Рефераты. Государственное и международное регулирование трудовой миграции

Увеличение темпов экспансии на полуостров выходцев из слабо- и среднеразвитых стран отнюдь не случайно. В результате ускоренного политико-экономического развития последних десятилетий Испании столкнулась с проблемой, с которой до этого раньше или позже сталкивались развитые государства Европы и Северной Америки, - стремлением большого числа чужеземцев проникнуть в страну и обосноваться в ней по причине более высокого жизненного уровня, чем на их собственной родине. Пути проникновения иммигрантов в Испанию различны»[13].

«Часть их попадает сюда, получив от властей вид на жительство или официальное разрешение на работу в определенных сферах экономики. Другие проникают в качестве туристов. Кому-то из этих “путешественников” удалось получить разрешение на работу, заключив контракт с предпринимателем, и остаться в стране на законном основании, пользуясь правом на социальное обеспечение, медицинское обслуживание, школьное обучение для детей и другие возможности, связанные с официальным статусом. Большинство же после истечения срока туристической визы переходят на нелегальное положение. Так же поступают те их соотечественники, которым не удается продлить истекший контракт. Наконец, широко распространено изначально нелегальное проникновение в Испанию. В последние десятилетия страна испытывала настоящий “наплыв” – в прямом смысле слова – североафриканских мусульман: множество людей пересекает Гибралтарский пролив и акваторию, отделяющую побережье Африки от Канарских островов, на лодках, катерах, баркасах. Часть этих иммигрантов задерживает и депортирует на родину береговая охрана, а для некоторых, отправляющихся в путь на совершенно неприспособленных для этого утлых лодках, путешествие заканчивается трагически: они гибнут при переправе.

Кажется парадоксальным, что иммигранты находят работу, в то время как уровень безработицы в Испании с конца 70-х годов один из самых высоких в западной Европе. Дело в том, что коренные жители, даже числящиеся безработными, не спешат становиться домашней прислугой, занимать непрестижные и плохо оплачиваемые мета в строительстве, сельском хозяйстве. В особенно тяжелом положении находятся нелегальные иммигранты, зачастую занятые в подпольной экономике и подвергающиеся сверхэксплуатации. Предпринимателям выгоднее иметь дело с официально незарегистрированными работниками, поскольку это позволяет снижать издержки путем экономии на заработной плате, уклонения от уплаты налогов и взносов в систему социального обеспечения»[14].

«Своеобразие ситуации – и отнюдь не только в Испании – состоит в том, что иммиграция создает коллизию между потребностями экономики, нуждающейся в дополнительной рабочей силе и необходимостью решения демографических проблем, с одной стороны, и чаяниями части общества, охваченной антииммигрантскими настроениями, - с другой. К тому же, не следует забывать о болезненном восприятии сотнями тысяч переселенцев отношения к ним как к гражданам второго сорта.

Противодействие расизму, равно как и проблема интеграции иммигрантов, во многом зависит от позиции властей. Немалую роль здесь могут сыграть также школа и средства массовой информации при условии проведения ими совместно с властями некоего общего кодекса поведения в отношении переселенцев»[15].

«Для эффективной интеграции переселенцев недостаточно лишь законодательных актов: необходимы еще и поддержка общества, и соответствующий настрой их самих. Интеграция иммигрантов в новый для них социум, как справедливо замечает М. Пахарес, - двусторонний процесс, предполагающий и желание приезжих стать частью общества, и готовность последнего сделать их своими полноправными членами. Она невозможна как без восприятия переселенцами определенных этико-политических ценностей принимающего их общества, так и без адаптации последним своих структур к тем изменениям, которые несет с сбой иммиграция. Если часть чужестранцев ориентируется на “геттоизацию”, а не на интеграцию, то принимающей стороне следует задуматься о своей ответственности за это»[16].

 

2. Предпосылки и основные направления государственного регулирования международных миграционных процессов


Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное:

в этих странах развивается производство, особенно в отраслях, недостаточно привлекательных для местного населения;

нередко без привлечения иностранной силы невозможно развитие таких производств, как автомобильная промышленность, строительство и т. д. Так как иммигранты вынуждены заниматься вредной тяжелой низкооплачиваемой работой, на которую не согласны местные рабочие;

иммигранты служат как бы амортизатором в период ухудшения экономики стран-импортеров. При спаде уровня производства первыми теряют работу иностранные рабочие;

страны имеют возможность за счет иммигрантов, которые занимаются низкооплачиваемой работой, переводить местное население в высокотехнологичные отрасли;

предприниматели стран-импортеров сдерживают оплату труда местным рабочим из-за того, что иммигранты готовы трудиться за небольшую по стандартам этой страны заработную плату;

страны-импортеры также выигрывают от высококвалифицированной рабочей силы, которая приходит из-за рубежа. За счет иностранных специалистов и исследователей повышается конкурентоспособность продукции этих стран, развивается новое производство, экономятся денежные средства на подготовку специалистов.

Недостатком иммиграции в странах-импортерах является снижение реальной заработной платы местного населения из-за конкуренции среди местных и иностранных рабочих в низкооплачиваемых сферах труда.

У стран-экспортеров также есть преимущества, так как они получают денежные переводы от эмигрантов. «Так, в начале 90-х гг. доходы от эмигрантов составляли, млрд. долл. в год: в Португалии – 3,6; Египте – 3,5; Испании – 2,6; Индии – 2,4; Пакистане – 2,4; Турции – 2,2; Израиле – 1,5. Общая сумма переводов трудовых мигрантов только из развивающихся стран на родину оценивалась примерно в 40 млрд. долл.».[17] Кроме переводов эмигранты при возвращении на родину привозят с собой различные ценности и средства производства на довольно большие суммы по меркам страны-экспортера.

Недостатком эмиграции в стране является так называемая “утечка умов”, когда квалифицированные кадры уезжают в другие страны. Это ведет к интеллектуальному спаду в странах-экспортерах.

«Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам»[18].

«О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью из привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания»[19]. «Вводятся временные ограничения, связанные со сроком пребывания иммигрантов в стране-реципиенте»[20].

«Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Страны-экспортеры используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

методы и средства защиты интересов государства – экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открываются эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т. д. Ряд государств прямо обязывают трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы.

методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т. д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения из основных прав;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.