Рефераты. Место и роль социнтерна в урегулировании арабо-израильского конфликта

В самом деле, в 60–х годах ООП утверждала о необходимости уничтожения Израиля и выступала против образования "куцего" палестинского государства на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Тогда она преследовала цель создания Палестины только военно-силовыми методами. Но в 70-х годах акценты были несколько смещены, и теперь уже допускалось использование и военных, и дипломатических средств. Кроме того, ООП готова была согласиться и на "куцее" государство в составе Западного берега и сектора Газа как этапа на пути к конечной цели. В 80–е годы вновь произошло смягчение позиции, принявшее на этот раз стратегические черты: целью стало палестинское государство в секторе Газа и на Западном берегу р.Иордан, а в конце 80–х годов уже определенно шла речь о "двух государствах для двух народов". Это был, как замечает профессор Тель–Авивского университета Б. Нойбергер, исторический компромисс, на который "старая ООП 60-х годов вылила ушаты грязи"[38].

В основе изменений позиции ООП в конечном счете лежало понимание ее руководством невозможности претворения своих планов военно-силовыми методами. В новых условиях, сложившихся после распада в декабре 1991 г. СССР, основного источника военно-технической и иной помощи, изменение позиции ООП было более чем неизбежным: ООП была вынуждена считаться с реальностями и пойти на переговоры.

С другой стороны, в основе политики переговоров и израильского правительства лежало понимание того, что у него недостаточно сил для навязывания своей воли палестинцам и соседним арабским странам.

Переговоры, начавшиеся после Мадридской конференции, протекали весьма трудно и непродуктивно. Даже подключение с апреля 1993 г. США к израильско–палестинским переговорам в Вашингтоне в качестве "полноправного партнера"[39] не принесло успеха. Кстати сказать, на эти переговоры другой коспонсор мирного процесса – Россия даже не была приглашена.

За ходом переговоров в Вашингтоне неотступно следила Комиссия Социнтерна по Ближнему Востоку. 13–14 мая 1993 г. она собралась на свое заседание в Бад Хоннефе (Германия). На нем присутствовали, помимо ее членов из Ближнего Востока, Африки и Европы, также гости из США, России, Китая и неназванные представители ООП и наследного принца Иордании. Участники форума настоятельно призывали стороны на переговорах "использовать нынешние возможности для достижения прогресса" и "добиться прогресса"[40].

Известно, что на переговорах самым трудным был вопрос территориально–политический или политико–территориальный. Позиция Израиля на переговорах состояла в том, чтобы идти на территориальные уступки в рамках признания за палестинцами права на автономию (по формуле "одно государство и два народа"). ООП же требовала создания независимого арабского государства на оккупированных Израилем землях по формуле "два государства для двух народов".

Успех на переговорах могла бы обеспечить главным образом уступка со стороны Израиля. В связи с этим представляется весьма немаловажным подтверждение 12–13 июня 1993 г. съездом партии Мапам – участницы парламентско–правительственной коалиции своей позиции, выразившейся в том, что "Израиль должен немедленно уйти из сектора Газа и передать его палестинцам"[41]. Это требование, которое разделяла и немалая часть членов правящей партии Авода, могло подтолкнуть правительство к новым уступкам.

Главными итогами палестинско–израильских переговоров – не безуспешных, что происходили в Вашингтоне, а поначалу неофициальных, что велись в Осло[42] при посредничестве правительства Норвежской социал-демократической партии, члена Социнтерна – стали достижение принципиальных договоренностей о взаимном признании, выработка к 9 августа 1993 г. и парафирование 20 августа того же года Соглашения о Декларации о принципах договоренности в сфере временного самоуправления.

Это были исторические договоренности, достигнутые впервые после образования Израиля в 1948 г. и создания ООП в 1964 г.

Администрация США – спонсор ближневосточного мирного процесса – объявила, что подписание Декларации о принципах состоится 13 сентября 1993 г.

Подписанию соглашения предшествовал, как договорились стороны, обмен письмами между лидерами обеих сторон 9 сентября 1993 г. В письме И. Рабина говорилось, что "правительство Израиля приняло решение признать Организацию освобождения Палестины в качестве представителя палестинского народа", а в письме Я. Арафата заявлялось, что "ООП признает право Государства Израиль на существование в условиях мира и безопасности" и, что она "отказывается от применения террора и других насильственных действий"[43].

Эти взаимные признания–обязательства открыли дорогу к подписанию в Вашингтоне 13 сентября 1993 г. соглашения, называемого Декларацией о принципах договоренности в сфере временного самоуправления, или Осло–Вашингтонским соглашением, или Соглашением о принципах. Декларацию принципов подписали со стороны Израиля министр иностранных дел Ш. Перес, а со стороны Палестины – член Исполкома ООП Абу Мазен. И. Рабин и Я. Арафат под одобрительную улыбку президента США Б. Клинтона пожали друг другу руки. А министр иностранных дел России А. Козырев и госсекретарь США Д. Бейкер в качестве коспонсоров ближневосточного мирного процесса завизировали Декларацию, тем самым обеспечив ей своего рода гарантию со стороны двух великих держав.

В своем письме на имя Йохана Иоргена Хольста, министра иностранных дел правительства норвежских лейбористов – членов Социнтерна, оказавших неоценимые посреднические услуги в проведении переговоров в Осло, Ясир Арафат писал, что "ООП направит свои усилия на то, чтобы поощрить палестинский народ на Западном береге и в секторе Газа на участие в реализации мер, которые приведут к нормализации, отказу от насилия и терроризма, к содействию в достижении мира, стабильности...".

В Декларации принципов подчеркивается, что создается Палестинская автономия. В соглашении указывается, что самоуправление палестинцев начнется с сектора Газа и города Иерихона на Западном берегу р. Иордан, откуда (из города) израильские войска будут выведены по соглашению, которое должно быть подписано в течение двух месяцев и выполнено в течение последующих четырех месяцев. На этих территориях палестинцы возьмут большинство государственных функций, включая решение вопросов внутренней безопасности и организации полицейской службы. В течение девяти месяцев после подписания соглашения должны быть проведены прямые выборы в представительный Палестинский совет (Национальный совет Палестины) на всей территории Западного берега и Газы.

До проведения этих выборов израильские войска должны быть передислоцированы. Еврейские поселения пока находятся под их защитой. Некоторые израильские стратегические пункты на Западном берегу р. Иордан остаются под израильским контролем. По всему Западному берегу будет применяться принцип "как можно ранняя передача власти", а палестинцы должны взять на себя ответственность на себя за здравоохранение, образование, социальную сферу, туризм и культуру.

Палестинский совет, который будет находиться в Вифлееме, будет обладать пятилетним мандатом. По истечении первых двух лет мандата должны начаться переговоры о возможном пересмотре статуса Западного берега, сектора Газы и Иерусалима.

Обе стороны выразили уверенность в притоке большой финансовой экономической помощи в Палестинскую автономию из стран Запада, Японии и арабских стран – доноров[44]

В соответствии с Вашингтонским соглашением до 13 декабря 1993 г. должно было быть подписано соглашение о выводе израильских войск из Газы и Иерихона, и оно должно было быть выполнено до 13 апреля 1994 г.; до 13 июля того же года – проведены выборы в Палестинский совет, а в декабре 1995 г. должны были начаться переговоры по всем оставшимся вопросам, в том числе о возможном пересмотре статуса Западного берега р.Иордан, сектора Газы и Иерусалима, о еврейских поселениях, о беженцах.

Данное соглашение было ратифицировано израильским парламентом 23 сентября 1993 г. и Центральным советом ООП 12 октября 1993 г.

Мировая общественность приветствовала достигнутое соглашение, рассматривая его как важное начало мирного решения застарелого конфликта. Высоко оценивая достигнутое соглашение, Международный комитет по Нобелевским премиям присудил в 1994 г. Ицхаку Рабину, Шимону Пересу и Ясиру Арафату Нобелевскую премию Мира.

Нелишне напомнить, что достижение соглашения было бы невозможно, если бы правительство И.Рабина не признало бы резолюции СБ ООН 242 и 338, в отличие от прежнего правительства[45].

Обе стороны рассматривали достигнутое соглашение как открывающее путь к поэтапному решению палестинской проблемы. Поэтому многие называют его промежуточным[46]. Но конечный пункт решения в соглашении не был определен. Да это и было невозможно, ибо он у каждой стороны был свой. Правительство И. Рабина имело в виду под ним образование Палестинской автономии в составе Государства Израиль сначала в секторе Газа и в г. Иерихон, а затем и на других оккупированных территориях Западного берега р. Иордан по формуле: одно государство для двух народов. ООП же подразумевала под ним автономию в составе Израиля сначала для сектора Газы и Иерихона, затем для других территорий, а затем провозглашение независимого Арабского палестинского государства по формуле: два государства для двух народов. Отметим сразу же, что некоторые палестинские ультра хотели бы создать после этого под своим господством единое арабское палестинское государство, т.е. вернуться к требованиям ООП 60–х годов об уничтожении Государства Израиль и создании арабского государства на территории всей Палестины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.