Рефераты. Международная торговля инжиниринговыми услугами на примере деятельности Российской госкорпорации "Росатом" за рубежом

В то же время национальный рынок не может в полной мере обеспечить внутренний спрос на инженерно-консультационные услуги. Причинами являются низкое качество предоставляемых национальными фирмами услуг, Китай не создает необходимые технологии для создания современных конкурентоспособных предприятий, например для строительства Пекинского Национального стадиона Наячао – «Птичье гнездо» был выбран проект известного швейцарское бюро Жака Херцога (Jacques Herzog) и Пьера де Мерона (Pierre de Meuron) при участии Китайского Научно-Исследовательского Института Архитектуры и компании Аруп Спорт. В дальнейшем возведение проекта также сопровождалось консультациями иностранных инженерно-консультационных фирм и проектных компаний. Спортивный объект расположен на севере Пекина, его вместимость составляет 91 тысяч человек, строительство началось в декабре 2003 года, проект обошелся в полмиллиарда долларов.

Среди других причин недостаточного развития отрасли являются частое изменение правительством Китая норм регулирования инжинирингового рынка и отраслей, которым данный вид услуг предоставляется (например, 5 января 2007 года Министерство строительства Китая издало нормативные требования для проектных инжиниринговых компаний с высокой долей иностранного капитала в УК подавать заявления на получение лицензии для осуществления архитектурной, инжиниринговой и проектной деятельности согласно Декрету 114), ограниченных выбор средств финансирования, а также само разнообразие и количество возможных услуг в инженерно-консультационной отрасли[12].

Тем не менее инжиниринг в Китае не лишен своих преимуществ. К ним относится политика государства в области повышения уровня образования и квалификации сотрудников, низкий уровень оплаты труда (см. приложение 1.), что в значительной мере снижает расходы проектных фирм, а также протекционистские меры правительства страны. Таким образом, наиболее значимыми направлениями для отрасли инжиниринговых услуг являются 1) услуги по дизайну и аналитике, 2) проектный инжиниринг, 3) реинжиниринг, 4) закупки «под ключ», 5) услуги по лицензированию, 6) увеличение занятости, 7) управление цепями поставок, 8) обучение и развитие[13].

Если рассматривать деятельность фирм по проектированию жилья в Китае, то надо отметить, что это наиболее перспективный рынок для проектных инжиниринговых компаний. Согласно 11-му пятилетнему плану (2006-2011) план по строительству жилых зданий и сооружений будет достигать 2 млрд. квадратных метров ежегодно. К 2020 году по прогнозам строительство жилья достигнет 205 млрд. квадратных метров[14]. Затраты на строительство за четыре года выросли на 165%[15]. Таким образом, спрос на проектные услуги в Китае большой. Но в то же время эксперты отмечают, что китайские фирмы имеют богатый опыт в проектировании зданий малого и среднего размера, им не хватает опыта работы с крупными, масштабными проектами, например, комплексными проектами. Другими слабыми сторонами все еще остаются интеллектуальная архитектура и интеграция новых технологий и строительных материалов.

К особенностям рынка инжиниринговый услуг в Китае относится тот факт, что большинство клиентов иностранных инжиниринговых компаний, оперирующих в стране, составляют также фирмы с зарубежными инвестициями. Такими проектами в основном являются инфраструктурные объекты, заводы, отели, эксклюзивные дома, офисы и торговые центры, так как такие проекты более сложные, и клиенты обычно требуют высококачественных инжиниринговых услуг и консультационной работы.

Несмотря на возможности, предоставляемые китайским рынком, иностранным компаниям приходится адаптировать свою деятельность к специфическим культурным, политическим и экономическим особенностям страны для того, чтобы закрепиться на нем. Наиболее успешными фирмами оказываются те, которые потратили немало времени, чтобы создать тесные связи с участниками рынка, стать узнаваемыми и производить товары и услуги, пришедшиеся по вкусу китайским потребителям.

В целом, в 2008 году инжиниринговыми фирмами в Китае было произведено 636,4 млрд. долл. США, в отрасли было занято 300 тыс. чел. (приложение 1.). Экспорт составил 727 млн. долл. США, что на 7,5% больше, чем годом ранее, причем рост обеспечили проектные и инжиниринговые услуги, т.к. в экспорте промышленного инжиниринга в 2008 году произошел спад на 37%. Импорт также вырос в полтора раза и составил 111 млн. долл.(см. приложение 2). Хотя у нас нет данных о географическом распределении экспорта и импорта Китая в области инжиниринговых услуг, мы можем допустить, что оно незначительно отличается от географического распределения Гонк Конга. Таким образом, мы можем увидеть из приложения 3, что Китай в основном экспортирует свои услуги в США, ЕС, Японию, Сингапур и некоторым другим соседям, а импорт происходит в обратную сторону, т.е. контрагентами являются те же страны.

 

1.3 Место инжиниринга в мировом инновационном обмене


Объекты мирового рынка инновационных технологий (МРИТ) — это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и неовеществленной (различные виды информации, производственный опыт и знания) формах. Действующими лицами на рынке МРИТ выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица — специалисты. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам.

Что касается коммерческого обмена результатами интеллектуальной деятельности, то среди его наиболее распространенных форм следует отметить: куплю-продажу и аренду технологий в овеществленном виде (оборудование); патентно-лицензионный обмен; реализацию на рынке ноу-хау; инжиниринг; франчайзинг; консалтинг.

«Инжиниринг инноваций» — это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации.

Задачей инжиниринга инноваций является получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективных направлений инновационной деятельности.

Инжиниринг инноваций включающий в себя:

•проведение предварительного исследования рынка и выбор перспективного сегмента для нововведений;

•установление целей финансовых изменений на рынке и определение задач, встающих перед инновациями, объяснение прогнозируемой полезности процесса инжиниринга коллективу и менеджменту предприятия;

•технико-экономическое обоснование инновационного процесса, оценка отдельных его этапов и всего процесса в целом;

•разработку рекомендаций по созданию нового продукта или операции;

•определение объема затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта, а также сроков выполнения работ по проекту и экономической эффективности проекта в целом;

•оформление проекта в виде документа;

•консультации работников-исполнителей мероприятий по исполняемому проекту[16].

Но так как подавляющая часть результатов исследований, разработок и патентов в развитых странах принадлежит крупным промышленным компаниям, возникает определенная зависимость инженерно-консультационных и инженерно-строительных фирм в технологическом отношении от крупных промышленных корпораций. Ни одна инжиниринговая компания, даже из числа крупнейших, не может эффективно работать без заимствования технологии на базе заключения лицензионных соглашений у крупных промышленных компаний, а также у других инженерно-консультационных и инженерно-строительных фирм.

«Патент» (patent) – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения.

Действие патента означает, что только его владелец имеет право распоряжаться изобретением и решать, каким образом оно будет использовано: на собственном предприятии, на совместном предприятии или на него будет продана лицензия. Кроме того, обладатель патента имеет право запретить противоправные действия третьего лица, нарушающие патент. Если объектом патента является изделие, то третьему лицу не разрешается: изготавливать его, предлагать к продаже, применять, вводить в оборот. Если объектом патента является способ, то третьему лицу не разрешается: применять этот способ самому, предлагать его к использованию, предлагать к продаже продукт, непосредственно изготовленный по этому способу, применять продукт, непосредственно изготовленный по этому способу, вводить такой продукт в оборот, импортировать его.

Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15-20 годами, и он действует только на территории той страны, где был выдан. Однако далеко не каждое изобретение может быть защищено патентом. Патентоспособность изделия означает, что оно предлагает техническое решение задачи через создание новых машин или технологических процессов, обладает новизной. Превышает уровень обычного инженерного решения технической задачи и может быть применено практически. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата довольно высоких патентных пошлин. Поэтому владелец патента очень часто предпочитает переуступить права на его использование той стороне, которая сможет коммерчески использовать изобретение.

Значение патентной охраны для реализации продукции состоит в том, что патент позволяет:

1)расширить выбор средств конкурентной борьбы;

2)устранить с рынка или ослабить конкурента;

3)получить исключительное право на коммерческое использование продукта;

4)стимулировать спрос на продукт, поскольку ссылка в этих целях на патент оказывается более эффективной, чем простое описание;

5)получить базу для предоставления лицензии[17].

Основными причинами, побуждавшими фирмы в последние годы подавать заявки на патенты в Европейское патентное ведомство, были (по мере убывания их важности): сохранение технического и технологического лидерства, долговременная охрана важнейших внешних рынков сбыта, охрана новых инвестиций, необходимых для коммерческой реализации изобретений, создание основы для лицензии, содействие продаже продукции и маркетингу.

«Лицензия» (license) – разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенное или незащищенное патентом, заинтересованной стороне (лицензиару) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.

«Лицензионная торговля» (license trade) - форма международной торговли технологией, включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения. Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др.[18]

«Ноу-хау» (know-how) - знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке персонала и использовании информации в производстве.

Передача на коммерческой основе, обмен, распространение “ноу-хау” осуществляется, прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи импортеру.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.