Рефераты. Международная торговля инжиниринговыми услугами на примере деятельности Российской госкорпорации "Росатом" за рубежом

Особенностью данного сегмента до 2008 года был сокращающийся объем проектов зарубежных заказчиков в России на фоне всеобщего бума проектов в топливно-энергетической отрасли. Но после разразившегося кризиса тенденции изменились, в 2009 году объем импорта инжиниринговых услуг вновь вырос. Разумеется, эта особенность влечет за собой специфические риски для участников рынка. Фактически любой проект с зарубежным участием может быть заморожен, остановлен, отобран и т. д.

Западные заказчики в этих обстоятельствах отдают наиболее прибыльные проекты в области инжиниринга не российским компаниям. Примером может служить Харьяга – российская территория, следовательно, и российский проект. Тем не менее, заказчиком по проекту является компания Тоtаl (Великобритания), а подрядчик – Реtrofac (США), который не имеет статуса и опыта работы в России. Другими примерами могут быть Ковыкта, где управляющей компанией также является Реtrofac, Ванкора, с управляющей SNC Lavalin (Канада).[50] Ситуация, в целом, меняется, но меняется именно в плане сжимания данного сегмента.

Третий сегмент - это проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, вследствие чего эти проекты в той или иной степени реализуются в соответствии с международными подходами и стандартами.

Для создания самого современного на сегодня в мире вагоностроительного производства полного цикла компания Группа ИСТ привлекла американскую компанию Standard Car Truck. На тележках семейства Barber, спроектированных Standard Car Truck, эксплуатируется более 75 процентов вагонного парка в США, Канаде и Мексике. Если традиционные российские тележки 18–100, которые сегодня используются на российских вагонах, имеют межремонтный пробег 110 тысяч километров, то те, которые начнут производить, будут проходить до миллиона километров, и это при сопоставимой стоимости[51].

В качестве еще одного примера можно привести проект создания морской ледостойкой платформы ЛСП-1 для Корчагинского месторождения на Каспийском море. Заказчиком по проекту выступает ЛУКОЙЛ. У российских организаций нет полноценного опыта создания морских платформ, поэтому базовый инжиниринг в рамках данного проекта выполнялся АВВ Lummus Global, а в качестве одной из ключевых инженерных компаний на проект была привлечена финская RR-Offshore.

Когда компания «СТГ Инжиниринг» получила подряд на разработку рабочей конструкторской документации по технологической части этой платформы, оказалось, что оптимальной рабочей группой по этому российскому проекту оказалась группа, которая всегда работала за рубежом — киевский филиал компании. Как выяснилось, проектные институты в составе головной компании соответствуют проекту в меньшей степени, чем группа, работавшая до этого в Ливии и Греции и имеющая международный опыт.

Еще один проект, который можно отнести к этому сегменту - строительство «Роснефтью» завода в Туапсе. Практически все лицензиары проекта — зарубежные компании, и в качестве управляющих инжиниринговых компаний приглашены два десятка лидеров мирового инжиниринга — европейские, американские, японские.

К числу перспектив этого сегмента следует отнести его растущий объем. Основных угроз в данном случае две. Первая заключается в том, что у российских заказчиков нет опыта игры по западным правилам, по которым обязательно будут играть крупные международные игроки.

Это можно наблюдать в уже упомянутом проекте платформы на месторождении имени Корчагина. Первоначальная контрактная стратегия ЛУКОЙЛа была в значительной степени изменена под влиянием реалий, принесенных именно западными участниками.

Вторая угроза — сложные условия конкуренции, в которых оказываются российские компании, особенно если они не ощущают отличий работы на международных проектах от российских.

Существуют некоторые качества компаний, наличие которых позволяет российской инжиниринговой компании нормально развиваться и обеспечивать себе конкурентные преимущества.

Во-первых, это в принципе наличие опыта участия в зарубежных проектах. Во-вторых, это умение вовлекать в проект дополнительные ресурсы помимо тех, которые могут быть доступны непосредственно в регионе реализации проекта. Иными словами, требуются мобильные кадры и определенная гибкость в выборе средств реализации проекта.

Проектные группы формируются там, где целесообразно выполнять инжиниринг - на месте, например, в Алжире. В этом смысле также выгодно приглашать на работу зарубежных специалистов: из Германии, с Ближнего Востока.

Еще одна сильная сторона, которой обладают крупные компании — возможность привлечения инвестиций. Наконец, опыт партнерства с западными компаниями в ходе реализации проектов, в ходе тендерных торгов, и даже в рамках контактов на конференциях также часто оказывается очень полезен.

Однако есть и слабые стороны. К сожалению, в России не так уж много специалистов с опытом работы в международных проектах. Хотя Советский Союз активно работал за рубежом, это были проекты во многом очень специфические и строящиеся по особым правилам. Тот факт, что российские компании сегодня находятся на стадии бурного роста и становления тоже может не всегда быть преимуществом.

Еще одним недостатком является высокая налоговая нагрузка на российскую компанию. Например, согласно российскому законодательству при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Украиной, российским подразделениям в Украине приходится платить Единый социальный налог дважды.

Четвертый сегмент – это создание совместных российских и зарубежных предприятий. Обеспечить конкурентоспособность проекта в условиях рынка сегодня можно только за счет использования самых передовых технологий производства. Причем эти технологии, ноу-хау, надо собирать буквально по всему миру. Как, например, в случае с ТВСЗ: поставщик технологии литья из Германии, технологии металлообработки из Испании, разработчик тележки из США и так далее. Все эти технологии надо интегрировать в рамках единого проекта. И имея проект предприятия, надо обеспечить его строительство, заказ и поставку технологического оборудования, его монтаж и наладку[52].

С точки зрения регулирования рынка на развитие инжиниринга сегодня влияют сразу несколько факторов. В России сохраняется достаточно подробное документирование, а также ценообразование, которое строится на основе нормативов, и, в целом, гораздо более жесткая регламентация со стороны государства, чем во многих странах мира. За рубежом большую роль играет не государство, а заказчик. В отличие от ситуации на большинстве зарубежных рынков в России поставщик оборудования определяется на стадии проектирования, вследствие чего роль инжиниринга в традиционном российском сегменте рынка занижена. Да и технические решения в России в большинстве случаев фиксируются на более ранних стадиях, За рубежом многое, особенно в линейном строительстве, оставляется на усмотрение подрядчика, который в ходе строительства самостоятельно принимает те или иные технические решения.

 

3.2 Деятельность «Росатома» и других российских компаний в области строительства атомных электростанций за рубежом


Мировое потребление энергии устойчиво растет на протяжении многих десятилетий, в среднем, на 1.5-2 % в год. По прогнозам, суммарное потребление энергоисточников в мире к 2020 г. достигнет в нефтяном эквиваленте 13 миллиардов тонн в год (см. диаграмму 3.2.1.)


Диаграмма 3.2.1

Рост потребления энергоисточников в мире



Источник: #"Рисунок 58" src="1.files/image019.jpg">


Источник: #"#_ftn53" name="_ftnref53" title="">[53].

Основными участниками мирового рынка ядерных технологий являются крупные транснациональные компании США, Франции и России. Свою нишу на мировом рынке России приходится завоевывать в жесткой конкурентной борьбе. Ядерные технологии – это не только дорогостоящий и наукоемкий рынок, но и объект большой политики. Конкуренты пытаются вытеснить Россию с ее традиционного рынка - поставок ядерного оборудования и топлива на АЭС, ранее построенных СССР в Болгарии, Венгрии, Финляндии, Чехии и Словакии.

В Восточной и Центральной Европе возрос интерес к развитию атомной энергетики. Прежде всего это связано с весьма существенным повышением цен на органические энергоносители. Кроме того, наметился перелом в отношении общественности к строительству новых АЭС, обусловленный в существенной степени вступлением в силу требований Киотского протокола, который подписало большинство европейских стран. Как следствие, возобновляется замороженное в начале 90-х годов строительство АЭС с российскими реакторами ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор). В Болгарии решено достраивать АЭС «Белене» общей мощностью 2000 Мвт, в Словакии в стадии рассмотрения находится проект достройки двух блоков с ВВЭР на АЭС «Моховце». Российские компании имеют перспективы принять участие в работах по завершению строительства данных АЭС. Не в последнюю очередь это связано с отсутствием в восточноевропейских странах конкурентоспособной национальной промышленности, за исключением чешских предприятий, которые обладают достаточными производственными мощностями, и которым в 70-е годы была передана советская технология производства основных компонентов ядерных реакторов типа ВВЭР.

Однако по ряду причин политического и экономического характера российским организациям для завершения ранее начатого строительства в Европе необходима кооперация с западноевропейскими партнерами. Восточноевропейские страны стали частью Европейского экономического сообщества (ЕЭС), и приходится учитывать интересы и влияние крупных европейских, прежде всего французских и германских, корпораций.

На европейском рынке строительства новых АЭС российским организациям приходится действовать в очень сложных условиях. Евросоюз всемерно поддерживает недавно разработанный проект АЭС с реактором EPR (European pressurized reactor), уже своим названием претендующим на основной тип АЭС в Европе (строительство головного блока началось в 2005 г. в Финляндии)[54]. Вместе с тем нельзя исключить и возможность сооружения новой АЭС с ВВЭР в стране, правительство которой не захочет развивать атомную энергетику на основе только франко-германских реакторов.

Другое перспективное направление для российского ядерного энергостроения – азиатские страны, которые проявляют повышенную активность в области атомной энергетики. Это объясняется, прежде всего, увеличением потребления электроэнергии, связанным с их бурным экономическим ростом, повышением уровня жизни и увеличением численности населения.

В настоящее время в 8 государствах Азии работает 103 атомных энергоблока мощностью 75 ГВт. По различным оценкам к 2020 г. в Азии планируется сооружение от 40 до 80 реакторов. Из 34 реакторов, введенных в строй в мире в последние годы, 25 – в Азии. Там же находятся 15 из 24 реакторов, сооружаемых в настоящее время. Наиболее активные программы строительства АЭС предусмотрены в Индии и Китае[55].

Российские позиции на динамично развивающихся рынках Китая и Индии достаточно сильны. Учитывая длительные дружественные связи этих стран с Россией, а также взаимовыгодное сотрудничество при сооружении в них АЭС по российским проектам, существуют перспективы строительства новых ядерных энергоблоков как в Китае, так и в Индии.

Новое строительство АЭС иностранными компаниями в Индии возможно только при отмене санкций к этой стране со стороны Группы ядерных поставщиков. Ограничения на поставку ядерного топлива и передачу ядерных технологий Индии были наложены после испытания Индией ядерного оружия. В последнее время наметились определенные изменения в позиции США и Франции по этому вопросу, что позволяет ожидать в будущем смягчения режима ограничений на сотрудничество с Индией по мирному развитию атомной энергетики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.