Немаловажным является также закрепление процедур согласования, доработок и принятия выполненных работ со стороны как консультанта, так и заказчика. На первый взгляд, ограничение количества дней, выделенных на согласования, кажется лишней строгостью. На деле же бесконечные доработки и "переосмысления" принципиально не улучшают достигнутого результата, однако требуют времени. В данном случае весьма уместно руководителям проекта от обеих заинтересованных сторон помнить поговорку, "что лучшее - враг хорошего". Иначе проект может значительно затянуться в борьбе за "идеальное" качество.
Группа факторов, влияющих на бюджет проекта:
· неверная оценка необходимых ресурсов;
· изменяемость проекта (постоянные изменения, инициируемые заказчиком, выражающиеся в дополнительных трудозатратах).
В ходе реализации проекта становится более понятным, что делается, для чего и как нужно делать дальше, чтобы проект развивался и в конечном итоге достиг намеченной цели. Изменения, инициируемые как консультантом в процессе поиска оптимального решения, так и заказчиком, также в стремлении повысить эффективность деятельности предприятия, выражаются в дополнительных трудозатратах. В итоге дополнительные трудозатраты превращаются в ощутимое превышение бюджетного ограничения. Стоимость проекта растет, в то время как его цена закреплена контрактными документами. Данная ситуация может быть воспринята сторонами как "допустимое превышение бюджета рабочего времени проекта" и не станет камнем преткновения. Но, когда объем дополнительных трудозатрат составляет значительную часть начального бюджета, тут уже сторонам лучше вернуться за стол переговоров, в противном случае проект рискует быть прекращенным.
2.2 Мировой опыт создания инновационных систем как фундамента формирования рынка консалтинговых услуг
На чем основывался относительно устойчивый экономический рост в развитых индустриальных странах в XX веке? Главным образом, на освоении инновационных пространств, появляющихся в результате радикальных открытий и изобретений. Четыре основных инновационных источника начала XX века: электричество, двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия, включая создание новых материалов, и особый - качественно иные средства коммуникации и развлечений (телевидение, радио, индустрия кино). Вторая инновационная волна прошлась по планете в середине столетия. Она была связана с появлением ядерной энергетики, с бурным ростом ракетно-космической промышленности и компьютерной революцией. Космические полеты и ядерная энергетика поражают воображение, но их значение для структур повседневности все же несоизмеримо с ролью предыдущих инноваций, перевернувших образ жизни цивилизованного человека и сформировавших совершенно иной уровень качества жизни на планете. Научно-технический прогресс в развитых и некоторых развивающихся странах в последние полвека заметно ускорился в результате возникновения в их национальных хозяйствах принципиально новых организмов — инновационных систем. Они представляют собой совокупность взаимосвязанных организаций, непосредственно осуществляющих производство и коммерческую реализацию научных знаний и технологий, а также комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих функционирование этих организаций. Научно-производственная часть инновационных систем состоит из крупных и мелких компаний, университетов, государственных лабораторий, технопарков и инкубаторов. Эти системы приносят эффект благодаря высокой научной активности предпринимательского сектора и государственной политике, стимулирующей инновационные процессы. Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов прошлого века, когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). Университет нашел применение пустующему участку земли, находившемуся в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду компаниям, бурно развивающимся за счет военных заказов федерального правительства, которые начали размещать в Стэнфорде свои подразделения, работающие в области высоких технологий.
Потребовалось 30 лет, чтобы завершить формирование инфраструктуры, но результаты того стоили. Научный парк прославился феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности и положил начало знаменитой Силиконовой долине. В этом технопарке начинали свою деятельность Hewlett Packard и Polaroid. В 80-е годы технопарки в США стали появляться один за другим, и на сегодняшний день их насчитывается более 160 или более 30% от общего числа технопарков в мире.
В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой в наличии одного учредителя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.
Современная европейская модель технопарка имеет следующие особенности:
- наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (это способствует формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг);
- наличие нескольких учредителей (этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако намного эффективнее, например, с точки зрения доступа к финансированию).
В 80-е годы прошлого столетия технопарки стали создаваться в Канаде, Сингапуре, Австралии, Бразилии, Индии, Малайзии, Китае, Японии. Причем в Китае развитие технопарков как инструмента опережающего развития взяло под свое крыло правительство. Сегодня в этой стране более 50 национальных технопарков и примерно столько же создано на региональном уровне. Все они успешно работают, принося миллиарды долларов прибыли.
Правительствами большинства стран-лидеров технологической гонки наука и инновации рассматриваются не только как фундамент и одновременно инструмент повышения конкурентоспособности и безопасности, но и как базовый элемент общества нового типа, основанного на знаниях. Страны-лидеры неуклонно наращивают абсолютные объемы затрат на научные исследования и создание новых знаний и технологий. По относительному показателю затрат на НИОКР вперед недавно вышел Израиль, расходы которого выросли до 4,7 процента ВВП. Он опередил Швецию, где уже долгое время затраты на НИОКР превышают 3 процента ВВП. Япония также тратит на эти цели более 3 процентов ВВП, США — 2,7 процента. Ведущую роль в проведении долгосрочных прикладных и фундаментальных исследований и разработок в этих странах играет предпринимательский сектор. Бизнес финансирует от 61 процента (Франция) до 75 процентов (Швеция) общенациональных затрат на ИР, а в ряде стран корпорации вкладывают средства и в развитие фундаментальной науки. Так, в Японии, например, они обеспечивают более трети расходов на эту сферу, в США — более четверти, а в Южной Корее, где университеты и государственный сектор науки относительно слабы, — почти половину [8].
В вышеназванных странах государство с учетом специфики научного “производства” уделяет неослабное внимание регулированию сферы научных исследований, ставшему самостоятельным, часто приоритетным направлением его экономической политики. Слабости рыночного механизма преодолеваются с помощью различных мер: прямого участия государства в производстве знаний — организации лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании; предоставления для проведения фундаментальных исследований безвозмездных субсидий ученым, находящимся вне государственных институтов; обеспечения благоприятных условий для частного производства научных знаний и технологий посредством предоставления ему налоговых льгот или субсидий.
Главным финансовым инструментом научно-технической политики государств является использование бюджетных средств. За счет них покрываются от одной пятой до половины национальных расходов на НИОКР. Из государственных бюджетов практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, оборонные исследования в государственных лабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок — ускорителей, телескопов, космических станций и т. д. На фундаментальную науку в развитых странах расходуется от 6 до 22 процентов всех вкладываемых государством в науку средств. Наряду с прямым финансированием исследований и разработок государство стимулирует инновационную деятельность предпринимательского сектора с помощью достаточно широкого арсенала средств экономической и бюджетной политики. К числу этих средств, в частности, относятся: включение затрат на ИР частного сектора в себестоимость продукции; списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации; применение адресных налоговых льгот; льготное кредитование ИР и долевое финансирование крупных проектов; безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий или научной инфраструктуры в регионах.
Результатом данного процесса является некоторое изменение, направленное на улучшение деятельности клиентской фирмы. При этом процесс консультирования базируется на некоторой методологии, применение которой влияет на эффективность предоставляемых услуг.
Подобное предопределяет необходимость определения методического инструментария консалтинговой деятельности.
Под инструментарием консалтинговой деятельности понимают те средства, которые консультанты используют в своей работе по решению проблем клиента. Прежде всего, это касается выбора эффективной методологии анализа деятельности компании-заказчика и принятия решения по определению имеющихся проблем и мероприятий по их устранению.
Инструментарий консалтинговой деятельности тесно связан с профессиональным уровнем консультантов, их знаниями и опытом в определенных сферах организации бизнеса. Кроме того, совокупность знаний и умений консультантов определяют успех процесса консультирования и влияют на качество предоставляемых услуг.
В связи с этим особое внимание следует уделять поддержанию и развитию профессионального уровня консультантов.
Высококвалифицированный и мотивированный персонал - это ключ к высокому качеству услуг, результатом которого является удовлетворение потребителей консалтинговой услуги и высокие прибыли консалтинговой компании. Данная задача решается в рамках организационного подхода, затрагивающего вопросы управления персоналом.
2.3 Особенности отдельных видов консалтинга, наиболее значимых для макроэкономического роста
Стремясь двигаться в ногу со временем — часовым механизмом для отечественного бизнеса выступает экономика развитых стран — российский консалтинг активно интегрируется в глобальный рынок, наращивает профессионализм кадров, расширяет количество операторов, увеличивает спектр услуг. Сегодня рынок консалтинговых услуг в России можно назвать полностью сформировавшимся. Тут мы пока говорим не о качестве данных услуг, а о спектре их представленности — отечественный бизнес может получить консалтинговую поддержку любой направленности. Однако объективные условия развития российской экономики способствуют формированию определенных тенденций в использовании тех или иных консалтинговых услуг.
Наиболее динамичным и пользующимся сегодня наибольшим спросом среди российских предприятий направлением является управленческий консалтинг (или менеджмент-консалтинг). При этом часто фирмы, предлагающие данный вид услуг, трактуют его совершенно по-разному. Согласно международной классификации выделяют четыре основные группы управленческого консалтинга:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9