Рефераты. Казахстано-российские отношения в постсоветский период

Ответный первый официальный визит Президента России В. Путина в Казахстан состоялся 9 - 11 октября 2000 г. По итогам переговоров была подписана двусторонняя Декларации о сотрудничестве на Каспийском море.

Главы государств высказались также за углубление взаимодействия между двумя странами в гуманитарной сфере и подчеркнули взаимную заинтересованность, в развитии научных и культурных связей, подписав Меморандум о развитии сотрудничества Казахстана и России в гуманитарной сфере. [12; с 70]

Вопросы экономического сотрудничества двух стран последовательно рассматривались во время визитов в Москву главы Казахстана 17 -18 ноября 2000 г. и правительственной делегации 19- 20 декабря 2000 г.; в центр внимания ставились вопросы сотрудничества в нефтегазовом секторе, взаимодействия предприятий оборонных отраслей промышленности двух стран и реализации проектов по интеграции энергетических систем Казахстана и России.

Заметно активизировалось сотрудничество двух стран в военно-промышленном комплексе, были разработаны проекты соглашений о взаимодействии при экспорте вооружений в третьи страны, о защите информации и о защите прав интеллектуальной собственности.

Таким образом, в конце 90-х - начале 2000-х гг., на этом этапе развития казахстанско-российских отношений сторонам, базируясь на предшествующем опыте сотрудничества, удалось не только позитивно закрепить конструктивное взаимодействие в политической, экономической, военно-технической, культурно-гуманитарной областях, но и обеспечить последовательную реализацию во взаимоотношениях политики стратегического партнерства.

Вместе с тем, на каждом из обозначенных этапов стороны продолжали продвигаться в решении проблем, которые - как "ребро жесткости" всей системы связей двух стран - естественным образом оставались актуальными в течение всей, пока довольно краткой, но вполне содержательной истории межгосударственных отношений Казахстана и России. В их числе проблемы экономической интеграции и развития торговых связей, сотрудничество в урегулировании Каспийской проблемы, модернизация системы коллективной безопасности и противостояние угрозе терроризма и наркоторговле, совместная реализация комплексной программы освоения космоса и использования космодрома "Байконур", углубление гуманитарных и социально ориентированных контактов.

Современный этап сотрудничества (2002 – 2006 гг.) характеризуется общими усилиями наших государств во вхождении в число наиболее конкурентоспособных стран мира, а также в укреплении безопасности в центральноазиатском регионе. Именно в этот период произошло определение казахстанско-российской границы. [13; с 8]

С точки зрения сегодняшнего дня можно констатировать, что, несмотря на известную противоречивость политических и социально-экономических процессов, протекавших в 1991-1993 гг. как в России, так и в Казахстане, в большей степени между ними преобладал конструктивный диалог, и неизменно сохранялся добрососедский и дружественный характер двусторонних отношений.

Как отмечает Н.А. Назарбаев, "многое объединяет Казахстан и Россию в политической сфере. Здесь, в первую очередь, надо подчеркнуть, что оба государства привержены интеграции постсоветского пространства, имеют одинаковую точку зрения по проблемам безопасности и региональной стабильности. Та степень политического доверия, которой достигли наши страны, позволяет судить о них, как о незыблемых союзниках не только в ближайшем будущем, но и в стратегической перспективе". [14; с 5]

Совершенно очевидно и то, что Казахстан и Россия имеют все необходимые ресурсы и объективные предпосылки для интенсивного развития взаимовыгодных двусторонних отношений.

Во-первых, тенденция к сближению определяется историческими и геополитическими аспектами. Территории Казахстана и России занимают огромную площадь Евразийского региона. Оба государства по данному показателю входят в десятку крупнейших стран в мире, имея при этом самую протяженную в мире общую границу - свыше семи тысяч километров. Геополитическое положение двух наших стран позволяет рассматривать их как особое связующее культурно-историческое звено, своего рода цивилизационный мост между двумя субконтинентами. А удивительно гармоничный синтез разнообразных культур сформировал особый евразийский менталитет населения, в основе которого - традиции дружбы и добрососедства. [15; с 12]

Во-вторых, в мире найдется, наверное, немного государств, геополитическое положение которых столь жестко детерминировало бы основные направления их внешней политики. История и география объективно предопределили для Казахстана приоритетный характер его отношений с Россией. К сожалению, приходится признать, что ради чьих-то интересов и амбиций в этих взаимоотношениях порой были и моменты, полные драматических коллизий и противоречий. И все же гораздо больше было спокойных и созидательных периодов дружеских контактов, характеризующихся богатым внутренним содержанием и разнообразием форм, породивших массу примеров единения в общей борьбе против внешних опасностей и угроз. Можно сказать, что усилия руководства Казахстана и России по развитию и углублению интеграции между нашими странами предопределены самой историей, отражают насущные проблемы наших народов.

В-третьих, лидеры двух государств отлично осознают всю значимость тесного сотрудничества в плане обеспечения стратегической безопасности. Вызовы и угрозы современной эпохи в одинаковой степени нависли над всеми государствами, независимо от их влияния и положения в мире. В связи с этим, с одной стороны, Россия имеет все основания рассматривать Республику Казахстан как своего главного стратегического союзника в Центральной Азии. Кроме того, Москва заинтересована в сохранении и укреплении своего влияния в стратегически важном регионе, от стабильности которого зависит очень многое на евразийском пространстве. Потерю своего веса среди восточноевропейских стран, уже вступивших или готовящихся вступить в НАТО, Россия наверняка будет компенсировать укреплением своих политических и экономических позиций в Центральной Азии. [13; с 78]

С другой стороны, излишне говорить о том, насколько значима роль России для Казахстана, имеющего все же некоторые минусы своего геополитического положения:

• близость к центрам международного терроризма и религиозного экстремизма;

• нахождение вблизи государств "третьего мира", стремящихся произвести ядерное оружие;

• непредсказуемость положения у южных соседей[;]

Кроме этого, на положение Казахстана негативно влияет отсутствие прямого выхода к Мировому океану и фактическая отрезанность от западноевропейских государств. Все это обуславливает приоритетность взаимодействия во внешнеполитическом и военно-стратегическом направлениях с таким мощным соседом, как Россия.

Четвертой необходимой предпосылкой для развития взаимовыгодного сотрудничества между Казахстаном и Россией является наличие огромного ресурсного потенциала обеих стран. Прежде всего, это касается богатейших месторождений энергетического сырья. На долю двух стран приходится почти 93 % нефти, 65 % природного газа и 82 % каменного угля в СНГ. Учитывая немалую схожесть ресурсных потенциалов, со временем правомерно ожидать получения законных дивидендов от координации политики на мировых рынках сырья, поскольку оба государства имеют общую стратегию в такой сфере, как экспорт углеводородов на мировые рынки. По запасам черных и цветных металлов Казахстан и Россия также занимают лидирующие позиции в мире.

С другой стороны, граждан наших стран связывают многочисленные родственные нити. Около одного миллиона казахов проживает сегодня в России, и свыше 4 миллионов русских насчитывается в Казахстане. Такая тесная взаимосвязь играет особую роль в формировании позитивной морально-психологической атмосферы поддержки населением обеих стран политики укрепления двусторонних отношений.

Таким образом, в развитии казахстанско-российских отношений в первые десятилетия независимости можно выделить несколько этапов.

На первом этапе формирования двусторонних отношений Казахстана и России, охватывавшем краткий временной период - не более полугода, - были определены направления развития сотрудничества и закреплены основные принципы взаимных отношений, сформировавшие стратегию казахстанского и российского руководства в вопросах, так или иначе касающихся интересов обеих стран. Декларируя взаимную открытость и готовность к развитию сотрудничества по всем направлениям, стороны апеллировали к идее обновленного евразийства.

В первой половине 90-х гг., на втором этапе развития двусторонних казахстанско-российских отношений - этапе формирования конструктивной модели взаимодействия - стороны обратились к решению текущих, повседневных хозяйственных, производственных и прочих вопросов на основе преимущественно межведомственных договоренностей. Это же относится и к проблемам сотрудничества сопредельных регионов, которые на этом этапе были в числе наиболее приоритетных направлений двусторонних контактов. [14; с 90]

Несмотря на сложности переходного периода, сторонам удалось не только предотвратить развитие ситуации по нисходящей, но и создать "стартовую площадку" для конструктивного урегулирования потенциально и реально конфликтных проблем. Это проблемы - прежде всего, касающиеся вопросов смены гражданства, обеспечения высокого правового статуса граждан одной страны, проживающих на территории второй страны, использования и сосуществования языков в Казахстане - государственного казахского и официального русского.

Исключительную важность в двусторонних отношениях приобрели обострившиеся в середине 90-х гг. проблемы совместного использования космодрома "Байконур", взаимодействия в решении каспийской проблемы в целях обеспечения разработки недр Каспия и, наконец, сотрудничества в обеспечении деятельности системы коллективной безопасности, особенно на южных рубежах Содружества Независимых Государств.

Системе взаимоотношений с Россией со стороны Казахстан в полной мере стали присущи прагматизм, открытость, согласование позиций по взаимно интересующим вопросам на переговорах с третьими сторонами, стремление решать проблемы в соответствии с политикой стратегического партнерства, взаимно заявленной в качестве официальной линии во взаимоотношениях с Россией. В этот период в основных чертах сформировалась ее договорно-правовая, политическая и экономическая основа; развитие отношений с Россией было названо в Казахстане приоритетом. [15; с 5]

В конце 90-х - начале 2000-х гг. сторонам, базируясь на предшествующем опыте сотрудничества, удалось не только позитивно закрепить конструктивное взаимодействие в политической, экономической, военно-технической, культурно-гуманитарной областях, но и обеспечить последовательную реализацию во взаимоотношениях политики стратегического партнерства.

Проблем, сдерживавших темпы развития казахстанско-российских отношений, было в целом не много, но они на разных этапах создавали дополнительные сложности. В частности определенные трудности возникли в ходе решения каспийской проблемы при определении принадлежности нескольких месторождений, находящихся в зоне прохождения модифицированной срединной линии, разделяющей дно северной части Каспия.

Однако все принципиальные вопросы, касающиеся Каспия, в настоящее время решены. Разногласия между сторонами возникали также по причине несвоевременных выплат российской стороной средств за аренду комплекса «Байконур» и компенсаций расходов Казахстана на содержание и эксплуатацию космодрома в 1992 и 1993 гг. [16; с 9]

Сложности возникали и при создании в 1998 г. правовой базы, регламентирующей механизмы взаимоотношений во всем спектре проблем по эксплуатации "Байконура». С рядом трудностей пришлось столкнуться сторонам при определении статуса русского языка и порядке его функционирования в Республике Казахстан. Но, как бы то ни было, в своих двусторонних отношениях Казахстану и России удавалось поддержать баланс интересов, сохранять стабильность и устойчивость на основных направлениях сотрудничества, его содержательность и динамизм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.