За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.
Быстрый экономический рост Сообщества и масштабы его влияния на международную жизнь превратили его в один из трех основных центров современного мира.
На территории Сообщества нет сколько-нибудь существенных природных ресурсов. Поэтому его хозяйственная жизнедеятельность зависит от свободы мировой торговли. Неудивительно, что торговая политика Сообщества всегда отличалась либерализмом. Его внешние таможенные пошлины на промышленные товары не превышают 20% и являются одними из самых низких в ГАТТ.
ЕС – крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти одна пятая часть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.
ОТНОШЕНИЯ С ЕАСТ.
Главное отличие ЕАСТ от ЕС состоит в том, что при осуществлении свободной торговли между входящими в нее странами ни одна из них не поступается какими-либо элементами своего суверенитета и не создаются институты, обладающие законодательной властью.
В 1984 г. ЕС и ЕАСТ заключили соглашение о создании единого хозяйственного пространства и о распространении сотрудничества на такие сферы, как экономическая, валютная и промышленная политика, НИОКР, экология, рыболовство, транспорт, черная металлургия.
ЕАСТ предпочитала бы заключить такие соглашения, которые предоставляли бы ее членам все выгоды от подобного союза, но позволяли бы избегнуть участия в институциональных аспектах деятельности ЕС.
В результате длившихся два года переговоров в мае 1992 года ЕАСТ и ЕС заключили соглашение о Едином экономическом пространстве. В пределах этой территории должны соблюдаться 4 известных свободы движения: людей, товаров, услуг, капитала.
США.
Несмотря на некоторые различия в торговой политике, в частности, в области обмена продукцией сельского хозяйства и сферы услуг, ЕС и США разделяют концепцию «единого мира», которая во многом способствовала их процветанию. Представители ЕС и США проводят постоянные взаимные консультации; с 1981 г. уровень их политического диалога возрос благодаря переходу к ежегодному обмену официальными делегациями во главе с высокими должностными лицами, как Государственный секретарь США и Председатель Комиссии ЕС.
В 1990 г. США и ЕС подписали Трансатлантическую хартию, которая способствует дальнейшему укреплению их отношений, прежде всего в политической сфере.
ЯПОНИЯ.
Объем японского экспорта в Сообщество примерно вдвое выше, чем объем закупок Японии в ЕС. Этот дисбаланс вызывает напряженность во взаимных отношениях. В течение многих лет Сообщество критиковало Японию за «демпинг дешевых товаров» в Европе и за то, что японцы не спешат открыть свой внутренний рынок для европейских товаров.
Японские инвестиции в Сообществе уже достигли значительных масштабов. Например, вложение в завод автомобильных моторов в одной из стран ЕС породило юридический акт Сообщества, в соответствии с которым 80% всего объема автомобилей, производимых дочерними японскими предприятиями, должны производиться в Европе. Этот документ, а также подписанная совместная декларация, являются правовой основой отношений ЕС и Японии.
КАНАДА.
У Канады, как и у США, общие с европейскими странами ценности. Для Канады сходство даже глубже. Канада, большинство стран ЕС и США, достигли высокого уровня промышленного развития, во все большей мере основывающегося на высоком уровне технологии, а также значительной доли сектора услуг в экономике. Для Канады ЕС является вторым после США зарубежным торговым партнером и инвестором.
Для рассмотрения вопросов торговли дважды в год – поочередно в Брюсселе и в Оттаве – происходят встречи руководства ЕС и канадских высокопоставленных официальных лиц. Ежегодно происходит обмен мнениями с канадскими парламентариями и депутатами Европарламента по вопросам двусторонних и международных отношений. Всеамериканская хартия, аналогичная Трансатлантической хартии между ЕС и США, была подписана ЕС и Канадой в 1990 г.
АВСТРАЛИЯ И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ.
Эти страны также объединяет в ЕС историческая и культурная общность. Многие американцы и канадцы, австралийцы и новозеландцы уходят корнями в страны ЕС, а также в государства Центральной и Восточной Европы. Австралия и Новая Зеландия поддерживают с ЕС постоянный диалог – обмен парламентариями, консультации министров.
Для Австралии ЕС – основной экспортный рынок и ведущий импортер. Сообщество является также третьим по величине зарубежным инвестором в этой стране. ЕС выступает и ведущим контрагентом Новой Зеландии, на него приходится примерно 22% оборота новозеландской внешней торговли. ЕС обеспечивает также примерно половину осуществляемых в Новой Зеландии валовых капиталовложений.
СТРАНЫ АФРИКИ И КАРИБСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА.
ЕС – крупнейший единый экономический партнер развивающихся стран. Проводимая в отношении этой группы государств политика Сообщества включает помощь на цели развития и модернизации экономики и специальные торговые соглашения, нацеленные на обеспечение доступа товаров развивающихся стран на территорию Сообщества. Члены ЕС вместе с другими развитыми государствами участвуют в оказании срочной продовольственной помощи развивающимся странам, чье население страдает от голода. Параллельно ЕС финансирует стратегические продовольственные программы, направленные на снижение зависимости третьего мира от внешних источников снабжения продуктами питания.
СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК.
Соглашения об ассоциированном членстве заключены Сообществом с Турцией, Кипром и Мальтой; все они уже подали заявки на вступление в ЕС в качестве полноправных членов.
В Южном Средиземноморье и на Ближнем Востоке у ЕС имеются торговые соглашения с 8 странами – Алжиром, Марокко, Тунисом, Египтом, Израилем, Иорданией, Сирией и Ливаном. В соответствии с этими соглашениями указанные страны получают право беспошлинного ввоза на территорию Сообщества своих промышленных товаров, а также льготной торговли своей сельскохозяйственной продукцией. Имеется и соглашение ЕС с Советом по сотрудничеству стран Персидского залива, участниками которого являются Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар и ОАЭ.
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА.
На все страны этого континента распространяются единые торговые преференции и некоторые льготы, цель которых – стимулирование экспорта латиноамериканских изделий в Сообщество. Традиционно данные страны имеют положительное сальдо в торговле с ЕС. Сообщество поддерживает процесс латиноамериканской региональной интеграции и направляет в этот регион все более масштабную финансовую и техническую помощь.
ЕС заключило коллективные соглашения о сотрудничестве с 6 странами Центральной Америки и 5 государствами-участниками Андского пакта. Цель этих соглашений – поддержание мира, упрочение демократии и стимулирование экономического развития в названных регионах. Со всеми остальными странами Латинской Америки заключены двусторонние соглашения о торговле и сотрудничестве.
АЗИЯ.
У ЕС имеется соглашение о сотрудничестве с общим рынком АСЕАН, который включает 7 восточно-азиатских государств, а также соглашения о торговле и сотрудничестве с Индией, Пакистаном, Шри-Ланка и Бангладеш. Все они пользуются торговыми льготами на основании общего режима торговых преференций Сообщества.
Важнейшими целями внешней политики ЕС являются поддержание свободы торговли и стимулирование экономического развития стран третьего мира. Задача состоит в защите самых широких интересов граждан Сообщества и, несомненно, ЕС способно выполнить ее лучше, чем каждая из его 12 стран-участниц – по отдельности.
ЕС И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
Еще в 1972 г. ЕС предприняло первую безуспешную попытку формально нормализовать отношения с восточно-европейскими странами (неформальные контакты существовали уже в 60-е гг.). Впоследствии такие попытки делались неоднократно. Среди них следует особо отметить предложение Комиссии ЕС от ноября 1974 г. о заключении торговых соглашений ЕС по отдельности с каждым европейским участником СЭВ.
Дорогу к установлению отношений на официальном уровне между Сообществом и каждой из стран-участниц СЭВ проложила лишь Совместная Декларация, подписанная в июне 1988 г. Летом 1988 г. эти отношения уже были установлены, и в том же году при Комиссии ЕС открылись представительства этих стран. Начались и переговоры о заключении соглашений о торговле и сотрудничестве между ними и Сообществом. Первое подобное соглашение – между ЕС и Венгрией – было подписано в декабре 1988 г.
Новый импульс отношения ЕС со странами Восточной и Центральной Европы получили в 1989 г. во время совещания глав государств и правительств 7 ведущих стран Запада, которое имело место в Париже 14 июля 1989 г., было принято решение о предоставлении экономической и финансовой помощи Венгрии и Польше. Последней выделялась также срочная продовольственная помощь. Координация помощи была возложена на Комиссию ЕС, что свидетельствовало о признании непрерывно возраставшей роли Сообщества на международной арене. Помощь должна была поступать в виде безвозвратных займов от 24 стран ОЭСР.
В рамках помощи ОЭСР Польше и Венгрии (как странам, предпринявшим наиболее конкретные шаги на пути к рыночной экономике) Сообщество разработало свой собственный механизм. Так возникла программа ФАРЕ, получившая имя по первым буквам английского названия программы: «Польша и Венгрия: помощь в целях модернизации экономики» (Poland and Hungary: Assistance for the Reconstruction of their Economy).
Вначале программа ФАРЕ была разработана для поддержки структурной перестройки экономики, стимулирования перемен, необходимых для перехода от планового к рыночно ориентированному хозяйству, к частному предпринимательству. Помощь в рамках этой программы оказывалась преимущественно в форме технического содействия и передачи технологий. Ее основными получателями выступают сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, энергетика, финансовые услуги. Она направляется также приватизации, стимулирования инвестиций, охраны окружающей среды и обучения специалистов.
Первоначально программа ФАРЕ была нацелена на оказание помощи исключительно Польше и Венгрии. Затем, однако, она распространилась на Чехо-Словакию, Болгарию, Румынию и Югославию, а с 1992 г. – на Албанию и государства Балтии.
Страны СНГ не подлежат включению в программу ФАРЕ. Для них ЕС создал параллельный фонд.
Программа Фаре Европейского Союза, которая изначально была программой технического содействия, теперь приобрела задачу поддержать в качестве программы структурной помощи стратегию на вступление стран Центральной Европы в Европейский Союз.
Падение коммунистических режимов привело к активизации отношений между ЕС и странами Центральной Европы. В том числе были подписаны соглашения об ассоциации, так называемые "Европейские Соглашения".
"Эти отношения стали еще более тесными с тех пор, как на заседании Европейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года было заявлено, что страны, подписавшие "Европейские Соглашения" с ЕС, имеют право быть членами ЕС.
В настоящее время действуют десять Соглашений. Шесть из них - с Болгарией, Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией вступили в силу. Соглашения с Эстонией, Латвией, Литвой и Словенией пока не ратифицированы.
Эти соглашения придают странам, их подписавшим, ассоциированный статус и охватывают как политические, так и экономические отношения. Они устанавливают регулярный и интенсивный политический диалог, постепенную экономическую интеграцию и финансовую помощь.
Соглашения являются бессрочными и позволяют странам Центральной Европы в течение десяти лет устранить экономические и финансовые барьеры, в то время как ограничения со стороны ЕС на импорт промышленной продукции из этих стран были сняты к 1 января 1995 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11