестиций за девять месяцев 2010 года составил 6 014,3 млн долл. США. В целом прирост совокупного объема иностранного капитала в отечественную экономику, с учетом его переоценки, потерь, курсовой разницы и т. д., составил за этот период 5 238,8 млн долл., что на 70,5% больше прироста за соответствующий период предыдущего года. Отметим также, что наибольший прирост инвестиционных вливаний был зафиксирован в таких отраслях, как финансовая, строительная, добывающая, перерабатывающая.



Рис.2.4. Прямые инвестиции в Россию


Среди клиентов консалтинговых компаний России преимущественно предприятия среднего и крупного бизнеса. Услуги консалтинга наиболее востребованы в таких секторах национальной экономики, как энергетика, нефтегазовая отрасль, тяжелая промышленность, торговля, пищевая промышленность, машиностроение, телекоммуникации, банки (см. таблицу). При этом рост интереса к консалтинговому сопровождению бизнеса в любой из отраслей провоцируется, в первую очередь, ростом конкуренции. Так, в последние годы стремительно развивается конкурентная борьба в сфере торговли. Это заставляет менеджеров торговых компаний привлекать специалистов в области HR-консалтинга (в большей мере для проведения тренингов с персоналом), а также IT-консалтинга. Что касается IT, то настоящее российской торговли отмечено тенденцией возрастания интереса крупных торговых сетей к комплексным системам автоматизации класса ERP, среди которых крупнейшие мировые игроки SAP, Baan, Oracle.



Таблица 2.1 Отраслевая принадлежность основных клиентов консалтинговых фирм в России


Растущая конкуренция в среднем и крупном бизнесе, сопровождающаяся выходом на российский рынок иностранных игроков, повышение экспортной ориентированности отечественных предприятий, перспективы развития внешнеэкономических торговых отношений вследствие вступления России во ВТО — это те причины макроэкономического характера, которые указывают на необходимость всерьез задуматься о формализации и оптимальном моделировании бизнес-процессов компании, построении качественной стратегии, налаживании финансовых потоков, подключении серьезного маркетингового планирования. Эти тенденции и посылы сегодня глубоко ощутимы в российской бизнес-среде, реакцией на это является динамичное повышение спроса на услуги стратегического и операционного менеджмент-консалтинга, широкое использование информационных технологий и HR-услуг. Так или иначе, рынок консалтинга количественно и профессионально растет, увеличивая свои возможности по удовлетворению широкого спектра потребностей российского бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.