Рефераты. Казахстано-российские отношения в постсоветский период

Избыток газа планируется направлять в основном в Россию, где в ближайшие годы спрос на "голубое топливо" с учетом экспорта, по некоторым данным, существенно возрастет. В 2001 году в Казахстане было добыто порядка 11,6 млрд. кубометров газа, из которых более 3 млрд. кубометров сожжено в факелах. В то же время, стабильно обеспечиваются газом только 8 областей из 14. Теплоэнергетика северных и центральных областей республики ориентирована на уголь, использование которого усугубляет и без того непростую экологическую ситуацию в регионе. Как правило, проблемы с бесперебойными поставками "голубого топлива" обостряются в разгар зимнего отопительного периода, а январь каждого года отмечается очередными "баталиями" с сопредельными государствами за снижение тарифов на импорт газа в южные регионы республики.[28; с 8]

Чтобы стабилизировать положение с поставками газа, в конце прошлого - начале текущего года правительство Республики Казахстан приняло ряд документов. В частности, в ноябре 2001 года Казахстан и Россия заключили рассчитанное на 10 лет соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли

По мнению независимых экспертов, сам факт подписания указанного соглашения говорит об усилении интереса России к казахстанским ресурсам "голубого топлива". Российский бизнес намерен твердо закрепиться на казахстанском газовом рынке, активизируясь как в сфере транспортировки и экспортных поставок, так и в секторе газодобычи.

В ноябре 2001 года Казахстан и Россия заключили рассчитанное на 10 лет соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли. Стороны достигли принципиальной договоренности о разработке совместного баланса поставок и транзита российского и казахстанского газа. Предполагается сотрудничество в строительстве, реконструкции и эксплуатации газопроводов, подземных хранилищ газа и других объектов инфраструктуры газового комплекса, а также предоставление сервисных услуг.

Россия и Казахстан намерены согласовывать политику в вопросах развития газотранспортных систем, проходящих по территории Казахстана и России; общие условия, принципы и механизмы осуществления операций по взаимообмену газом; унифицировать нормативно-технические документы, регламентирующие функционирование газотранспортных систем двух стран.

Текст соглашения содержит также заявление о намерении приступить к разработке совместных проектов транспортировки газа через территорию России и Казахстана на рынки третьих стран, а также разведке, разработке и эксплуатации месторождений газа и другого углеводородного сырья, в том числе на принципах соглашения о разделе продукции. Вместе с этим, стороны договорились развивать сотрудничество в вопросах транспортировки и переработки "голубого топлива", добываемого в Казахстане, на российских газоперерабатывающих заводах с последующей организацией сбыта товарной продукции, в том числе путем обменных операций на взаимоприемлемых условиях. Предполагается, что при этом качество промысловой подготовки газа будет доводиться до уровня экспортных стандартов при попутном внедрении новейших технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

В рамках соглашения предусматривается создание на паритетной основе совместного казахстано-российского предприятия, в состав участников которого войдут ЗАО "Национальная компания "Транспорт нефти и газа" и ОАО "Газпром". В сферу деятельности СП будут входить:

• закупка и маркетинг природного газа на взаимовыгодных и экономически приемлемых условиях, включая природный газ Карачаганакского месторождения (данный пункт особенно актуален, принимая во внимание тот факт, что добыча и отгрузка газоконденсата на Карачаганаке периодически приостанавливались из-за возникающих проблем с двойным налогообложением и отсутствием контрактов на сбыт продукции);

• транспортировка и переработка казахстанского газа на газоперерабатывающих заводах России, включая объемы газа, предназначенные для потребления в Республике Казахстан;

• оптимизация маршрутов транспортировки природного газа и организация обменных операций на принципах экономической целесообразности для газоснабжения потребителей в Республике Казахстан;

• выполнение функций оператора при осуществлении совместных проектов транспортировки природного газа через территории России и Казахстана на рынки третьих стран;

• создание новых экономически конкурентоспособных газотранспортных мощностей и необходимой инфраструктуры. [29; с 55]

Вновь создаваемому совместному предприятию гарантируется предоставление возможностей для использования и расширения действующих на территории Казахстана и России мощностей.

Координация и контроль над выполнением пунктов двустороннего соглашения возложена на Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и Министерство энергетики Российской Федерации. Предполагается, что по итогам каждого полугодия в период всего срока действия соглашения стороны будут осуществлять необходимый обмен информацией по всем вопросам, обеспечивающим развитие сотрудничества и выполнение поставленных задач. В России "эра дешевого газа" подходит к концу, а ввод в эксплуатацию новых месторождений, расположенных в экстремальных климатических условиях, вряд ли кардинальным образом повлияет на наметившуюся тенденцию снижения общего объема добычи природного газа. В этой связи, интерес Москвы к газовым проектам на территории сопредельного государства (причем интерес стратегический) вполне закономерен: гораздо экономичнее получить доступ к дешевому казахстанскому газу, чем осваивать практически "с нулевого цикла" отдаленные от потребителей месторождения где-нибудь в Заполярье.

При этом "северный сосед" сохраняет полный контроль над доступом газа из Центральной Азии на рынки европейских стран. Возможности же окрепшего российского бизнеса таковы, что не исключено, что уже в ближайшее время россияне получат новые доли в уже действующих на территории Казахстана совместных нефтегазовых проектах, потеснив иностранных партнеров. [30; с 54]

Геополитические изменения, произошедшие в мире после известных событий 11 сентября 2001 года, заставляют Москву пересматривать свои позиции в регионе и более активно лоббировать проникновение российского капитала в экономику центрально-азиатских стран. При этом интеграция газовых секторов двух сопредельных государств как нельзя лучше дополняет традиционно благоприятные внешнеполитические взаимоотношения между Казахстаном и Россией.

О стратегическом партнерстве свидетельствует и то, что Москва и Астана предполагают дальнейшую автоматическую пролонгацию соглашения на последующие пятилетние периоды, если одна из сторон не менее чем за два года до истечения очередного срока не уведомит другую сторону о своем намерении его расторгнуть.

Похоже, российский бизнес намерен твердо закрепиться на казахстанском газовом рынке, активизируясь как в сфере транспортировки и экспортных поставок, так и в секторе газодобычи.

В ноябре 2001 года казахстанское Министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) представило на рассмотрение правительства проект Концепции развития газовой отрасли республики на период до 2015 года. По замыслу разработчиков, концепция должна дать четкое представление о том, как организовать работу газовой отрасли Казахстана на перспективу. [31; с 6]

Однако, по словам Касымжомарта Токаева, предложенный проект вызвал много вопросов, так как в нем хотя и подробно рассказывалось о том, что министерство намеревалось делать в ближайшие годы, но, в то же время, ни слова не говорилось о конкретных механизмах реализации намеченного. Кроме того, в проекте концепции отсутствовал один из основных программных блоков - фискальный (как известно, проблема налогообложения является наиболее острой при организации производства и экспорта энергоресурсов). Проект обсуждался на нескольких заседаниях правительства, после чего был отправлен на доработку в МЭМР.

В своем окончательном варианте концепция была утверждена в середине января текущего года. В качестве основных направлений поэтапного развития газовой отрасли Казахстана определялись:

• формирование и расширение ресурсной базы; • завершение строительства газоперерабатывающих мощностей;

• стабильное обеспечение газом внутреннего казахстанского рынка;

• развитие отечественной газохимической индустрии;

• расширение газотранспортных мощностей;

• организация экспортных поставок казахстанского газа на зарубежные рынки. [32; с 5]

В рамках утвержденной концепции основными источниками "голубого топлива", формирующими ресурсную базу страны, определяются нефтегазовые месторождения Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, расположенные в Западном регионе Казахстана, а также перспективная нефтегазоносная структура Кашаган на шельфе Каспийского моря. Производственные мощности указанных месторождений позволят довести к 2005 году уровень добычи до 20,5 млрд. кубометров газа, к 2010 году - до 35 млрд. кубометров, а к 2015 году - до 45-50 млрд. кубометров газа. В частности, только на Карачаганакском и Тенгизском месторождениях к 2015 году планируется добывать, соответственно, 25 млрд. и 8-10 млрд. кубометров газа. [33; с 90]

Вместе с этим, ожидается завершение разведки и переход к промышленному освоению ряда новых, так называемых "малых" газовых и нефтегазовых месторождений на западе и юге республики. По мнению экспертов, наиболее перспективными из них являются газовое месторождение Амангельды (25 млрд. кубометров газа), нефтегазовые Алибекмола и Кожасай (каждое с 6-7 млрд. кубометров попутного газа).

Промышленную переработку добываемого углеводородного сырья предполагается наладить как на базе модернизируемых мощностей Жанажолского ГПЗ, так и на российских заводах.

Рост производства газа предполагает увеличение на его базе экспортного потенциала республики. Прогнозируется, что уже к 2015 году Казахстан будет способен экспортировать в страны ближнего и дальнего зарубежья до 35 млрд. кубометров газа. По словам вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Узакбая Карабалина, основными направлениями экспорта казахстанского природного газа станут Россия и страны Западной Европы.

В числе приоритетных моментов сотрудничества, обсуждавшихся в ходе встреч на высшем уровне, следует отметить вопросы, связанные с функционированием энергетических систем Казахстана и России, которые сегодня восстановлены и работают в параллельном режиме, более того, рассматриваются вопросы продажи энергии в Европу. И, пожалуй, самым значимым пунктом этого блока является решение о создании в этом году совместного предприятия на базе Экибастузской ГРЭС-2.

Достигнуты договоренности по вопросу развития сотрудничества в космической сфере, в частности по эксплуатации уникального научного и технического комплекса "Байконур". Тесное партнерство в этой сфере выглядит весьма перспективным для обоих государств и, безусловно, будет способствовать реализации Казахстаном собственной космической программы.

Космодром Байконур - не только самый большой и лучше всего оборудованный, но и единственная точка, откуда Россия способна выводить спутники на геостационарную орбиту, имеющую уникальное значение в коммерческом и военном отношениях. Полигон стратегической противоракетной обороны в Сарышагане Россия еще долго не сможет воссоздать в другом месте. Учитывая растущий интерес США к ПРО и перспективы пересмотра Договора 1972 г., России в недалеком будущем этот полигон может снова понадобиться для поддержания стратегического паритета или создания совместной с США глобальной системы защиты от ракетной угрозы. Радар СПРН там же в Сарышагане перекрывает широкий веер ракетоопасных направлений с юга, где распространение ракетных носителей и оружия массового уничтожения идет наиболее интенсивно. Наконец, образцовый полигон ракет тактической ПРО/ПВО в Эмбе позволяет России все еще удерживать мировое первенство в этой области (включая испытания знаменитой системы С-300 и ее новых модификаций). Конечно, межгосударственные отношения страдают от того, что Москва не платит за аренду Байконура[34; с 65]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.