¾ универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.
Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран. Эта модель была использована в ирано-иракской войне; двустороннее и многостороннее урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН — использована по афганскому конфликту (США и СССР гаранты); межгосударственное — урегулирование при посредничестве третьей стороны; политическое урегулирование конфликта на основе диалога. Наиболее распространенное средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов – это переговоры[7].
В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Урегулирование конфликтов оказалось сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет важное значение как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.
Современный крупный социолог и исследователь М. Кастельс в своей книге «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» пишет, что в развитых демократических странах быстро пришли к трем выводам относительно условий необходимых для того, чтобы сделать войну более или менее приемлемой для общества[8].
1. Она не должна затрагивать простых граждан, т.е. должна вестись профессиональной армией, к принудительному набору нужно прибегать только в случае действительно чрезвычайных обстоятельств, а они предполагаются маловероятными.
2. Она должна быть короткой, даже мгновенной, чтобы результаты не заставляли себя ждать, истощая человеческие и экономические ресурсы и поднимая вопрос об оправданности военной акции.
3. Она должна быть чистой, хирургической, с разумной величиной разрушений (даже у противника) и скрытой от взгляда общества настолько, насколько это возможно, что приводит к тесной связи обработки информации, создания образов и ведения войны.
Впрочем, мгновенные — хирургические, закрытые, технологические — войны являются привилегией технологически господствующих наций. Повсюду в мире тянутся год за годом полузабытые жестокие войны, ведущиеся часто примитивными средствами, хотя глобальное распространение высокотехнологичного оружия захватывает и этот рынок.
Грузия кажется стороннему наблюдателю мудреным клубком национальных и сепаратистских мотивов. Однако за ним проступает общая проблема, требующая неотложного внимания со стороны внешнего мира. Одна за другой бывшие советские республики погружаются в пучину кровавой борьбы за власть и национальные интересы. В каждой из них имеется значительное русское меньшинство. Кроме того, в новых государствах имеются русские военнослужащие, несущие службу в вооруженных силах, принадлежавших некогда Советскому Союзу. В Абхазии, как и в Молдове, эти русские силы вовлекаются в вооруженные столкновения.
На южных границах России христианство соседствует с исламом, а славяне - с грузинами, армянами, тюркскими и иранскими народами. В результате получается невероятная мешанина народов и религий.
Абхазы - тюркоязычный и, главным образом, мусульманский народ - подпали под власть Грузии тысячелетие назад. Сама Грузия была поглощена Российской империей в XIX веке, а населявшие ее народы подверглись насильственным переселениям, когда Сталин, сам уроженец Грузии, правил в Кремле. Прошло время и Грузия вновь обрела независимость. Но ее первый избранный народом руководитель Звиад Гамсахурдиа был насильственно смещен со своего поста, и его сторонники длительное время вели борьбу против правительственных сил. И вот в 1992 году абхазские сепаратисты провозгласили независимость, невзирая на то, что лишь 18 процентов проживающих в Абхазии людей принадлежат к коренной национальности.
В контексте тематики дипломной работы, на наш взгляд необходимо рассмотреть историко-хронологические события, предшествовавши грузино-абхазскому конфликту.
После распада Российской империи советская Россия признала территорию независимой Грузии в пределах до реки Псоу, то есть фактически - Абхазию в составе вновь образованной Демократической Республики Грузия. Это было закреплено в российско-грузинском договоре от 7 мая 1920 года, где записано, что «государственная граница между Грузией и Россией проходит от Черного моря по реке Псоу до горы Ахахча» (абхазский участок современной российско-грузинской границы).
25 февраля 1921 года в Грузии произошел большевистский переворот, и 4 марта 1921 года в Абхазии установилась советская власть. С этого периода существует Cоветская Cоциалистическая Республика Абхазия на договорных началах. Но и тогда, и в период существования Закавказской Федерации, и в пределах СССР она рассматривалась как часть Грузии. Независимость Абхазии не подтверждена Конституциями ни Закавказской Федерации, ни СССР.
В 1931 году конституционный статус Абхазии стал соответствовать ее фактическому правовому состоянию и определился как «автономная республика в составе Грузии». В соответствии с положениями Конституций как 1936 года, так и 1977 года автономные образования являлись неотъемлемыми частями союзных республик и, естественно, не имели права выхода из состава союзной республики, тем более из СССР.
В 1990 году были приняты Закон «О распределении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» и Закон «О порядке выхода союзных республик из состава СССР». Это было сделано с целью сдержать процесс развала Союза, спровоцировав сепаратистские движения против республик, чтобы остановить процесс законодательного утверждения их государственной независимости. Эти законы противоречили действующей Конституции СССР. Не случайно все советские республики, и в первую очередь Россия, их отвергли. Очевидно, что распад СССР произошел не в соответствии с этими законами, а в соответствии с Конституциями СССР и союзных республик.
31 марта 1991 года в Грузии, в том числе и в Абхазии, был проведен референдум о восстановлении государственного суверенитета. В Абхазской АССР в референдуме приняли участие 61,27% избирателей, 97,73% из которых проголосовали за государственный суверенитет Грузии, что составляло 59,84% от общего числа избирателей Абхазии. Лишь 1,42% от принявших участие в голосовании, то есть 1,37% от общего числа избирателей, проголосовали против. По всей Грузии в референдуме приняло участие 90,79% избирателей, 99,08% из которых проголосовали за восстановление государственного суверенитета Грузии. На основании итогов референдума Верховный совет Грузии 9 апреля 1991 года провозгласил Декларацию о восстановлении государственного суверенитета Республики Грузия.
Можно предположить, что это решение стало моментом разрыва отношений между Грузией и Абхазией, т.е. одной из причин начала конфликта. Между тем и после этого в Абхазии все вопросы в соответствии с действующим законодательством решались в центральных органах власти и управления Грузии, все кадровые и финансовые вопросы, в том числе и бюджет Абхазии, согласовывались и утверждались в Тбилиси. Более того, новый избирательный закон Абхазской АССР, принятый после 9 апреля 1991 года, разрабатывался с участием юристов-экспертов Тбилиси, а затем утверждался верховными органами госвласти Грузии. В соответствии с этим законом был избран предвоенный парламент, а на основе решения Верховного совета Грузии были продлены полномочия высшего органа государственной власти автономного образования - Верховного совета Абхазской АССР. После 9 апреля 1991 года ВС Абхазии принимал нормативные акты в соответствии с правовым полем Грузии, а также внес изменения в Конституцию Абхазской АССР, в Основной закон автономии, который признает Абхазию автономной единицей в составе Грузии, и положение о нахождении в составе Грузии не было изменено.
И главное: 11 октября 1992 года на территории Абхазии были проведены выборы главы грузинского государства и парламента Грузии. От Абхазии были избраны 12 депутатов, до сих пор сохранившие свои полномочия и исполняющие обязанности народных избранников.
Основные события и даты в истории грузино-абхазского конфликта:
1917 г., 8 ноября - создан Абхазский народный совет, высший орган власти в крае.
1918 г., июнь - под предлогом борьбы с большевистскими силами в Абхазию входят войска Грузинской Демократической республики.
1921 г., 31 марта - Абхазия провозглашена Советской Социалистической республикой.
1931 г., 11 февраля - VI съезд советов Абхазии «одобрил» решение о преобразовании ССР Абхазия в автономную ССР в составе Грузинской ССР. 1956 г.,
10 июля - постановление ЦК КПСС Об ошибках и недостатках в работе ЦК; КП Грузии, осудившее «искривления национальной политики» в Абхазии
1957 г., апрель - волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР.
1967 г., апрель - массовые выступления абхазов с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР.
1978 г., май, сентябрь - массовые выступления абхазов с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР.
1989 г., 18 марта - 30-тысячный сход абхазов. Принято обращение к высшим органам власти СССР о возвращении Абхазии статуса (союзной) советской социалистической республики.
1989 г., 15-16 июля - кровавые столкновения между грузинами и абхазами в Сухуми (16 погибших).
1990 г., 25 августа - ВС Абхазии принимает Декларацию о суверенитете Абхазской АССР. Раскол между депутатами-абхазами и грузинской фракцией ВС, выступившей против Декларации.
1990 г. , 24 декабря - Владислав Ардзинба избран председателем Президиума ВС Абхазии.
1991 г., 25 сентября - выборы в ВС Абхазии; формирование депутатского корпуса проходит на квотной основе: 28 мест у абхазов, 26 у грузин, 11 у представителей других этнических групп.
1992 г., 6 января - Владислав Ардзинба избран председателем ВС Абхазии нового состава.
1992 г., начало февраля - политическая напряженность в Абхазии в связи с тем, что под предлогом борьбы со сторонниками свергнутого президента Звиада Гамсахурдиа в Абхазию вошли подразделения Национальной гвардии Грузии.
1992 г., 5 мая - наивысшая точка нараставших противоречий между абхазской и грузинской фракциями ВС. Грузинская фракция покидает заседание. В полном составе парламент больше не собирался.
1992 г., июнь - в Абхазии идет процесс создания вооруженных формирований: полка внутренних войск Абхазии и местных грузинских подразделений.
1992 г., 23 июля - ВС Абхазии принимает постановление о прекращении действия конституции Абхазии 1978г. и введении в действие конституции 1925г., фиксировавшей доавтономный статус Абхазии.
1992 г., 14 августа - начало грузино-абхазской войны.
1993 г., 30 сентября - конец грузино-абхазской войны.
1993 г., 1 декабря - во время начавшихся в Женеве мирных переговоров подписан Меморандум о понимании.
1994 г., 4 апреля - в Москве подписано Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта и Соглашение о беженцах и порядке их возвращения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18