Рефераты. Место и роль социнтерна в урегулировании арабо-израильского конфликта

Неупоминание в резолюции Совета СИ от 12 июня 1991 г. СССР в числе стран, игравших активную роль в мирном процессе в регионе, при подчеркивании заслуг США, конечно, отражало дальнейшее ослабление к указанному времени позиций и влияния СССР в мировых делах, в том числе на Ближнем Востоке, вследствие углубления в нем внутреннего политического и экономического кризиса.

В новых условиях для США одним из важнейших средств достижения своих целей стало официальное подчеркивание ими заинтересованности в урегулировании конфликта между Израилем и арабами – палестинцами, Иорданией, Сирией, Ливаном на основе уважения законных прав и тех и других и прикладывание реальных усилий для достижения этого урегулирования. В условиях, когда СССР шел к распаду, а тем более, когда на смену ему пришли Россия и другие государства из числа республик бывшего СССР, Соединенным Штатам нечего было опасаться ослабления американских позиций и их союзника Израиля в результате урегулирования на основе известных резолюций СБООН. Они исходили из того, что многие арабы, в том числе палестинцы, входящие в ООП, лишившись былой поддержки СССР, со временем примут условия урегулирования, предложенные ими. США в новых условиях, сложившихся в мире с наступлением кризиса в СССР, отошли от формально одностороннего признания лишь Израиля в его конфликте с палестинцами. США вошли в первый контакт с ООП еще в декабре 1988 г., после согласия Я.Арафата принять названные резолюции СБ ООН. В 1990 г. госсекретарь США Д. Бейкер предложил Израилю начать переговоры с палестинцами в составе объединенной иорданско–палестинской делегации или с палестинцами, не связанными с ООП[25]. Но ликудовское правительство Ицхака Шамира отвергло это предложение.

Однако Д. Бейкера поддержала партия Авода. В марте 1991 г. бюро Авода сочло целесообразным для Израиля начать переговоры с иорданско–палестинской делегацией или с палестинцами, не связанными с ООП. Целью переговоров провозглашалось "достижение постоянного мира между Израилем и арабскими соседями, в том числе с палестинцами"[26].

Комиссия Социнтерна по Ближнему Востоку, собравшаяся в Каире 10 июля 1991 г., одобрив позицию партии Авода, выразила "сожаление из–за негибкой политики правительства Ликуда, которая стала одним из главных препятствий на пути мирного процесса"[27]. Одновременно комиссия осудила политику строительства этим правительством израильских поселений на оккупированных территориях[28]. Комиссия приветствовала усилия Египта, США и ЕС, направленные на урегулирование арабо–израильского конфликта. Эти усилия, как известно, вылились в предложение о созыве в Мадриде в октябре 1991 г. конференции по Ближнему Востоку.

После немалых колебаний 18 октября 1991 г. идею созыва такой конференции официально вынуждено было поддержать и правительство И.Шамира[29]. Инициаторы созыва конференции предложили избрать сопредседателями конференции госсекретаря США Д.Бейкера и министра иностранных дел СССР Б.Панкина. Советский Союз, приняв это предложение, 18 же октября объявил о восстановлении дипломатических отношений с Израилем, прерванных в 1967 г.

Палестинскую сторону на конференции должна была представить объединенная иорданско–палестинская делегация, в состав которой входили и представители ООП.

Ш. Перес, приветствуя решение правительства принять участие в конференции, заявил, что созыв конференции дает "историческую возможность для установления отношений мира между Израилем и арабскими соседями"[30]. Подтверждая свою позицию поддержки решения правительства Израиля об участии в предстоящей конференции, он в своем выступлении в кнессете одновременно призывал его прекратить политику создания поселений на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа[31].

Комиссия Социнтерна по Ближнему Востоку внимательно наблюдала за ходом подготовки конференции. 11 октября 1991 г. она собралась в Страсбурге для оценки перспектив мирного процесса в регионе в связи с предстоящей в конце месяца конференцией в Мадриде[32]. На заседании Комиссии присутствовали представители партий – членов Социнтерна: Прогрессивной социалистической партии Ливана, партии Авода и партии Мапам из Израиля, Национально–демократической партии Египта, Конституционально–демократической партии Туниса, Социалистического союза народных сил Марокко. Среди гостей заседания были представители наследного принца Иордании, от партии БААС из Сирии и ООП. Гости из Сирии присутствовали впервые.

В Страсбурге Комиссия Социнтерна впервые свела вместе партии и представителей из всех вовлеченных в конфликт сторон. Дискуссией были охвачены важнейшие вопросы, касающиеся региона. Участники заседания единодушно приветствовали предстоящую Мадридскую конференцию и выразили надежду на прогресс на всех фазах подготовки к ней[33].

Можно сказать, что Страсбургское заседание Комиссии Социнтерна по Ближнему Востоку сыграло немаловажную роль в создании благоприятной атмосферы для созыва Мадридской конференции, от которой ожидали позитивных результатов.

30 октября 1991 г. в Мадриде открылась Международная конференция по Ближнему Востоку. На ней присутствовали представители всех вовлеченных в конфликты сторон из региона, а также представители Египта, других арабских стран и Европейского сообщества. Присутствовали и наблюдатели от Социнтерна. Сопредседателями конференции были госсекретарь США и министр иностранных дел СССР. В ходе ее было высказано много разных мнений о путях выхода из кризиса. Главные итоги конференции – достижение договоренностей о начале двухсторонних политических переговоров между Израилем, с одной стороны, и палестинцами, в том числе ООП, Сирией, Иорданией и Ливаном, с другой. Договорились также начать многосторонние переговоры по ключевым общерегиональным проблемам – по водоиспользованию, защите окружающей среды, контролю над вооружениями, беженцам, вопросам экономического развития[34]. Конференция решила назначить коспонсорами мирного процесса госсекретаря США и министра иностранных дел СССР.

Стоит отметить, что после окончания холодной войны между двумя сверхдержавами в процесс осознания конфликтующими сторонами Ближнего Востока необходимости мирного решения региональных проблем все больше стали вторгаться соображения экономического характера, в том числе соображения о необходимости привлечения иностранного капитала для экономического развития, и они играли определенную роль в достижении договоренностей на Мадридской конференции. До принятия решения о созыве конференции абсолютно преобладали соображения борьбы из–за "политических принципов". В самом деле, иностранный капитал придет только туда, где имеются необходимые условия для прибыльного и безопасного функционирования. Такие условия в Израиле существовали лишь частично, а на оккупированных им территориях, где палестинцы хотели создать свою государственность, они отсутствовали полностью. Политическое урегулирование войдет в надежное русло, если соображения социально–экономического и культурного развития, в том числе с использованием иностранного капитала, займут в нем должное место. В этой связи большой интерес представляют сведения, которые приводили активисты из избирательного блока "Демократический Израиль" в канун выборов в кнессет 1992 г. Они говорили, что политико-территориальное урегулирование с палестинцами создает условия для мирного и стабильного развития Израиля. Тогда в Израиль может "потечь" иностранный капитал. В то время они полагали, что японцы были готовы вложить миллиарды долларов в израильскую экономику, США – 10 млрд. долл., ФРГ – 5 млрд. марок[35].

В политико-интеллектуальную подготовку Мадридской конференции и достижение на ней важных договоренностей свой немалый вклад внес Социнтерн. Главная его заслуга состояла в том, что он на своих регулярно созываемых форумах предоставлял трибуну представителям конфликтующих сторон и другим заинтересованным лицам для свободного изложения своих позиций, создавал тем самым необходимые условия для выработки интеллектуальных основ разумного компромисса, без чего невозможно достижение никаких соглашений. Это относится и к печатному органу Социнтерна – журналу "Соушиэлистаферз".

Этот вывод подтверждается сопоставительным анализом развернутой резолюции Совета СИ от мая 1990 г. и последующих резолюций Комиссии Социнтерна по Ближнему Востоку, которые изложены выше, с основными договоренностями на Мадридской конференции.

Пepвые после международной конференции израильско–палестинские переговоры начались в Вашингтоне в декабре 1991 г. С середины 1992 г. переговоры с палестинцами вело новое правительство Израиля во главе с ИцхакомРабином, одним из лидеров партии Авода, пришедшей к власти в результате выборов в кнессет[36]. Следует отметить, что партия Авода в своей предвыборной программе, обнародованной в мае 1992 г., указывала, помимо всего прочего, что она готова, при определенных условиях, вести переговоры с палестинцами. Одновременно она зафиксировала пункт о недопустимости создания независимого палестинского государства на территориях, контролируемых Израилем.

Следуя своей предвыборной программе и мадридским договоренностям, правительство Израиля во главе с И. Рабином определило в качестве главных направлений своей региональной политики переговоры с палестинцами, Иорданией, Сирией и Ливаном.

Правительство Израиля пришло к выводу, что самым сильным и представительным блоком среди палестинских организаций является ООП во главе с Я. Арафатом. По этой причине оно, даже зная о существовании в действующей Хартии ООП, принятой в 1964 г., пункта о ликвидации государства Израиль[37], сочло возможным и целесообразным вести переговоры именно с ней. При этом оно, конечно, видело и изменения, которые происходили в политике ООП, особенно с 70–х годов, когда она под ударами Израиля была вынуждена перебазироваться из Бейрута в Тунис. С тех пор, кстати, говорили о Тунисской ООП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.