Рефераты. Интеграционные процессы в мировой экономике. Региональные аспекты интеграции

Уточненные параметры прогноза социально-экономического развития на 2009-2011 годы разработаны по трем основным вариантам.

Вариант 1а, «инерционный», предусматривает сохранение в 2009 году цен на нефть марки « Urals » на уровне 50 долларов за баррель с последующим повышением до 55 долларов в 2010 году и до 60 долларов за баррель в 2011 году.

Вариант предусматривает реализацию уже принятого пакета мер по снижению налогов и поддержке банковского сектора. При этих предпосылках ожидается снижение ВВП в 2009 году на 0,5% и инвестиций – на 9,5 процента.

Дополнительно проработан вариант 1 b, предусматривающий постепенное восстановление восходящей динамики цен на нефть марки « Urals » до 60 долларов за баррель в 2009 году, 68 долларов в 2010 году и 74 долларов за баррель в 2011 году. При реализации тех же институциональных условий темп роста ВВП может повыситься за счет более высоких экспортных доходов на 1-1,5 процента (по отношению к варианту 1а).

Базовый вариант (вариант 2) учитывает эффект дополнительных антикризисных мер, направленных на оказание поддержки реальному сектору экономики, а также реализацию инвестиционных программ естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов экономики. В этих условиях рост ВВП может достичь 2,4% при повышении инвестиций на 1,4 процента.


Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2009 год


2008 оценка

2009 прогноз

2

1 b

Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр.    

94,6

50

50

60

Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс. куб. м              

409,7

283,5

283,5

302,3

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США                

24,9

31-32

30,8-31,8

29-30

Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен, %  

13,4


10-12


Экспорт нефти, млн. тонн             

244,4

235,0

235,0

245,0

Экспорт природного газа, млрд. куб. м                

203,0

208

208

213

Валовой внутренний продукт, млрд. рублей

42469

40858

42089

42491

темп роста         

106,0    

99,5       

102,4    

100,8

Промышленность, %      

102,0    

95,3       

96,8       

97,5

Инвестиции в основной капитал, %                

109,2    

90,5       

101,4    

96,8

Реальные располагаемые доходы населения, %     

104,0    

100,2    

102,5    

101,7

Оборот розничной торговли, %

113,6    

102,9    

103,4    

103,4

Торговое сальдо,млрд. долл. США                

177        

41          

18          

60

Экспорт товаров,

млрд. долл. США             

469        

303        

303        

343

Импорт товаров, млрд. долл. США

292,5    

262        

285        

283


Основные меры по защите от кризиса и поддержке финансового и реального секторов экономики.

Общие меры для всех вариантов

1. Тарифные решения – снижение темпов роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов, что ограничит рост цен на коммунальные услуги для населения и повышение издержек энергоемких (газоемких) производств.

Предусматривается более плавное, чем планировалось ранее, повышение тарифов на газ в 2009 г.: 5% с 1 января, 7% с 1 апреля, 7% с 1 июля, 6,2% с 1 октября.

Снижение уровня среднегодового роста регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки в 2009 году до 12,4% (против ранее предполагаемых 18,7%). Проведение индексации тарифов в 2009 году в два этапа: с 1 января и с 1 июля.

Индексация тарифов на тепловую энергию на 18% (вместо ранее планируемых 22 процентов).

2. Налоговые стимулы (снижение налогообложения прибыли, введение повышенной амортизационной премии, совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов и другие).

3. Поддержание ликвидности банковского сектора и его капитализации.

Объем ресурсов, направляемых на поддержание ликвидности банковского сектора (субординированные кредиты, беззалоговые аукционы, санация банков), к концу 2009 года составит до 4,7 трлн. рублей, или 11,2-11,5% ВВП.

4. Поддержка жилищного сектора (выкуп жилья эконом-класса для реализации социальных программ, поддержка строительных компаний, капитализация АИЖК, помощь заемщикам, потерявшим работу, поддержка спроса за счет увеличения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, создание возможности для использования материнского капитала на цели улучшения жилищных условий).

5. Социальная защита населения – повышение пособий безработным и активные программы поддержки занятости.

6. Предоставление государственных гарантий (до 300 млрд. рублей).

7. Увеличение субсидий на экспорт промышленной продукции, кредитов предприятиям АПК, субсидий оборонным предприятиям.

8. Дополнительная поддержка малого бизнеса (государственный бюджет – 10,5 млрд. рублей и ВЭБ – 30 млрд. рублей).

9. Повышение таможенных тарифов в целях защиты внутреннего рынка и изменение квот на импорт мяса.

Дополнительные меры в базовом варианте прогноза

10. Системообразующие предприятия – наряду с предоставлением государственных гарантий по кредитам этим предприятиям, поддержка через дополнительную капитализацию, кредитование на пополнение оборотных средств и финансирование инвестиционных проектов.

11. Неснижение общего объема расходов, поддержка государственных инвестиций на федеральном уровне при повышении их эффективности, поддержка инвестиций регионов за счет предоставления дополнительных трансфертов регионам.

12. Поддержка агропромышленного комплекса. Дополнительное фондирование банков, кредитующих сельское хозяйство (включая поддержку посевной и финансирование завершения инвестиционных проектов), субсидирование процентной ставки по отдельным видам кредитов до 80%. Дополнительная капитализация Росагролизинга (25 млрд. руб.) и Россельхозбанка (45 млрд. рублей).

13. Увеличение поддержки программ кредитования и инвестирования малого, а также инновационного бизнеса.

14. Дополнительное фондирование или капитализация ВЭБа и других системообразующих банков.

15. Поддержка выкупа «плохих» долгов или стрессовых активов.

16. Дополнительная поддержка жилищного строительства (АИЖК и Фонд реформирования ЖКХ).

Инерционный вариант (1а,1 b) предполагает снижение государственных инвестиций в 2009 году в номинальном выражении в результате сокращения ресурсов федерального и региональных бюджетов (относительно ВВП государственные капиталовложения снижаются с 4,3% в 2008 году до 3,6-3,7% в 2009 году). Базовый вариант (вариант 2) предполагает более активную инвестиционную политику государства и стабилизацию величины государственных инвестиций в 2009 году на уровне около 4% ВВП.

Прирост кредитования нефинансовых организаций и населения в 2009 году по инерционному варианту оценивается в 12% (т.е. стагнация в реальном выражении) и в базовом варианте – 18%. Отток капитала по обоим вариантам оценивается в 90 млрд. долларов США, а международные резервы могут снизиться на 110-140 млрд. долларов. В этих условиях резко возрастает потребность в рефинансировании со стороны Банка России, а бюджетная система характеризуется образованием дефицита.

Основные макроэкономические параметры инерционного варианта (вариант1а)

1. Динамика производства и спроса.

Из-за снижения мировых цен и физических объемов экспорта экспортные доходы понизятся в 2009 году на 35%. Это приведет к резкому сжатию инвестиционной активности при слабом росте торговли и стагнации реальных доходов населения. В результате ВВП сократится на 0,5%, при снижении инвестиций на 9,5% и росте торговли на 2,9%. Сокращение спроса и снижение курса рубля приведут к снижению импорта на 11% (5,6% в реальном выражении), особенно за счет инвестиционных товаров. Рост торговли будет поддерживаться снижением нормы сбережений населения при умеренном увеличении потребительского кредитования.

Падение промышленного производства охватит 1-3 кварталы, в 4-м квартале ожидается рост на 5,5 процента.


Динамика компонент ВВП в 2008-2009 гг. (вариант 1а)


2008     

2009


1 кв       

2 кв       

3 кв       

4 кв       

год

1 кв       

2 кв       

3 кв       

4 кв       

год

ВВП используемый

108,4

107,3

106,2

102,3

106,0

96,5

99,2

98,2

103,7

99,5

Общее конечное потребление

110,6

109,4

109,8

108,7

109,6

103,2

102,1

102,3

102,3

102,4

Домашних хозяйств

114,1

112,2

112,4

110,4

112,1

103,8

102,2

102,4

102,4

102,7

Государственных учреждений и некоммерческих организаций      

102,2

102,2

102,9

103,9

102,8

101,9

101,9

101,9

101,9

101,9

Валовое накопление

110,4

117,8

114,0

110,8

113,4

77,5

82,2

81,2

103,8

87,3

основного капитала

119,4

112,9

109,8

103,2

109,4

83,5

86,0

89,0

98,0

90,6

изменение запасов

81,2

149,9

126,0

-230,0

137,9

50,0

65,0

82,5

51,0

70,1

Чистый экспорт товаров и услуг

92,7

67,4

48,8

31,1

57,4

88,1

120,9

124,6

154,7

113,7

экспорт

114,4

105,4

105,9

94,0

104,0

90,7

96

98,6

104,5

97,5

импорт

127,3

122,6

122,9

119,3

122,6

92,3

84,0

87,4

100,7

91,4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.