Рефераты. Конъюнктура мирового рынка цветных металлов

Рис. 2.1.4. Первичные потребители никеля [6, c 12]


Рис. 2.1.5. Динамика производства никеля по странам [6, c 12]


В ближайшее десятилетие мировое потребление никеля по прогнозам ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4,1%. В то же время дальнейшее расширение никелевой промышленности ограничено недостатком собственных капиталов.

На Украине никелевые сплавы производятся на Побужском ферроникелевом заводе (ПФЗ, Побужье, Кировоградская обл.). Мощности завода, которые составляют 6,4 тыс. тонн ферросплавов (ферроникеля и феррохрома) в год, простаивали с 1996 года. Санатор ПФЗ – российская компания «Никомед» – намеревалась запустить его в конце 2000 года. Завод ранее работал частично на собственном, частично – на привозном сырье. ПФЗ располагает также Капитановским месторождением хромитовых руд, прогнозные запасы которого оцениваются в 50 млн. тонн руды.

Побужский ферроникелевый комбинат – единственный производитель ферроникеля и никелевых сплавов в Украине. Комбинат остановился в 1996 году из-за дефицита оборотных средств. В феврале 2001 года после появления инвестора – российской компании Nikomed (на сегодня – 51% акций), которая являлась санатором комбината, предприятие запустило одну из двух технологических линий по производству ферроникеля мощностью 3 тыс. тонн ферроникеля в год в перерасчете на никель (чистое содержание никеля). До простоя завод производил 6–6,5 тыс. тонн ферроникеля в год в перерасчете на никель. В начале декабря 2001 года комбинат снова остановил производство из-за аварии электропечи.

Медно-никелевый прокат производится также на АЗОЦМ.

Спрос на никель в Украине традиционно почти полностью удовлетворяется за счет импорта. В то же время существующие месторождения привязаны к производству полуфабрикатов черной металлургии – ферроникеля АО «Побужский ферроникелевый завод». В этой связи внутренний рынок никеля будет расти пропорционально росту украинского ГМК [1].

 

2.2 Международный рынок цинка и свинца


По объему производства цинк находится на третьем месте после алюминия и меди. Это один из немногих металлов, не оказывающих токсичного воздействия на природу и человека.

Области применения цинка разнообразны: автомобильная, строительная, фармацевтическая, химическая, пищевая и другие отрасли промышленности. Но самым крупным потребителем цинка является сталелитейная промышленность, которая использует металл для производства сталей с покрытием. Существенная часть цинка идет на производство латуней, сплавов на основе цинка, различных полуфабрикатов и композитных соединений (рис. 2.2.1.).


Рис. 2.2.1. Первичные потребители цинка [6, c 16]


Среди конечных потребителей следует выделить строительную индустрию, автомобильную промышленность, машиностроение, производство товаров народного потребления (рис. 2.2.2.).

За последние 20 лет мировой рынок оцинкованной продукции вырос более чем в 2 раза, в среднем увеличиваясь на 3,7% в год. В 90-е гг. мировое производство цинка увеличилось с 7 до 8 млн т. СССР в 1990 г. был в числе мировых лидеров по производству цинка.


Рис. 2.2.2. Конечные потребители цинка [6, c 16]


Рис. 2.2.3. Доли стран-производителей цинка [6, c 17]


В последние годы предложение цинка превышало спрос на этот металл, что было связано со снижением заявок со стороны сталелитейной промышленности. В 2002 г. производители из Юго-Восточной Азии увеличили мощности по производству металла и концентрата. Все это привело к значительному снижению цен (рис. 2.2.3.). Но тенденции повышения цен в 2003 г. коснулись и цинка, потребность в котором продолжает расти.

От общего объема произведенных в мире цветных металлов на долю свинца и цинка приходится 11 и 17% соответственно. Свинцово-цинковая промышленность дает в мировом производстве более 80 млрд дол.

Большим спросом стал пользоваться свинец с начала эры автомобилестроения. Еще больше промышленность стала нуждаться в свинце с освоением ядерной энергии: он использовался для изготовления контейнеров, экранов и боксов (свойство поглощать рентгеновское и радиоактивное излучение).

Свинец используется в основном для производства автомобильных батарей и аккумуляторов (рис. 2.2.4.). Другие крупные области потребления – химическая промышленность (производство реагентов и красок) и применение свинца в качестве припоев и присадок. Кроме этого, благодаря своим уникальным физико-химическим свойствам (высокая коррозионная стойкость металла, долговечность и простота применения) свинец нашел место в производстве различных инженерных продуктов, как защитные покрытия зданий и сооружений, медтехника – рентгенографическая и спектрографическая аппаратура.


Рис. 2.2.4. Использование свинца по отраслям промышленности в Европе [6, c 14]


Главными производителями свинца являются Австралия, Китай и США. На Европу приходится треть от мирового объема.

Основное применение свинец нашел в высокоразвитых странах, на долю Африки и Океании приходится только 10%. Поскольку он используется преимущественно в автомобильной промышленности, его потребление высоко в странах, где развито автомобилестроение. А так как эта отрасль в последние годы перемещается в Азию, там наблюдается рост потребления, а в Америке, напротив, снижается потребление свинца.

Завод Укрцинк является крупнейшим производителем свинцовых сплавов из вторичного свинцово содержащего сырья в Европе. В данный момент завод находится в тяжелом финансовом состоянии; его предлагается реструктуризировать, вычленив отдельные рентабельные производства. Укрцинк может производить сплавы на основе олова и цинка. Завод также выпускает свинец для производства аккумуляторов в Украине и России. Мощности АО по производству 80 тыс. т вторичного свинца, 20 тыс. т вторичного цинка и 23 тыс. т серной кислоты были загружены на 50% и то благодаря системе толлинга Glencore Inc. 56% продукции экспортировалось, из них 75% – в РФ в счет оплаты сырья. [9].

ЗАО «Свинец», крупнейший производитель свинца и сплавов на Украине. Предприятие было создано в декабре 1999 года на базе свинцового производства завода Укрцинк. 55% акций «Свинца» принадлежат российской компании Торг-Вест, 35% акций владеет компания Укрцинк, 10% принадлежат Межрегиональной экономической компании (Россия). В состав ЗАО «Свинец» входят литейное, рафинировочное и газоочистное отделения со складским хозяйством, предприятие может выпускать более 10 тыс. тонн свинца в год. Основные потребители продукции – аккумуляторные и кабельные заводы Украины, стран СНГ (имеет свое представительство в Москве), Балтии и дальнего зарубежья. Специалисты завода ведут работы по выпуску новых видов сплавов, легированных серой, селеном, кальцием и магнием. Разрабатывается проект реконструкции цеха по производству свинца, стоимость – $9,5 млн. [9].

Более 60% внутреннего спроса формируется энергетическим машиностроением, из них 15 тыс. т. – АО ИСТА (г. Днепропетровск)

Однако, учитывая общую ситуацию в украинском машиностроении, о которой речь шла выше, можно предположить, что потребление свинца и цинка в Украине не превысит в среднесрочной перспективе существующие показатели.


2.3 Международный рынок алюминия

 

Современную промышленность нельзя себе представить без широкого использования легких металлов – алюминия, магния, титана.

Алюминий стал символом технологий второй половины XX в. Ежегодно в мире добывается более 20 млн т алюминия, производства его организованы в 70 странах мира (рис. 2.3.1.).

Главными секторами, определяющими мировой спрос на алюминий, являются стройиндустрия, упаковка, общее машиностроение, авиакосмическая отрасль, автомобилестроение и энергетика. В упаковке используется в основном фольга и тонкий прокат для банок, в стройиндустрии – легкие конструкции. Применение алюминия в автомобилестроении позволяет повысить прочность и снизить массу машины при сохранении размеров (последнее дает значительную экономию на топливе).


Рис. 2.3.1. Доли стран-производителей алюминия в 2003 г. [6, c 21].


В авиакосмической отрасли алюминий – основной конструкционный материал: фюзеляж самолета примерно на 80% состоит из алюминия, а для производства, например, одного Боинга-747 необходимо около 75 т первичного алюминия. В мире сейчас примерно 5,3 тысячи крупных воздушных судов и несколько тысяч легких самолетов и вертолетов, причем в первом десятилетии XXI в. прогнозируется увеличение спроса на воздушные суда примерно на 60%.

Алюминий также используется в энергетике в высоковольтных линиях электропередачи, при строительстве зданий в зонах потенциальных землетрясений, при производстве высокоскоростных поездов и судов. Из алюминия производится примерно 50% посуды.

Потребление алюминия на душу населения относится к числу обобщающих характеристик состояния экономики, ее производственного аппарата. Потребление алюминия на душу населения в Европе показано на (рис. 2.3.2.). Оказывается, этот показатель может выполнять и роль одного из индикаторов, по абсолютной величине которых можно судить об уровне жизни населения. Высокий уровень жизни в США, например, обусловлен самым высоким в мире производством валового национального продукта на душу населения, которое в свою очередь связано, в частности, с широким использованием в экономике алюминия (31,3 кг на душу населения). При этом совсем не обязательно, чтобы производство первичного алюминия осуществлялось в данной стране: Япония, потребляющая на душу населения 34 кг, живет на импортном алюминии (2,8 млн т/г.); США ввозят алюминия на 1,5 млн т больше, чем вывозят.


Рис. 2.3.2. Потребление алюминия по странам Европы в 2000 г., кг/чел. [6, c 22]


Прямая связь двух показателей – ВНП и потребления алюминия на душу населения – не является случайной. Дело в том, что алюминий оказался тем материалом, который с момента своего появления в промышленных объемах благодаря своим конструкционным и эксплуатационным качествам стал постоянно действующим фактором технического прогресса и в конечном итоге повышения эффективности экономики.

После того как в 1993 г. мировые запасы алюминия выросли почти до 5 млн. т, цена 3-месячных контрактов на Лондонской бирже металлов в ноябре того же года достигла 10-летнего минимума – 1 040 дол/т. Представители Европейского координационного совета, США, Канады, Норвегии, Австралии и России вынуждены были в мае 1994 г. подписать «Меморандум о взаимопонимании» о добровольном ограничении производства и продаж алюминия. Наступившее в то же время оживление производства в США, Японии и странах ЕС наряду с предпринятыми мерами по снижению производства привели к росту цен и стабилизации ситуации на рынке алюминия.

Динамика производства в украинской цветной металлургии в целом, и в алюминиевой промышленности в частности, демонстрирует стабильную тенденцию к росту (см. График 1) [1].



Значительные объемы производства обеспечиваются, главным образом, за счет работ по толлинговым схемам (на давальческом сырье). В такой ситуации украинская алюминиевая отрасль реализует большинство выпускаемой продукции на внешних рынках сбыта.

Алюминиевая промышленность Украины представлена Николаевским глиноземным заводом, Запорожским алюминиевым комбинатом и совместным испано-украинским предприятием «Интерсплав». Общие мощности этих предприятий составляют в год: глинозема – 1,2 млн. тонн; первичного алюминия со сплавами на его основе – 110 тыс. т; вторичного алюминия и сплавов на его основе – 165 тыс. т; строительных профилей – 15 тыс. т. В качестве сырья заводы используют также импортные бокситы и лом алюминия. [1].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.