Таблица 3.1.2
Российский экспорт и импорт инжиниринговых услуг по регионам (млн. долл. США и %)
Источник: WTO, International trade statistics, 2009
Согласно Диаграмме 3.1.1. объем строительно-монтажных работ и прочих капитальных работ, то есть объем предоставленных инжиниринговых услуг, и затрат в 2007 году составил 3480 млрд. руб. (в 2007 году средний курс доллара США составлял 25 руб., следовательно 3480 млрд. руб. приблизительно равны 139,2 млрд. долл. США). Таким образом, импорт в общем объеме услуг составляет 18,8% предоставленных услуг.
Данные диаграммы также наглядно демонстрируют тот факт, что рынок инженерно-консультационных услуг в России является слабо концентрированным, на крупные компании приходится только 15,5% всего объема услуг, оставшиеся 84,5% приходятся на средний и малый бизнес.
Диаграмма 3.1.1
Структура российского рынка инжиниринговых услуг в 2007 году..
Источник: www.e4group.ru/b11Data/TEK-inginiring_-__16.05.2007-4922.ppt
Даже самые крупные компании в отрасли по своей величине уступают компаниям, занимающимся другими видами деятельности. Среди 17 компаний – лидеров отрасли только в пяти компаниях количество сотрудников превышает 1000 человек (табл. 3.1.3).
Таблица 3.1.3
Рейтинг инжиниринговых компаний (2008 г.)
№
Название компании
Год создания
Выручка, суммарная по инжиниринговой деятельности, руб.
Количество аффилированных компаний в группе
Общая численность сотрудников
1
ОАО «Группа Е4»
2006
30 000 000 000
13
20250
2
ЗАО «Бизнес Компьютер Центр (BCC)»
1994
8 208 200 000
7
910
3
ЗАО «Русская Энергомашиностроительная Компания (ЗАО «РЭМКО»)»
8 084 988 000
4
4728
ЗАО «Фирма «СТОИК»
1990
6 300 561 845
6
5010
5
ООО «Оптима»
3 939 046 244
492
ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг»
2002
3 600 000 000
9
2600
Группа компаний «Энергон»
1998
2 674 832 000
10
287
8
ООО «Инженерно-консалтинговая фирма «Солвер»
1993
1 103 156 449
250
ООО «Прогресстех»
1991
1 044 286 000
1100
ЗАО «Балтийская инжиниринговая компания»
2003
580 674 616
156
11
ООО «Р. В.С.»
2004
488 889 564
85
12
ЗАО «Союзтеплострой Инжиниринг»
127 848 251
62
ЗАО «ЕС-инжиниринг»
92 634 000
14
ООО «Тесар-Инжиниринг»
2005
74 116 581
181
15
ООО «Вк-инжиниринг»
60 833 000
30
16
ООО «Первая Инжиниринговая Компания»
46 424 830
21
17
ООО «МСЯ ПРИСТА»
2008
673 000
Источник: www.pm-j.ru
Тем не менее, одной из тенденций последних лет стало обособление инжиниринговых компаний в рамках крупнейших российских инженерно-строительных холдингов. Этот процесс явился следствием формирующегося восприятия инжиниринга как совершенно особого вида деятельности и бизнеса, который должен развиваться адекватно законам функционирования своего рынка.
При этом только формирующимся российским инжиниринговым компаниям приходится совмещать корпоративное развитие с конкурентной борьбой на одном поле с лидерами зарубежного рынка, причем как на поле зарубежных проектов, так и на российском рынке. Единственным способом выживания российских инжиниринговых компаний в этой ситуации является гибкость и умение выстраивать свою деятельность с учетом международных, региональных и чисто российских рыночных правил, а также способность сохранять и развивать при этом свои ноу-хау.
Международный рынок инжиниринга в той его части, на которой заметно присутствие российских компаний, состоит из трех сегментов, формирующих своего рода смешанную зону между российским рынком с его специфическими традициями и рынком, который образован американскими и европейскими компаниями с их обычаями и практикой. В каждом из этих сегментов компания, являющаяся российской по своим корням, может при соблюдении определенных правил быть вполне конкурентоспособной.
Первый сегмент — рынки Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии. Это страны, где российский инжиниринг может быть востребован в полной мере. Например, компания Гипромез более 45 лет ведет проектирование металлургических заводов, цехов и агрегатов для зарубежных стран. В частности, компаниями разработаны технико-экономические обоснования и проектная документация на строительство заводов в Швеции, Болгарии, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Румынии, Индии, Индонезии, Египте, Иране, Кубе, Шри-Ланке, Перу и других странах. Гипромез, в частности, выступал генеральным проектировщиком металлургических предприятий в Бхилаи, Бакаро, Визакхапатнаме (Индия), Исфахане (Иран), Раахе (Финляндия) и в других регионах мира. В странах Восточной Европы построены Кремиковский металлургический комбинат в Болгарии, Дунай Вашмю в Венгрии, заводы в Польше, Чехии, Словакии, Румынии[47]. Перспективы данного сегмента связаны с его растущим объемом, что сегодня характерно для большинства стран мира. Второе, уже специфическое для российских компаний преимущество можно охарактеризовать как традиционные связи экономического и политического характера, позволяющие российским компаниям получать подряды в названных странах.
С другой стороны, на этих рынках российский бизнес подстерегают весьма многочисленные и разнообразные угрозы, основными из которых являются две. Во-первых, это достаточно высокий уровень квалификации местных компаний, которые к тому же поддерживаются своими правительствами. Их услуги дешевле и с ними очень трудно конкурировать.
Вторая проблема — в силу специфики требований заказчиков, местного законодательства и прочих условий в тех странах, где приходится работать, многие решения необходимо проводить с нуля. К примеру, разработанные для Алжира уже понятные контрактные схемы, оказываются неприемлемыми для Сирии в силу налогового законодательства и т.п.
Это же относится к нормам проектирования и строительства, процедурам работы и возможностям поставок. По понятным причинам в ряде стран также есть ограничения по странам-поставщикам. Так, в Сирию запрещены поставки из США, причем это запрет со стороны поставщиков[48].
Наконец, различается и менталитет отношений. Этот аспект зачастую недооценивается, и, тем не менее, в каждой стране приходится ориентироваться на людей, которые разбираются в местной конкретике.
Вторым сегментом рынка, который следует отнести к международным, являются проекты зарубежных заказчиков в России.
Примером может служить выполнение электромонтажных работ при строительстве завода «Филип Моррис Ижора» компанией ITM Group (Санкт Петербург), генподрядчиком тогда выступал австрийский концерн VA Tech, а технологическое оборудование поставляла итальянская компания Comas[49]. Во время этого проекта компания ITM Group столкнулась с необходимостью дифференцирования своих услуг, т.к. заказчик нуждался в комплексных инжиниринговых услугах. Одна из причин, заставляющих генподрядчиков переходить от проектирования зданий к комплексному инжинирингу, заключается в том, что за последнее время технологии возведения «коробок» заводов упростились до минимума. В основном, кроме особо сложных объектов, требующих мощных капитальных зданий, используются каркасные металлоконструкции. Зато основные силы перемещаются на проектирование и монтаж внутренней инженерной начинки зданий. Это как системы электроснабжения, противопожарной безопасности, кондиционирования и т.д., так и технологическое оборудование.
Тем не менее в этом сегменте возможности в основном связаны с заинтересованностью зарубежных заказчиков в привлечении российского инженерного ресурса. Это обусловлено не только экономическими или законодательными факторами. Причина заключается в том, что зарубежные инжиниринговые компании зачастую неспособны решить те проблемы, которые в России встают не только перед ними как проектировщиками и инженерами, но и перед заказчиками. По словам А. Лаврентьева, генерального директора ООО «СТГ Инжиниринг», заказчик часто старается переложить на инжиниринговую компанию решение своих проблем и это именно то, в чем российские компании имеют преимущество.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16