Рефераты. Грузино-абхазский конфликт

Признав независимость Республики Абхазия, ПМР и РЮО, Россия тем самым завершит политико-правовое оформление распада СССР и подтвердит свой статус правопреемника Советского Союза.

При этом Россия получит возможность создать «пояс добрососедства», включающий Абхазию, Приднестровья и Южную Осетию как лояльные Российской Федерации государства.

Такие действия России несомненно будут одобрены населением Северного Кавказа и Юга России, неоднократно заявлявшим о поддержке независимости Абхазии. Тем самым Россия получит дополнительный потенциал влияния на ситуацию в этом регионе.

Для реализации данного сценария от РФ не требуется практически никаких дополнительных материальных затрат. Экономика Абхазии уже сегодня тесным образом связана с Россией, которая является практически ее единственным торгово-экономическим партнером, кредитором и основным зарубежным собственником имущества на территории Республики.

Российскому бизнесу также не потребуется каких-либо дополнительных гарантий неприкосновенности собственности и защиты инвестиций в Абхазии, поскольку сделки были оформлены по законодательству де-факто независимых государств, которое, естественно, не будет изменяться после юридического признания независимости.

Российская сторона получает доступ к важным транзитным транспортным коридорам и инфраструктурным объектам, включая причерноморскую полосу в непосредственной близости от предстоящей Зимней Олимпиады 2014 года.

Вопросы российского военного присутствия в данном стратегически важном регионе будут вынесены за рамки международной повестки в плоскость двусторонних российско-абхазских отношений.

Необходимо отметить, что некоторые значительные рубежи на пути последовательного, поэтапного продвижения успешно преодолены. К ним, несомненно, можно отнести вхождение Абхазии в рублевую зону, предоставление российского гражданства жителям Абхазии, безвизовый режим и начавшийся приток российских инвестиций в экономику Абхазии

В то же время, в контексте событий, развивающихся вокруг Косово, предлагаемый проект поэтапного признания независимости Абхазии лимитирован во времени. Если Россия не отреагирует решительно адекватно и быстро в случае признания независимости Косово, то благоприятный момент может быть упущен и когда эта тема перестанет быть актуальной, ссылки на нее не будут восприниматься соответствующим образом.

Современный мир выстраивает основы своей жизни по правилам жесткой, зачастую циничной рациональности и в межгосударственных отношениях всякие абстракции отступают на второй план, уступая место непреходящим коренным интересам влиятельных акторов международной политики.

Современное международное право не предусматривает никаких правовых норм, каким-либо образом ограничивающих право государств признавать вновь образованные государства, даже если сецессия произошла без согласия бывшей метрополии.

Реализуя свое право на признание Абхазии, Россия, прежде всего, будет исходить из необходимости защиты своих политических и экономических интересов, а также руководствоваться политической и экономической целесообразностью. Такое действие России, направленное на восстановление исторической справедливости, будет оправдано с точки зрения высокой морали; оно также будет твердо опираться на волеизъявление народа, выраженного на всенародном референдуме.

 

Глава 3 Современное состояние грузинско-абхазских отношений

3.1 Народная дипломатия

Современное абхазо-грузинское противостояние, которое политики скромно окрестили «конфликтом», представляется обычным явлением перенасыщенной интригами новейшей истории. Правильный анализ причин данного противостояния не требует исследования психологических и духовных особенностей грузин и абхазов. Обе противостоящие стороны состоят из простых, уважающих себя трудолюбивых людей, выстоявших в беспощадных катаклизмах истории и донесших свое историческое лицо до третьего тысячелетия. Какими-либо аномалиями они не страдают

Известные до наших дней исторические источники не содержат доказательств существования когда-либо между грузинами и абхазами конкретного противостояния на этнической либо религиозной основе. Все известные противоречия между этими братскими народами на протяжении двухтысячелетнего общежития обусловливались преимущественно внешними и внутренними политическими и экономическими факторами.

Древние и средневековые источники бесспорно доказывают экономическую, политическую и культурную общность этих народов, их общежитие в едином государстве.

Благодаря своему геополитическому положению Закавказье постоянно испытывало давление сильных соседей и временами попадало в сферы их влияния. В результате именно такого деления распалось единое Грузинское государство и одна из его составных частей, Абхазское княжество, совместно с историческими Самцхинским атабагством и Таокларджети, на несколько веков попали в состав Османской империи. Несмотря на это, даже в период этого лихолетья, не замирали связи между грузинским и абхазским народами. В сохранившихся отчетах турецких военачальников в Грузии отмечается, что в борьбе с турецкими гарнизонами абхазы и грузины достигают успехов тогда, когда им удается выступать объединенными силами.

Одним из положительных результатов присоединения к России грузинских царств и княжеств следует считать то, что это привело к фактическому воссоединению большей части распавшегося грузинского государства, хотя бы в составе Российской империи, и восстановлению нарушенных экономических и культурных связей. В период существования Советского Союза продолжался позитивный процесс укрепления этих связей.

Следует помнить, что любой «покровитель» или завоеватель, под влияние которых подпадали абхазский и грузинский народы, целеустремленно раздували противостояние и вражду между ними. С этой точки зрения не отличались от других ни царская Россия, на Советский Союз. Руководящий для метрополий принцип «разделяй и властвуй» и в этом случае продолжал оставаться гарантией незыблемости единства империи.

Противостояние между грузинами и абхазами в известной мере обусловливалось и тем, что уже в годы советской власти был допущен ряд извращений в национальных отношениях, приведших к искусственному раздуванию розни между этими народами. Имеется в виду характерный для того периода волевой подход к образованию и к ликвидации Абхазской Советской Социалистической Республики, «реорганизации» абхазских школ, замене используемого в абхазской письменности латинского алфавита грузинским. Примечательно, что многие из лидеров современного абхазского сепаратизма среднее образование получали именно в таких реорганизованных школах, помнят все «прелести» этого мероприятия.

Значительный вред абхазо-грузинским отношениям причинило искусственное изменение демографического баланса и дальнейшие политические манипуляции уже измененным балансом.

Осложняются эти отношения политизацией истории, фальсификацией и спекулированием неуточненными фактами истории в националистических и шовинистических целях как с одной, так и с другой стороны.

Значительный отпечаток на возникновение конфликта в Абхазии, как и большинства «горячих точек» на земном шаре, наложили изменения в распределении политических сил в мире.

Россия, потерявшая бывший социалистический лагерь, пытается хотя бы частично сохранить поддержку новых независимых государств, возникших на постсоветском пространстве, а Соединенные Штаты Америки добиваются путем преумножения «горячих точек» вырвать у стратегического противника последнюю опору.

Такое противостояние между странами - гигантами, обладающими самым мощным военно-экономическим потенциалом в мире, безусловно влияет на судьбы всех остальных народов, в том числе и на взаимоотношения между грузинским и абхазским народами.

Оба гиганта пытаются убедить (разумеется, каждый по-своему) грузин в том, что они смогут сохранить территориальную целостность своего государства, а абхазов в том, что те смогут получить долгожданную самостоятельность только с их бескорыстного, благосклонного отношения к решению интересующих эти народы проблем.

В международных отношениях всегда существовала ситуация, которую условно можно было бы назвать фактором «дальнего покровителя».

Стремящиеся к независимости малые народы понимают, что без сильного союзника их мечты о политической самостоятельности лишены реальных оснований. Старые, привычные союзники значительно пугают их оставшимися в сознании воспоминаниями об их имперских амбициях и властолюбивых устремлениях. Поэтому они мечтают выбрать такого «дальнего покровителя» который бы и старую метрополию образумил, и находился бы не в такой близости, чтобы заранее проверять их каждый шаг и диктовать каждое решение. Таким «дальним покровителем» для большинства бывших советских республик в первую очередь мыслится США.

Несмотря на возрастающий антагонизм между Соединенными Штатами Америки и исламским фундаментализмом, их интересы в отношении России в значительной мере совпадают, они одинаково заинтересованы в развале и окончательном ослаблении России, только с той разницей, что оба они пытаются использовать в своих корыстных целях отторжение России от активной мировой политики.

В таком крайне ожесточенном и враждебно настроенном мире Грузия пытается использовать поддержку Соединенных Штатов Америки для выхода из-под влияния России. Абхазский сепаратизм для своего высвобождения из-под опеки строившей самостоятельное государство Грузии, стратегическим союзником избрала Россию

Чей выбор окажется верным, покажет будущее, но вся история постсоветского кровавого противостояния этих народов говорит о бесперспективности силового решения возникших в их взаимоотношениях проблем.

Трудно убедить оппонента, почему можно считать справедливым распад Советского Союза на составные части до уровня союзных республик, а предоставление независимости, скажем, субъектам Российской Федерации- недопустимо. Так же затруднительно найти убедительный ответ на вопрос, почему борьба косовских албанцев против сербов заслуживает всяческой поддержки, тогда как те же действия Чечни в Российской Федерации, Карабаха - в Азербайджане, Абхазии - в Грузии, Приднестровья - в Молдове или курдов - в Турции признаны недопустимыми.

Не объяснить такого подхода к вопросу малочисленностью чеченцев, как и немоноэтническим составом населения Приднестровья. Существуют же в Европе более «миниатюрные» государства, со значительно меньшим населением и невидимой для невооруженного глаза территорией? Выдержала же натиск многовековых катаклизмов этнически неоднородная Швейцария?

Что касается целесообразности, то это настолько оценочная категория, что ее использование в качестве аргумента в данном споре наверняка осложнило бы объективное разрешение проблемы. Трудно себе представить, что совпадут точки зрения Баку и Степанакерта по статусу Карабаха. Такими же взаимоисключающими оказались бы отношения Москвы и Грозного, Кишинева и Тирасполя, Тбилиси и Сухуми по вопросам статусов, соответственно. Нагорного Карабаха, Ичкерии, Приднестровья и Абхазии.

Противоположность интересов определяет разный подход к однородным вопросам, исключает развитие нормальных взаимоотношений и предопределяет диаметральную противоположность оценок одинаковых по своей природе явлений. В природе такой разноречивый подход к оценке однородных процессов легко воспринимается и не становится причиной особых осложнений.

Совершенно другую реакцию проявляет в подобных ситуациях общество. Разделение столетиями совместно проживающих народов связано с целым рядом болезненных процессов. Происходит крушение сложившихся веками экономических, политических, культурных и родственных связей, что, как правило, приводит к непримиримым противоречиям и завершается кровавым противостоянием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.