Рефераты. Интеграционные процессы в мировой экономике. Региональные аспекты интеграции

Интеграционные процессы в мировой экономике. Региональные аспекты интеграции

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский государственный университет путей сообщения

Кафедра мировой экономики и экономической теории











Интеграционные процессы в мировой экономике. Региональные аспекты интеграции

Курсовая работа по мировой экономике и ВЭД


Выполнил: Налётова А.А.

Проверил: преподаватель

Новолодская Г.И.








г.Иркутск

2009 г.


Введение


Экономическая интеграция - это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

Межгосударственное регулирование международных отношений – это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.

Экономическая интеграция характеризуется следующими существенными признаками:

- взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

- широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, научных и опытно-конструкторских разработках на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

-глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

-целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.

Предпосылки МЭИ:

- близость экономически развитых стран и степени зрелости: интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой;

- географическая близость, сложившихся экономических связей;

- общность экономических и иных проблем;

- демонстрационный эффект;

- эффект «домино».

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых относятся:

1)более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям;

2) возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве;

3) создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

4)совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т. п.).

Несмотря на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки мира преследуют примерно одинаковые цели:

1) использование преимуществ экономики масштаба на базе расширения размеров рынка,

2) сокращения трансакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки

3) создание благоприятной внешнеполитической среды путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной и других неэкономических областях. Особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;

4) решение задач торговой политики путем усиления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Подобные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;

5) содействие структурной перестройке экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС;

6) поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.

Таким образом, в процессе интеграции отдельные группы стран создают друг другу более благоприятные условия во внутрирегиональной торговле и миграции факторов производства и тем самым стимулируют развитие международных экономических отношений в рамках объединений. Вместе с тем региональная экономическая интеграция (особенно в ранних своих формах) оказывает сдерживающее влияние на развитие глобальных международных экономических отношений, так как предполагает установление менее благоприятных условий внешнеэкономических связей с третьими странами.

Функции международных экономических организаций:

Три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

-Регулирующая функция (наиболее важная) состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов.

-Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать своё мнение в резолюциях.

-Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены.


1. Классификация международных экономических организаций


Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.

1)                В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава.

К таким организациям относятся организации системы ООН.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определённого географического района, например, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства.

Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран.

ЕС

Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС). Он образовался на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 году после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.).

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений,

а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-

участницами;

4) проведение общей аграрной и транспортной политики,

5) создание условий конкуренции внутри сообщества;

6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

7) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати.

10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) стали членами ЕС 1 мая 2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны - Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.

В настоящее время участниками ЕС являются государства Западной Европы с населением 325 млн. чел., ВНП в 4414 млрд. долл. (40% стран ОЭСР) и ВНП на душу населения - 13594 долл.

Основными целями Союза являются:

• Создание европейского гражданства

• Обеспечение свободы, безопасности и законности

• Содействие экономическому и социальному прогрессу

• Утверждение роли Европы в мире

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:

• Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);

• Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);

• Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);

• Суд (соблюдение закона);

• Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).

Еще пять органов составляют часть институциональной системы:

• Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);

• Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);

• Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);

• Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);

• Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).

Расширение ЕС является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.

В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического расчета.

«Копенгагенские критерии» для получения членства в ЕС

Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и политические условия, известные как «Копенгагенские критерии», и в соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:

- Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств;

- Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;

- Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

В 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики. С 1 января 2002 года евро введена в наличное обращение, исключение составили Великобритания, Дания, Норвегия.

В целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 году доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта - 35% общего импорта, то к концу 90-х годов эти показатели достигли 61, 7% и 62% соответственно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.