Рефераты. Казахстано-российские отношения в постсоветский период

В силу исторической и географической близости, интегрированности нефтетранспортной инфраструктуры Казахстан рассматривает сотрудничество с российскими компаниями как приоритетное. Одним из экономически привлекательных направлений развития внешнеэкономической деятельности является экспорт казахстанской нефти в западный Китай. Реализация проекта нефтепровода «Казахстан - Китай» открывает новое экспортное направление для транспортировки казахстанской нефти на перспективный рынок Поднебесной, возрастающие потребности в энергоресурсах которой обусловлены стремительными темпами экономического развития страны. Важно отметить, что проекты, реализуемые казахстанскими трубопроводчиками, будут способствовать дальнейшему укреплению позиций крупнейших нефтетранспортных компаний наших стран, как на евразийском пространстве, так и на мировом рынке транспортировки углеводородов. Принимая во внимание максимальную мощность трубопровода Казахстан - Китай в 50 млн. т., возможно и целесообразно долговременное участие российских компаний в данном нефтетранспортном проекте. [22; с 11]

Особое место в развитии сотрудничества Казахстана и России занимает приграничное сотрудничество. Наиболее стабильные торгово-экономические связи с различными регионами Казахстана поддерживают Оренбургская, Курганская, Омская, Астраханская, Челябинская, Новосибирская, Саратовская области, г. Москва и Алтайский край. В целом товарооборот приграничных субъектов РФ с Казахстаном возрос с 1,6 млрд.долл. в 1998 г. до 6,7 млрд.долл. в 2005 г., т.е. более чем в 4 раза. [23; с 32]

Развитие приграничных торгово-экономических связей сдерживается в определенной мере низким уровнем инвестиционного сотрудничества, отсутствием надежных механизмов взаиморасчетов и урегулирования экономических споров, высокими транспортными тарифами, различными требованиями к сертификации продукции, необорудованностью погранпереходов.

Вместе с тем, несмотря на ряд имеющихся достижений в области взаимного инвестиционного сотрудничества, целесообразно выделить ряд проблемных моментов:

- недостаточный удельный вес взаимных инвестиций в казахстанско-российском сотрудничестве;

- отраслевые диспропорции в направлениях инвестиций.

Политика взаимного инвестирования пока еще не имеет системного характера, хотя участие казахстанского капитала в развитии России может принести крупные дивиденды как экономического, так и политического характера. В последние годы становится очевидной активизация российского бизнеса в Казахстане.

Одним из перспективных направлений развития финансового сотрудничества между Казахстаном и Россией является взаимодействие в банковской сфере. В развитие сотрудничества стран СНГ, в частности российско-казахстанского, в январе 2006 г. в Астане было подписано межправительственное Соглашение об учреждении Евразийского банка развития (уставный капитал - $1,5 млрд). При этом доля России составляет $1 млрд, доля Казахстана - $500 млн. Деятельность данного банка направлена на расширение взаимовыгодных торгово-экономических связей между Казахстаном и Россией, а в перспективе - между государствами - участниками ЕврАзЭС и ЕЭП. Активное развитие межбанковских связей двух государств становится важным фактором их устойчивого экономического роста и будет способствовать успешной реализации совместных проектов в реальном секторе экономики, а так же в вопросах интеграции финансово-экономических инфраструктур России и Казахстана. [24; с 66]

Вместе с тем, следует констатировать, что рынок ценных бумаг Казахстана в настоящее время еще не в полной мере выполняет свои основные функции по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции, в том числе в межгосударственном отношении. Хотя обладает огромным потенциалом развития, в том числе в части финансирования инвестиций в реальном секторе экономики.

До настоящего времени инфраструктура российского фондового рынка не так доступна для полной интеграции внешних инфраструктур (обслуживания иностранных депозитариев), как и инфраструктура фондового рынка Казахстана. В первую очередь, это законодательные ограничения в Российской Федерации, препятствующие работе депозитариев-нерезидентов в качестве номинальных держателей. Ситуация, когда казахстанские компании упорно не хотели выходить на фондовый рынок постепенно меняется. Однако необходимо отметить, что наибольшей популярностью при проведении первичного размещения акций у казахстанских компаний пользуется Лондонская фондовая биржа, а не российские или казахстанские биржи.

В период после обретения независимости Республика Казахстан стала активным участником общемировых экономических процессов. Международное экономическое сотрудничество и интеграция в мировую экономику служат, в том числе, цели повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Казахстан.

Не секрет, что сегодня только создание эффективных механизмов взаимодействия национальных экономик в рамках международного сотрудничества позволяет давать адекватные ответы на вызовы глобализации мировой экономической системы.

В настоящий момент в Казахстане созданы благоприятные предпосылки для успешного развития внешнеэкономических связей. К этим предпосылкам относятся: политическая стабильность, большие природные богатства, развитая промышленность, высокая квалификация рабочей силы, удачное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ.

В Республике на основе международных правовых норм создана и постоянно совершенствуется законодательная база системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Главная задача внешнеэкономической деятельности Казахстана в условиях рыночной экономики - это активное участие экономики республики в международном разделении труда с целью совершенствования структуры народного хозяйства, ускоренного развития экономики и повышения ее значимости на международной арене.

С учетом существующих внешнеэкономических приоритетов Республики Казахстан, к ее основным международным партнерам можно отнести Российскую Федерацию, КНР, центральноазиатские страны, государства ЕС и др.

Российско-казахстанское экономическое сотрудничество является важным фактором устойчивого роста экономик двух государств. Основными стратегическими направлениями двухстороннего сотрудничества России и Казахстана является взаимодействие в сфере энергетики, торговли, транспорта, промышленности.

На сегодняшний день Россия является основным торговым партнером Казахстана, на ее долю приходится около 24% от общего товарооборота РК. Из 89 регионов РФ 76 имеют налаженные торгово-экономические связи с Казахстаном. Ярким примером долгосрочного торгово-экономического взаимодействия России и Казахстана стало создание совместного предприятия ООО «Астраханский зерновой терминал».

Участие российских и казахстанских компаний в освоении углеводородных ресурсов Каспия также представляют собой важный аспект регионального сотрудничества двух стран.

В сотрудничестве с Российской Федерацией Казахстан развивает и направление глобальной значимости - космические исследования

В Казахстане проводится разработка национальной космической программы на 2008-2020 годы. Ее целью является развитие космической деятельности для удовлетворения потребностей социально-экономического развития, перспектив вхождения в число ведущих космических держав мира.

Активно развивается и российско-казахстанское сотрудничество в банковской сфере. К настоящему времени заключены договора о сотрудничестве между российским ОАО «Омскбанк» и казахстанским « БанкТуранАлем».

Экономические и географические особенности Казахстана делают его экономику одной из наиболее грузоемких в мире и обуславливают ее высокую зависимость от транспортной системы. Правительством Казахстана была разработана и утверждена Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, предусматривающая инвестирование в размере 26 млрд. долларов США в создании инфраструктуры в течение ближайших 10 лет. Целью данной Стратегии является достижение опережающего развития траспортно-коммуникационного комплекса Казахстана в соответствии с задачами экономической стратегии государства.

Особую значимость в связи с этим приобретает казахстано-российское сотрудничество в транспортной сфере. Наиболее взаимозависимы друг от друга железнодорожные системы двух стран.

По территории Казахстана проходят и формируются на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры четыре международных транспортных коридоров, в числе которых:

Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ):

Западная Европа-Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан

ТРАСЕКА: Восточная Европа-Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык-Алматы-Актау).

Север-Юг: Северная Европа - страны Персидского залива через Россию и Иран, с участием Казахстана

На первый взгляд, состояние российско-казахстанских торговых отношений не вселяет особого беспокойства. Во внешнеэкономических связях России с государствами СНГ Казахстан устойчиво занимает третье место после Украины и Белоруссии. В общем товарообороте Российской Федерации с государствами - членами СНГ доля Казахстана на протяжении ряда лет колеблется в пределах 13-15 процентов

Однако статистика свидетельствует, что торгово-экономические отношения между нашими странами претерпевают довольно значительный регресс. Дефолт 1998 года тяжело ударил по хозяйственным связям России со странами СНГ, включая Казахстан. В 1999 году товарооборот двух стран составил всего 69,2 процента от уровня 1998 года

В 2000 году взаимный товарооборот возрос до 4,24 миллиарда долларов, однако этот показатель уступает наиболее благоприятному 1996 году, когда он достиг 5,59 миллиарда долларов. При этом, если экспорт из России в Казахстан в 2000 году уменьшился по сравнению с 1996 годом, в общем, незначительно - с 2,55 до 2,46 миллиарда долларов, то импорт упал заметно - с 2,67 до 1,78 миллиарда долларов

Даже в периоды резкого снижения товарооборота между Россией и Казахстаном объем товаров и услуг, перемещаемых между казахстанскими приграничными областями и 12 соседними российскими регионами оставался стабильно высоким. В настоящее время он составляет 60 процентов общего объема товарообменных операций, что в значительной мере объясняется сохранением традиционных экономических связей, сформировавшихся в рамках прежнего народнохозяйственного комплекса

Важным событием в формировании отношений субъектов Российской Федерации с Республикой Казахстан стала состоявшаяся в Астане 21 декабря 1998 года встреча губернаторов приграничных российских областей с акиматами (администрациями) ряда областей сопредельного государства. По ее итогам подписан протокол - своеобразная программа сотрудничества на ближайшие годы. Важной положительной новацией также можно считать учреждение подкомиссии по приграничному сотрудничеству в рамках межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Вопросы приграничного сотрудничества регулируются также российско-казахстанским соглашением о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам от 25 февраля 1993 года, межправительственным соглашением о сотрудничестве приграничных областей от 26 января 1995 года и российско-казахстанским договором об экономическом сотрудничестве на 1997-2007 годы и соответствующей программой от 12 октября 1998 года.

Позитивный импульс развитию межрегионального приграничного сотрудничества должны придать межправительственное соглашение и программа приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 годы, подписанные во время официального визита в Астану председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина 24 сентября 1999 года. На основе предложений приграничных субъектов, министерств и ведомств Российской Федерации и с учетом пожеланий казахстанской стороны подготовлен проект мероприятий по реализации программы приграничного сотрудничества. В нем предусмотрены конкретные действия сторон в области топливно-энергетического комплекса, металлургии, информации и связи, координация деятельности центров стандартизации и сертификации и т.д. Намечены меры по укреплению правопорядка и контроля на государственной границе. 15 февраля 2000 года проект мероприятий был утвержден на очередном заседании российско-казахстанской межправительственной комиссии по сотрудничеству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.