Рефераты. Место и роль социнтерна в урегулировании арабо-израильского конфликта

Определенно положительным моментом, содействовавшим движению вперед, было очередное заседание Комиссии Социнтерна по Ближнему Востоку, впервые проведенное в 1995 г. в данном регионе: в Тель–Авиве – 10 марта 1995, секторе Газа – 11 марта и в Аммане – 12 марта[58]. В заседании Комиссии, помимо ее членов, участвовали ведущие политические деятели региона премьер–министр Ицхак Рабин и министр иностранных дел Израиля Шимон Перес, председатель исполкома ООПЯсир Арафат, наследный принц Иордании Хасанбен Талал. У членов комиссии была возможность ознакомиться с событиями на месте.

С приветственными речами к членам комиссии обратились в Тель–Авиве – И. Рабин, Ш. Перес, министр абсорбции Израиля Я. Цабан, генеральный секретарь Лейбористской партии П. Звили, в секторе Газа – Я. Арафат и министры Палестинской автономии Н. Шаат и С. Эрикат, в Аммане – наследный принц Иордании Хасан бен Талал. Ораторы в очередной раз благодарили комиссию за содействие в разрешении конфликта на путях переговоров.

В своем выступлении И. Рабин, касаясь международных условий, позволивших начать мирный процесс на Ближнем Востоке, сказал: "Нынешнее правительство Израиля отошло от политики предыдущих правительств, используя уникальное совпадение событий, которое сделало возможным созыв Мадридской мирной конференции. Нет сомнения в том, что изменения на мировой арене, развал советской империи, банкротство коммунизма, дезинтеграция того, чем был СССР, окончание холодной войны, с одной стороны, и твердая позиция, которую заняли США в ходе кризиса в Заливе – с другой, создали эти новые реальности. И до тех пор, пока мы будем в большинстве хотя бы в один голос, я буду продолжать процесс"[59].

28 сентября 1995 г. (вместо оговоренного срока в июле) было подписано временное соглашение о расширении Палестинской автономии на Западном берегу р.Иордан. Это было начало второго этапа мирного процесса. По нему Израиль обязался передислоцировать свои войска из Рамаллаха, Шхема (Наблуса), Дженина, Вифлеема, Тулкарма, Калькилии и Хеврона, а палестинцы должны были провести выборы в местный парламент автономии. Стороны договорились, что в выборах примут участие палестинцы, живущие на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа, и 160 тыс. палестинцев из Иерусалима. Большинство существующих на Западном берегу р.Иордан органов управления будет передано Палестинской автономии. 5200 палестинцев, находящихся в израильских тюрьмах, будут освобождены поэтапно. Было договорено также, что они проведут специальную встречу для рассмотрения остающихся вопросов, главным образом о будущем Иерусалима[60]. Это было бы началом третьего этапа урегулирования.

В соответствии с новым соглашением в январе 1996 г. состоялись выборы в Палестинский национальный совет (ПНС), который, в свою очередь, избрал главу исполнительной власти автономии, "президента Палестинской автономии". Им стал Я. Арафат. Был избран и спикер ПНС, сформировано и правительство автономии.

В результате Государство Израиль из унитарного образования с оккупированными территориями превратилось в федеративное государство по формуле: "одна земля – два народа". Так, по крайней мере, сформулировал создающуюся ситуацию в новых условиях съезд Мапам, проходивший еще 5–6 марта 1995 г.[61].

Палестинцы–ооповцы же, создав свою автономию, ведут дело к образованию своего независимого государства рядом с Израилем.

Ицхак Рабин верил в возможность сосуществования двух народов в составе одного Государства Израиль.

Израильские лейбористы и союзные с ними мапамовцы видели в успешном решении социально–экономических вопросов основное средство сохранения Государства Израиль в существущих границах. Они считали, что главная опасность для него – фундаментализм и связанные с ним экстремизм, терроризм и насилие. Для устранения этой опасности, считали они, необходимо вести наступление на причины, их порождающие: нищету, разочарование, неудовлетворенность[62]. Министр иностранных Израиля Ш. Перес говорил:"Кто бы ни захотел перебороть фундаментализм, тот не мог бы добиться этого винтовками. То, что мы должны делать, это наступление на то, что создает фундаментализм, особенно на нищету"[63].

По этим соображениям израильское лейбористское правительство с самого начала переговоров с ООП, особенно в 1994–1996 гг., уделяло большое внимание мобилизации международной экономической помощи мирному процессу в регионе. Естественно, что к этому вопросу питала исключительно большой интерес и ООП. Данный вопрос в очередной раз, не без активной роли израильских левых, был рассмотрен на заседании Комиссии Социнтерна по Ближнему Востоку в Кейптауне (ЮАР) 3–4 июля 1995 г.[64]. Комиссии удалось привлечь к обсуждению этого вопроса представителей Мирового банка и Комиссии ЕС "Север–Юг".

Представитель Мирового банка Кайо Кох–Вессер, говоря о работе банка в Палестинской автономии, обратил внимание присутствующих на то, что самым трудным делом было сочетание быстрых действий с процессами формирования экономических структур, с отчетностью и обеспеченностью прозрачности операций, которых требуют доноры.

Оностановился также на перспективах регионального сотрудничества после установления мира и необходимости уже сейчас создавать экономические структуры, связывать их с растущими потоками торговли, техники, с планами расширения экономического сотрудничества, а также с малыми кооперативными проектами, например, в сферах инфраструктуры и защиты окружающей среды[65].

Другой оратор, Э. Раин из ЕС, говорил о работе представляемой им организации с момента Мадридской конференции по созданию структур сотрудничества на Ближнем Востоке и в оказании помощи в развитии экономики и создании инфраструктуры в палестинских самоуправляемых зонах. Он призывал к формированию хорошо обоснованных долгосрочных проектов, которые могли бы финансироваться с доверием к экономическому развитию, с перспективой на будущую евро–средиземноморскую зону свободной торговли. Он подчеркнул необходимость укрепления гражданского общества как важной предпосылки достижения экономического роста в будущем. С точки зрения ЕС, говорил он, приоритеты должны быть отданы усилению частного производительного сектора, в особенности мелкого и среднего бизнеса, поощрению сильного предпринимательского духа. Э.Раин, как и его коллеги из Мирового банка, подчеркнул необходимость того, чтобы плоды экономического роста доставались бы всем секторам общества. В этой связи он с удовлетворением отметил наличие подобного требования и в программных документах Социнтерна и его партий.

Принявшие участие в обсуждении вопроса представители партий–членов Социнтерна из Германии, Греции, Дании, Великобритании, Италии и Австрии изложили текущие программы помощи региону по каналам двухстороннего экономического сотрудничества их правительств с регионом, в том числе с Палестинской автономией. Эти программы включают в себя в основном помощь в строительстве жилья, реконструкции инфраструктуры, в развитии общего и профессионального образования и здравоохранения.

Представители ООП, тепло поблагодарив международные банки и ЕС, посетовали на недостаток у них опыта экономической деятельности и на "ограниченность свободы действия в условиях автономии"[66].

В резолюции комиссии указывалось, что в результате дискуссий яснее стали практические проблемы сотрудничества, вставшие в первый год существования Палестинской автономии. В качестве неотложных мер были названы создание ясной властной и экономической структуры в автономии, куда через ее Министерство планирования и международного сотрудничества направляется международная помощь, и совершенствование координации действий участников процесса.

Обмен мнениями на заседании комиссии и рекомендации, выработанные там, способствовали уяснению израильтянами и палестинцами общей стратегии конкретных задач экономического и социального развития, сфер и направлений координации действий участников процесса и задач создания и совершенствования властных и экономических структур автономии, занятых в сфере развития.

Важным политическим актом ООП, направленным на дальнейшее развитие мирного процесса, было ее решение от 24 апреля 1996 г., хотя и несколько запоздалое против определенного осло–вашингтонскими договоренностями срока, об исключении из ее Хартии 1964 г. статьи о ликвидации Государства Израиль, под знаком которой палестинцы вели вооруженную борьбу против Израиля. Ответной реакцией правящей в Израиле партии Авода было снятие положения из ее предвыборной программы 1992 г. о недопустимости образования на оккупированной территории независимого палестинского государства[67].

Указанные акции ООП и правящей в Израиле партии Авода носили важный характер. Они официально снимали самые главные и самые ненавистные друг у друга политико–идеологические лозунги и тем самым создавали новую благоприятную предпосылку для углубления переговорного процесса.

5 мая 1996 г. в египетском городе Таба начался третий, финальный раунд израильско–палестинских переговоров об окончательном статусе автономии.

Вывод израильских войск из Хеврона, предусмотренный соглашением от 28 сентября 1995 г., был временно отложен в связи с назначенными на 29 мая 1996 г. выборами премьер-министра и парламента Израиля.

Отрицательное же отношение нового премьер-министра Б. Нетаньягу к названному соглашению[68], сохранявшееся довольно длительное время, и участившиеся в связи с этим антиизраильские теракты палестинцев исключали возможность реализации достигнутого ранее соглашения.

Однако настойчивые требования Палестинской автономии, поддержанные большинством арабских стран, движение немалой части израильского общества в пользу выполнения подписанного соглашения, а также давление со стороны правительств США и России и мировой общественности, в том числе Социнтерна, заставили правительство Б. Нетаньягу пойти на переговоры с Палестинской национальной администрацией (ПНА) по Хеврону.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.